История Ричарда Брэнсона уникальна. Мальчик, с рождения страдавший дислексией (сейчас, в эпоху политкорректности, его назвали бы «альтернативно одаренным», что в данном случае очень точно отражает реальное положение вещей), начал свою предпринимательскую карьеру в 16 лет. Проблемы с чтением и письмом не помешали ему издавать национальный студенческий журнал — причем первых рекламодателей юный Ричард привлек, когда издание не существовало еще даже «в прототипе», а было только в его сознании.
От нехватки идей Брэнсон никогда не страдал: после журнала он перешел к торговле музыкальными пластинками по почте. По тем временам его стартап был очень даже «подрывным», менявшим привычную схему дистрибуции на рынке звукозаписи. На торговле пластинками (по почте и через обычные магазины) Брэнсон заботал достаточно, чтобы открыть собственную звукозаписывающую студию. В середине 1980-х, сколотив солидный капитал и раскрутив брэнд Virgin, Ричард решился на по-настоящему амбициозный проект — открыл собственную авиакомпанию для полетов через Атлантику. Государственная авиакомпания British Airways почувствовала в Virgin Atlantic (у которой на тот момент было всего четыре самолета) серьезного конкурента и начала настоящую травлю, которая включала в себя «черный» пиар, ложные звонки клиентам Virgin с извещениями о том, что рейс якобы отменяется, и множество других грязных приемов. По совету владельца еще одной частной авиакомпании (на тот момент уже разорившейся из-за козней British Airways) Брэнсон отстоял свое право на честную конкуренцию в суде, а всю полученную компенсацию раздал сотрудникам Virgin Atlantic.
Сегодня под брэндом Virgin работает более 360 компаний в разных странах мира. Всего же за свою предпринимательскую карьеру Ричард Брэнсон запустил более 600 бизнесов в разных сферах — от учета имущества до производства газировки. Уже само это соотношение показывает, что герой нашего интервью считает неудачи органичной частью предпринимательства и готов без сожаления закрывать не оправдавшие ожиданий компании, чтобы посвятить время и энергию новым проектам. Кажется, что головокружительный успех не так уж сильно изменил Ричарда. Он не похож на замкнутого, напыщенного миллиардера, а напротив, остается простым человеком — открытым (насколько это возможно в его положении), сострадательным и веселым.
«Брэнд Virgin отражает мою личность»
:Многие из коллег-журналистов говорили мне, что не стоит и пытаться взять у вас интервью. Я рад, что не послушал их. Наверное, вы были в подобной ситуации в первые годы своей карьеры, когда выпускали журнал Student и пытались встретиться с такими знаменитостями, как Жан-Поль Сартр, Ванесса Редгрейв, Джон Леннон, Мик Джаггер, Джеральд Скарф, Дэвид Хокни… Приходилось ли вам идти на хитрость, чтобы заполучить интервью с ними, или достаточно было проявить настойчивость?
Для успеха в таком деле следует комбинировать настойчивость с изрядной долей наглости и несколькими уловками. Но нам никогда не удавалось комбинировать все три принципа в работе над журналом Student.
Является ли Virgin Group продолжением вашей личности? Считаете ли вы, что компания становится сильнее, если предприниматель привносит в нее черты своего характера?
Я думаю, что брэнд Virgin отражает мою личность. Он страстный, определенный, ориентированный на своих сотрудников и клиентов, возбуждающий любопытство на протяжении многих лет. Даже сегодня брэнд Virgin не превратился в ширпотреб, как Coca-Cola или известный сорт виски The Famous Grouse. Для многих Virgin — это мироощущение и часть стиля жизни.
Личность есть у любого брэнда, хотите вы этого или нет. Некоторые брэнды — «хорошие», то есть теплые и любимые. К другим это относится в меньшей степени. Бизнес может пытаться целенаправленно влиять на восприятие брэнда, но важнее не то, что вы хотите из себя представить, а то, что в итоге думает о вашей компании клиент.
Многие ваши деяния и проекты выглядят как попытка доказать, что не существует ничего невозможного. Это действительно так? Если мне скажут, что существует что-то невозможное, я постараюсь доказать, что это не так. Наверное, отчасти это из-за моей тяги к приключениям, а вдобавок меня мотивирует идея создания новых вещей.
Вы открыли благотворительный центр еще в то время, когда ваш бизнес не приносил стабильного дохода. Что, по-вашему, является для предпринимателя лучшим способом проявить социальную ответственность? Достаточно ли делать денежные пожертвования? Или нужно лично участвовать в социальных проектах?
Я всегда считал, что бизнес должен в большей степени вносить вклад в развитие общества, нежели приносить прибыль. Ваш бизнес должен зарабатывать деньги, чтобы выжить и расшириться. А когда предприятие крепко стоит на ногах, вам нужно искать пути взаимодействия с обществом. Я верю, что предпринимательские навыки можно и нужно использовать для запуска социальных бизнесов и решения хотя бы некоторых глобальных проблем человечества. Мы можем сделать мир намного лучше, безопаснее и справедливее, но бизнес должен находиться в сердце этого процесса. Необходимо, чтобы правительства и коммерсанты работали совместно на благо общества.
Многие молодые предприниматели, как и вы в свое время, мечтают о крупных проектах, но зачастую эти мечты остаются нереализованными из-за отсутствия финансирования. Считаете ли вы доступ к финансовым ресурсам необходимым условием при старте нового дела?
Конечно, доступность капитала существенно повышает шансы на успех, однако найти финансирование достаточно тяжело. Банки неохотно кредитуют малый бизнес, поэтому вам стоит начинать свой бизнес со скромной суммы. Главное качество любого предпринимателя — это наличие четкого видения своего бизнеса и своих конкурентных преимуществ. Я верю, что нехватка денег, возраст или иные ограничения не должны позволять вам ставить крест на своих мечтах, переставать стремиться к ним. Я не перестаю верить в это еще с тех времен, когда был подростком, и эта вера помогла мне стать тем, кто я есть сейчас. Даже если вы потерпели провал в попытке достичь одной своей мечты, соберитесь с силами и идите навстречу другой.
Virgin несколько раз оказывалась на грани банкротства из-за невозможности вовремя погасить взятые кредиты. Сделали ли вы какие-то выводы из тех случаев?
Большинство успешных бизнесменов проходили через трудные времена в своем становлении. Virgin не исключение. Рецессии в 1970-х и конце 1980-х, теракты и войны — все это сильно отражалось на нашем бизнесе. Но каждый раз я учился тому, что в любой грустной ситуации можно найти возможности для бизнеса.
Когда у вас что-то идет не по плану, возникают денежные затруднения или бизнесу приходится бороться за выживание, относитесь к происходящему как к состязанию, а не как к неудаче. Выходите за рамки стереотипов, пытайтесь найти решение — и вы будете удивлены, как много отличных возможностей и шансов появляется, когда все выглядит плохо. Вы просто должны открыть свое сознание и не лениться посмотреть по сторонам.
Что качается кредитов, то я и сейчас беру деньги взаймы, и планирую брать в будущем.
Вы часто говорите, что делегируете управление компаниями, входящими в Virgin Group, другим людям, которые понимают конкретный бизнес лучше, чем вы. Не возникало ли у вас опасения, что эти люди могут обмануть вас или украсть ваш бизнес? Какие качества вы хотите видеть в своих управляющих?
В этом отношении мне очень повезло: на протяжении многих лет меня окружали благожелательно настроенные советники и управляющие. Некоторые начинали работать со мной в качестве потенциальных партнеров по бизнесу. Другие встречались в авантюрах на протяжении моего жизненного пути. Часть людей, которые стали во главе отдельных проектов Virgin, просто были моими друзьями.
При подборе людей на руководящие посты нужно быть открытым и готовым разглядеть таланты, которые другие, возможно, не разглядят. Чрезвычайно важно нанимать лидеров, которые не просто обладают стандартным набором менеджерских талантов и способностей, а по-настоящему увлечены делами той конкретной отрасли, в которой им предстоит работать. Еще одной важной чертой хорошего лидера является умение слушать людей, работающих вокруг него.
«Обучение и открытия привлекают меня больше, чем богатство и могущество»
Каковы ваши принципы в бизнесе?
Я верю, что нужно следовать пяти важнейшим правилам при запуске своего дела: наслаждаться тем, что вы делаете; создавать что-то необычное; испытывать гордость за то, что вы делаете; быть хорошим лидером; и, наконец, быть значимым в своем деле.
Что для вас значат деньги?
Деньги не обладают для меня первостепенным приоритетом. Я занимаюсь тем, что меня заводит, независимо от того, заработаю я на этом или нет. Обучение и открытия привлекают меня больше, чем обретение богатства и могущества. Но я вовсе не утверждаю, что деньги не важны. На Virgin сейчас работают 50 тыс. человек по всему миру, и они заслуживают того, чтобы быть уверенными в финансовой стабильности нашей компании.
Что для вас значит семья?
Все! Я обожаю проводить время со своей прекрасной женой, двумя детьми, с их вторыми половинками и друзьями. Рождество и праздники — отличная возможность собраться всей семьей и отпраздновать их вместе. Ничто не сравнится со временем, которое я провожу с любимыми людьми. Я влюблен в одну и ту же женщину на протяжении тридцати лет, и я рад, что по сей день испытываю к ней те же чувства, что и прежде.
Когда вы чувствуете себя счастливым?
Я счастлив, когда отдыхаю и развлекаюсь со своими друзьями и семьей. Еще я люблю проводить время с творческими людьми, которые фонтанируют идеями и обладают мощной энергетикой.
Что для вас является наибольшей роскошью?
Без сомнения, проводить время в своем доме на острове Некер. Это мое сокровище в Карибском море, и это место, которое я называю домом. Мы достаточно просто получили его много лет назад и хорошо потрудились, чтобы превратить его в рай, которым он сейчас является. Мне и по сей день не верится в реальность происходящего, когда я просыпаюсь на Некере и понимаю, что это наш дом.
Что вы цените в людях?
Честность и умение слушать других людей.
Какие самые необычные места вы посетили на нашей планете?
Этим летом я побывал на Мадагаскаре, который иногда называют «седьмым континентом». С природным разнообразием этой островной страны, расположенной в Индийском океане, не сравнится ни один другой континент на земле — при том, что Мадагаскар намного меньше любого из континентов. Было очень грустно видеть, как уничтожаются 95% красивейших тропических лесов Мадагаскара, но и те 5%, которые сохранены в первозданном виде, абсолютно потрясающи.
Другим уникальным местом, где я побывал, была Арктика — одно из самых опасных и самых суровых мест в мире. Но одновременно это и один из самых потрясающих уголков планеты. От красоты Арктики захватывает дух. Я был там вместе с моим сыном Сэмом в 2007 году — мы участвовали в экспедиции фонда Уилла Стэджера (Will Steger Foundation), чтобы предупредить мир об изменениях, которые происходят в этом регионе в связи с глобальным потеплением.
«Мы переходим к реализации прежде, чем конкуренты успевают провести пятое совещание»
Что нужно для того, чтобы стать хорошим предпринимателем?
Во-первых, вы не должны бояться рисковать и потерпеть неудачу. Не бойтесь прыжков в неизвестное. На протяжении многих лет я получал огромное количество тумаков от жизни, но это только сделало меня сильнее и прибавило решимости добиться успеха. Также я считаю, что необходимо уметь укрощать свое эго в те моменты, когда идеи других людей лучше ваших. Я никогда не поддавался гордыне — я готов признавать свою неправоту и прислушиваться к предложениям со стороны.
Что помогало вам не терять мотивацию и желание двигаться вперед, когда проекты, которые вы начинали, проваливались?
Каждый раз, когда я терплю неудачу, я пробую снова. Я готовлюсь к новому испытанию, уже вооружившись знаниями, полученными при первой неудаче. Наши родители всегда учили нас не оглядываться на прошлое с сожалением, а двигаться вперед, к новым возможностям. Меня всегда поражало, как много времени люди теряют, оплакивая свои провалы. Мне участие в любых проектах Virgin приносит удовольствие, поэтому ко всем ударам и встряскам я отношусь как к обучению, а не как к неудачам.
Если вы решили стать предпринимателем, то вы должны сразу понять, что не существует такой вещи, как провал. Если что-то не получилось, считайте, что это обучение и возможность для вашего личностного роста. Оглядываясь на нашу историю, я не могу сказать, что мы сильно страдали от большого количества неудач, которые нам выпадали. Я думаю, что это результат нашей способности быстро адаптироваться к изменениям. Мы запускаем небольшие компании, поэтому в них почти нет волокиты и, конечно, нет никакой бюрократии — мы можем быстро принимать решения, поэтому переходим к реализации прежде, чем наши конкуренты успевают провести у себя пятое совещание по этому же вопросу.
Что бы вы посоветовали людям, которые сейчас задумываются о запуске своего первого бизнеса?
Первое и самое важное: для успешного бизнеса необходимо обладать глубокими знаниями о своем рынке и работать над тем, что будет отличать ваш продукт или услугу, выделять его и вместе с тем улучшать жизнь людей. Если вы уверены, что ваш бизнес удовлетворяет реальные потребности на рынке, то ваша компания может ударить гораздо сильнее, чем можно было бы предположить по ее «весу».
Во-вторых, я верю в то, что для создания действительно успешного бизнеса необходимы страсть и энергия. Когда я только начинал работать над журналом Student, у нас была конкретная цель: дать молодым людям возможность высказаться по ключевым проблемам, таким как война во Вьетнаме. Выполняя эту миссию, мы продавали рекламные площади, чтобы заработать денег на выпуск журнала, и в скором времени получился настоящий бизнес.
Ричард Брэнсон
С рождения страдал дислексией, поэтому плохо учился в школе. В возрасте 16 лет запустил свой первый успешный бизнес, начав издавать журнал Student. В 1970 году основал компанию Virgin, которая торговала пластинками по почте, а вскоре открыл музыкальный магазин на Оксфорд-стрит в Лондоне. В 1972 году основал студию звукозаписи и лейбл Virgin Records. В 1984 году основал авиакомпанию Virgin Atlantic. В дальнейшем диверсификация бизнеса продолжилась, под брэндом Virgin были зарегистрированы сотни компаний в разных отраслях. В 2011 году личное состояние Брэнсона было оценено в $4,2 млрд.
Virgin Group
Формально годом основания считается 1970-й, хотя конгломерат Virgin Group был зарегистрирован в 1989 году. Ричард Брэнсон вспоминает, что компанию было решено назвать Virgin, поскольку он и его партнер считали себя «девственниками в бизнесе». Сегодня в Virgin Group входит более 360 компаний в 34 странах. Общая численность сотрудников — около 50 тыс. человек. Виды деятельности включают в себя мобильную связь, транспорт, финансовые услуги, звукозапись и т.д. Совокупный оборот всех компаний, работающих под брэндом Virgin, в 2011 году составил $21 млрд.
Беседовал: Андрей Скрипкин