Спешите вывести на рынок новый продукт, пока не появились конкуренты и аналоги? Тогда вам полезно будет вспомнить о том, что судьба первопроходцев в новых отраслях и нишах зачастую незавидна. Вот поучительные истории трех стартапов, которые в свое время занимали доминирующее положение на рынке и были круче Facebook и Alibaba, но канули в безвестность.
Mt. Gox
Взлет токийской компании Mt. Gox произошел на волне взрывного интереса к новой цифровой валюте — биткоинам. Компания выполняла функцию обменника, конвертируя старомодные деньги в биткоины. В 2013 году Mt. Gox контролировал 80% рынка, а дневной оборот достигал $25 млн, это было еще до того, как популярность биткоина достигла своего апогея.
Причина провала: раздолбайство
В феврале 2014 года состоялось ограбление века: хакеры украли $460 млн со счетов Mt. Gox. Всего за одну ночь компания была полностью повержена. Но на самом деле мина замедленного действия была заложена еще при создании этого бизнеса. Кресло СЕО занимал Марк Карпелес – инженер компании, о котором отзывались как о некомпетентном и апатичном. Хакеры воспользовались багом в системе, который сравнительно легко можно было исправить, если бы руководство компании сделало приоритетом безопасность (что имело бы смысл, поскольку в мире криптовалют весьма логично опасаться взлома). Но вместо этого владельцы компании инвестировали $1 млн в собственное пафосное кафе, которое так никогда и не открылось. В компании не использовали систему контроля версий кода и не тестировали код должным образом. В результате из-за программных ошибок система была уязвимой.
Результаты этого разгильдяйства подкосили не только Mt. Gox, но и всю индустрию биткоина. Из-за проблем у крупнейшей биржи курс биткоина значительно упал, и у пользователей остался неприятный осадок. Они наглядно убедились, что компаниями, работающими с криптовалютой, управляют мутные личности, не вызывающие доверия.
Friendster
На пике популярности социальной сети Friendster в ней было зарегистрировано 115 млн пользователей. В число инвесторов компании входил основатель LinkedIn Рид Хоффман, а Google был готов выложить $30 млн за этот ценный актив.
Причина провала: неспособность к масштабированию
Основатель Friendster Джонатан Абрамс продумал свою стратегию завоевания мира. Он видел, что Facebook набирает популярность, и хотел загнать конкурента в угол, перетянув на свою сторону студентов колледжей. По его замыслу, соцсеть надо было скрестить с новостной лентой и экосистемой приложений. Отличный план, но была одна загвоздка: на уровне серверной архитектуры соцсеть не была рассчитана на такое количество пользователей. На протяжении двух лет у пользователей возникали проблемы с авторизацией, а страницы загружались катастрофически медленно. Разочарованные пользователи начали мигрировать на Myspace и Facebook.
Facebook удалось быстро вырваться в лидеры благодаря «сетевому эффекту»: чем больше пользователей вам удается заполучить в кратчайшие сроки, тем больше вероятность занять доминирующее положение на рынке. Мощная инфраструктура позволила Facebook очень быстро развиваться, не беспокоясь о перегрузках серверов, направляя все силы на разработку функционала и привлечение аудитории.
Судьба Friendster печальна: права на доменное имя перешли к малазийской компании MOL, которая развернула на этом домене игровой портал, но в итоге закрыла его, как не оправдавший надежд.
Eachnet
Each что? Вы никогда не слышали об этом проекте? А ведь это был ведущий китайский интернет-аукцион, контролировавший 90% рынка. В 2003 году Eachnet был поглощен за $150 млн глобальным лидером рынка eBay, который надеялся таким образом добиться доминирования и в Китае. Эта сделка положила начало «борьбе титанов» между eBay и Alibaba.
Причина провала: незнание специфики местного рынка
Появление столь сильного конкурента могло оказаться неожиданностью для руководства eBay. Компания Alibaba лидировала на рынке интернет-торговли в сегменте b2b, а версию для частных лиц разрабатывала в тайне. В итоге основатель Alibaba Джек Ма запустил свой интернет-аукцион Taobao как раз вовремя, чтобы помешать eBay захватить рынок в Китае. (Эту историю СБ подробно описывал в материале «Безумный Джек»).
Топ-менеджеры eBay были убеждены в том, что бизнес-модель, доказавшая свою эффективность в других странах, должна «выстрелить» и в Китае, поэтому не стали ничего принципиально менять. Главное различие между конкурентами заключалось в том, что eBay хотел зарабатывать на каждой транзакции, и потому взимал с продавца комиссионные. Taobao же пожертвовал собственной прибылью, чтобы не оставить шанса заморскому конкуренту.
Знание менталитета китайцев помогло Taobao наладить и платежную систему. Китайцы не склонны доверять незнакомцам, поэтому система PayPal, в которой деньги списываются сразу, а покупка доставляется позже, их откровенно напрягала. Чтобы повысить безопасность сделок, в Taobao использовали собственную систему Alipay, которая работает по модели условного депонирования: деньги продавцу не перечисляются до тех пор, пока покупатель не убедится в качестве товара.
Другие материалы на эту тему:
Почему транснациональные корпорации уязвимы
Свержение доминирующей платформы