Учить английский нужно играючи! — решил три года назад молодой предприниматель Айнур Абдулнасыров, имевший за плечами опыт создания языкового образовательного проекта. Стартап LinguaLeo, работающий по модели freemium, уже привлек 1,8 млн. зарегистрированных пользователей, а к концу года планирует довести их количество до 3 млн. Команда и инвесторы проекта вынашивают планы покорения глобального рынка — первой в списке стоит Бразилия.
В студенческие годы Айнур Абдулнасыров подрабатывал репетитором английского языка, а когда желающих позаниматься с ним стало слишком много, организовал свой первый бизнес — «Клуб носителей языка». О высоких технологиях тогда речи не было: Айнур просто рекомендовал друг другу учеников и иностранных преподавателей, получая от последних 25% выручки. К концу первого года оборот компании вырос до 3 млн. рублей в месяц, но дальше темпы роста замедлились. Окончив университет, Абдулнасыров предпочел продать бизнес, чтобы начать новый проект, в котором ставка была сделана на автоматизированное обучение. При такой модели рост уже не был ограничен ни количеством доступных репетиторов, ни географическими факторами. «Я изучил рынок и обнаружил, что до сих пор никто не сделал несколько важных вещей», — говорит Абдулнасыров.
На вырученные от продажи «Клуба носителей языка» $120 тыс. Айнур собрал команду из трех разработчиков и одного специалиста по рынку языков и повез ее в Таиланд, «чтобы исключить отвлекающие факторы». Временная штаб-квартира LinguaLeo разместилась в арендованном доме на острове. Абдулнасыров признается, что большую часть идей, которыми команда буквально фонтанировала в процессе обсуждения концепции будущего сервиса, воплотить не удалось, поскольку их реализация потребовала бы больше времени, чем было выделено на разработку бета-версии. Тем не менее через полгода продукт был готов к коммерческому запуску. Чтобы без лишних затрат привлечь большую аудиторию, было решено монетизировать проект по модели freemium: пользователь может изучать язык бесплатно, но если он захочет использовать все возможности сервиса, то ему придется купить «золотой статус».
Айнур Абдулнасыров считает, что успех в освоении иностранного языка в меньшей степени зависит от выбора методики, а в большей — от увлеченности учащегося: «Если человек не получает удовольствия от процесса обучения, он бросает занятия. Мы решили использовать игровые механики, чтобы мотивировать людей. Особенности нашего подхода — «геймофикация» и возможность изучать тематические материалы в оригинале». Ориентироваться в языковых джунглях (коллекции разнообразных материалов на английском) пользователю помогает львенок, питающийся «фрикадельками» — так называется внутренняя валюта LinguaLeo. За каждое выученное слово с вашего счета списывается одна фрикаделька, а пополнить их запас можно либо путем рекомендации сервиса другим пользователям, либо за деньги.
В марте 2010 года Абдулнасыров запустил бета-версию сервиса, рассчитывая зарабатывать с его помощью $10 тыс. в месяц. В реальности сайт приносил лишь около $500. Этого достаточно для поддержания проекта на плаву, но о каком-либо развитии при таком уровне доходов можно забыть. Стартовые инвестиции к этому моменту уже были потрачены. Сделка с потенциальным стратегическим инвестором сорвалась. После возвращения в Россию Айнур несколько месяцев находился в слегка дезориентированном состоянии: «Я не ходил на венчурные тусовки, никому не рассказывал о проекте, денег не было, проект был почти заморожен».
Помог случай: Айнура пригласили поделиться историей успеха «Клуба носителей языка» на конференции в Перми, где он упомянул и о LinguaLeo. Цепочка событий привела к знакомству с Егором Руди — основателем проекта «Ваш репетитор» и бизнес-ангелом. За два дня предприниматели договорились об инвестициях, и уже через две недели LinguaLeo получил $200 тыс. Средства были вложены исключительно в развитие функционала, деньги на продвижение не выделялись. Тем не менее база пользователей стала быстро расти — Абдулнасыров может объяснить это лишь тем, что люди «распробовали» сервис и стали рекомендовать его друзьям. К середине 2011 года количество подписчиков выросло до 1 млн., и LinguaLeo вышел на окупаемость, что для образовательных интернет-проектов, монетизирующихся на российском рынке, скорее исключение. Успехи стартапа были отмечены на конференции БИТ-2011, что привлекло к нему внимание представителей венчурных фондов, однако по результатам первых переговоров желающих инвестировать в проект на приемлемых для команды условиях не оказалось. «В поисках подходящих инвесторов я даже летал в США, но оказалось, что там с российскими стартапами не очень хотят сотрудничать: большие расстояния, разница в законодательствах, недоверие», — говорит Айнур. Как выяснилось, нужно было просто подождать: под Новый год Абдулнасыров получил подарок — фонд Runa Capital согласился вложить в LinguaLeo $3 млн. Уже в начале года у основателя появились деньги на дальнейшее развитие сервиса, а в июне 2012 года сделка с Runa была закрыта.
Стратегия развития LinguaLeo включает три направления: локализация, интеграция с различными платформами (плагины для браузеров, мобильные приложения и клиент для «десктопов») и развитие самого сервиса (улучшение словаря, развитие игровых механик и кастомизация учебного процесса с учетом индивидуальных интересов каждого пользователя). С точки зрения увеличения выручки наиболее приоритетным направлением признана локализация, а самым интересным рынком для освоения после России — Бразилия. «Из всех стран БРИК она наиболее близка к России, — считает Айнур. — Наши интернет-рынки похожи, а на рынках Индии и Китая слишком много нюансов. К тому же у нас в команде есть бразилец».
Аппетит к фрикаделькам у львенка только начал разыгрываться: после выпуска локализованной версии для Бразилии создатели LinguaLeo планируют адаптировать сервис для пользователей, говорящих на немецком, итальянском и французском языках. Кроме того, предполагается подготовить специальные релизы для сорока стран — с англоязычным интерфейсом, но местным словарем. «Это позволит нам понять, где именно есть интерес к нашему продукту, после чего мы подготовим полноценную локализацию», — поясняет Айнур. После запуска сервиса на других языках в компании ожидают резкого прироста количества зарегистрированных пользователей: с 1,8 млн. (по состоянию на август) до 3 млн. к концу 2012 года.
Стоит отметить, что пока лишь около 3% от общего числа зарегистрированных пользователей стали владельцами «золотого статуса». Айнур Абдулнасыров рассчитывает, что выручка компании может вырасти вдвое после запуска продуктов с корпоративной лицензией. Организации, желающие обучать своих сотрудников английскому, смогут не просто обеспечить им доступ к учебным материалам, но и отслеживать их успехи в освоении языка. Айнур считает, что корпоративные программы LinguaLeo могут дополнять традиционные курсы английского и занятия с репетиторами. Пока у компании всего один корпоративный клиент, который платит за пользование сервисом (Digital October), еще три организации бесплатно тестируют его (Groupon, Softline и Yota). Интересно, что с языковыми школами LinguaLeo не только конкурирует, но и сотрудничает: уже несколько центров изучения английского купили премиум-аккаунты и используют их как часть своих курсов.
По утверждению Айнура Абдулнасырова, сайт LinguaLeo ежедневно посещает около 100 тыс. пользователей — по этому показателю сервис сопоставим с такими глобальными конкурентами, как LiveMocha и Busuu. Но по доходам LinguaLeo пока отстает: план по выручке на 2012 год — $400 тыс., и то при условии, что в этом году будут введены дополнительные сервисы и успешно реализованы локализованные версии в Бразилии и других странах. Пока же проект вновь стал убыточным, поскольку расширение штата (сейчас в команде 35 человек) опережает рост выручки. Впрочем, это не помешало Айнуру этим летом вывезти команду разработчиков LinguaLeo на два месяца в Черногорию, чтобы те спокойно работали над проектом вдали от городской суеты. В результате должно появиться приложение для Android, инструменты для освоения грамматики, работы с фразами и — в перспективе — живого общения между пользователями сервиса.
Айнур Абдулнасыров
В 2009 году окончил факультет экономики Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ). В 2006 году основал компанию «Клуб носителей языка», которой руководил до 2009 года. В 2008 году стал соучредителем двух интернет-проектов (treda.ru и ImageStars.net), но позднее продал свою долю в них. В сентябре 2009 года основал компанию LinguaLeo и с тех пор возглавляет ее.
текст: Алексей Упатов
иллюстрация: Вивиан Дель Рио