В СССР фетровые шляпы производили на крупных государственных предприятиях. Некоторые из них сохранились до сих пор (уже в частном владении), но многочисленные малые и средние компании демонополизировали рынок. Владельцы таких фирм уверяют, что запустить шляпное производство по силам почти каждому — технология проста, объем стартовых инвестиций невелик, и занять свою маленькую нишу вполне возможно. Правда, похвастать высокой рентабельностью они не могут.
Валерий Булыгин, основатель и гендиректор компании «Бэлла», во времена перестройки был кадровым военным на Дальнем Востоке. Обнаружив, что на прилавках местных магазинов не было ни одной фетровой шляпы, он решил собственноручно «закидать шапками» отдаленный регион. После увольнения из армии Валерий вернулся домой в Москву, вложил все имевшиеся деньги в партию шляп и отправил грузовик на Дальний Восток, предварительно попросив знакомых помочь с реализацией. Потренировавшись на розничных и мелкооптовых продажах, Булыгин перешел к производству фетровых шляп, в котором, как выяснилось, самое главное — материал. Так называемый полуфабрикат определяет все — от вида и цены изделия до перспектив в разных сегментах рынка.
Фетр бывает двух видов — из шерсти кролика или зайца и из шерсти овцы. Первый считается более дорогим и качественным. «Проведите рукой по кроличьему фетру: он гладкий, приятный на ощупь. Потрогайте овечий аналог: он похож на наждачную бумагу. Неудивительно, что полуфабрикаты из кроличьей или заячьей шерсти раз в шесть дороже, чем из овечьей», — комментирует Валерий Булыгин. Дешевый фетр производится в основном в Китае, дорогой — в странах Восточной Европы, Италии и Португалии. В России в небольших объемах делают и тот и другой, но производители шляп предпочитают покупать полуфабрикаты у зарубежных компаний: за счет крупных производственных мощностей они выигрывают в цене и качестве у немногочисленных российских поставщиков.
Китайские компании пока не производят полуфабрикаты из кролика, зато освоили эконом-сегмент. Как уверяет Игорь Горшков, коммерческий директор фирмы «ТигорЪ», производящей шляпы из овечьего фетра, китайцы готовы поставлять головные уборы по цене, равной себестоимости их производства в России. «Китайцы пришивают на свои изделия ярлыки Made in France, Made in Russia. Отечественному производителю практически нечего противопоставить», — сетует Горшков.
На рыночную ситуацию повлияли и изменения в законодательстве. В 1990-х, когда таможенные пошлины были высокими, иностранным компаниям было невыгодно ввозить готовые шляпы, поскольку готовые изделия занимают много места, а размер сборов пропорционален объему контейнеров. После снижения пошлин китайские производители активизировались.
Параллельно с этим, как заявляет Игорь Горшков, поставщики полуфабрикатов из Китая стали ограничивать экспорт продукции в Россию. «Российский бизнес, основанный на производстве головных уборов из овечьего фетра, который монопольно поставляет Китай, постепенно уходит с рынка», — резюмирует он.
В более высоком ценовом сегменте также не обходится без «китайского фактора». «Если китайцы вдруг научатся производить полуфабрикаты из кроликов и зайцев, то чешская фетровая промышленность — одна из лучших в мире по соотношению цены и качества — загнется», — уверен Валерий Булыгин. Но даже сейчас, по его мнению, Китай косвенно влияет на уровень цен на чешский фетр. Дело в том, что китайские фабрики активно закупают на мировом рынке кроличьи и заячьи шкурки (для целей иных, чем производство шляп), и чем больше создаваемый ими спрос, тем выше отпускная цена чешских колпаков (сейчас она составляет около 630 рублей за штуку). Снизить отпускную цену заготовок позволили бы налаженные поставки отечественных шкурок в Чехию. Как фантазируют игроки рынка, производитель шляп мог бы содержать собственную кроличью ферму и направлять мех на переработку за границу. «У меня уже есть устная договоренность с чешскими партнерами о подобных поставках», — рассказывает Булыгин. Завести хозяйство ему мешают чиновники: для того чтобы наладить поставки за рубеж, нужно попасть в списки экспортеров меха. «Год уже над этим бьюсь — не получается», — признается генеральный директор «Бэллы».
Рентабельность бизнеса, сделавшего ставку на головные уборы из овечьего фетра, по словам Игоря Горшкова, составляет 10-15%, и этот показатель увеличить сложно. Владимир Долгополов, генеральный директор фабрики шляп «Кардинал», оценивает среднюю рентабельность и в эконом-, и в люкс-сегменте в те же 10-15%. «Производство фетровых шляп — не нефтяной бизнес», — выдает отраслевой «секрет» Владимир.
Если вопрос с поставками полуфабрикатов решен, то остальное — дело техники: шляпу можно сшить даже на кухне. На практике надомное производство не имеет большого смысла: во-первых, везде будет летать ворс, а во-вторых, на конкурентоспособность бизнеса влияет объем производства. Булыгин напоминает о важности разделения труда: в штате его компании есть формовщик, художник, дизайнер, гарнировщик, упаковщик, а также менеджер по продажам. «В СССР управление производством фетровых шляп было централизованным, — говорит он. — В вышестоящих инстанциях разрабатывались модели, которые потом доводились до местных ателье. Там, как правило, производством шляпы от начала до конца занимался один человек. Но поскольку один человек редко бывает мастером на все руки, качество получалось невыдающимся, и большинство бывших советских ателье сейчас неконкурентоспособны».
Если ресурсов для организации собственного цеха не хватает, можно отдать производство на аутсорсинг. Именно так поступила компания «ТигорЪ», в головном офисе которой работает всего три сотрудника. Они координируют работу дизайнеров, живущих в регионах, и направляют заказы на частные швейные фабрики. «Мы сотрудничаем с предприятиями в Йошкар-Оле, Казани, Чебоксарах. Это, как правило, бывшие советские ателье, которые в свое время были приватизированы. Сейчас они выполняют заказы на пошив и ремонт одежды и заодно шьют шляпы», — комментирует Игорь Горшков. Открывать производство из овечьего фетра в Москве, по его мнению, нет смысла: слишком высоки арендные ставки и расходы на оплату труда сотрудников.
Оптимальная бизнес-модель во многом зависит от выбранного сегмента. Для шляп из дешевого фетра принципиальна цена, из дорогого — дизайн и качество. Тем, кто предпочитает самостоятельно контролировать производственный процесс, придется потратиться как минимум на наем квалифицированных специалистов. Работодатели снимают шляпу перед бывшими сотрудниками ведущих советских брэндов (Щелковской и Воскресенской фетровых фабрик), а те, как правило, не готовы переезжать из столичного региона. «Следовательно, зарплаты должны соответствовать ожиданиям москвичей, а производство надо располагать в пределах столицы», — констатирует Владимир Булыгин. С ним не согласен Владимир Долгополов: «Качественную фетровую шляпу могут сшить и за пределами Москвы. Я сам бывший сотрудник Воскресенской фабрики и знаю прекрасных шляпных мастеров в других регионах. Любой человек, который захочет научиться делать шляпы, научится».
После того как шляпы готовы, их дальнейшая судьба во многом зависит от качества использованного сырья. По мнению Игоря Горшкова, дешевый фетр имеет смысл отправлять в провинцию, дорогой — в Москву и другие крупные города. Впрочем, москвичи пока не осознают, в какой степени на их поддержку рассчитывают отечественные производители: по оценке Горшкова, примерно половина из них покупают головные уборы за границей.
Не все участники рынка согласны с тем, что рынок сбыта зависит от выбора полуфабриката. Например, Владимир Долгополов уверяет, что ему удается находить покупателей «чешских» шляп в регионах, а москвичам продавать модели на основе китайского колпака. Основные покупатели фетровых шляп в России — женщины, причем, если верить Горшкову, в возрасте от 50 лет.
Валерий Булыгин подтверждает, что российские производители на 95% ориентируются на прекрасный пол, но замечает, что в некоторых регионах шляпы носят и мужчины — например, на Кавказе.
Игроки шляпного рынка заявляют, что в последние годы спрос на фетровые головные уборы достаточно стабилен, но с некоторыми оговорками. Продажи зависят от погоды, кризисных явлений в экономике, а кроме того, приходится учитывать изменчивую моду. Можно легко прошляпить дело, если весной и летом шить осенние модели, которые не впишутся в тренд.
Фетр, используемый для производства шляп, должен быть сертифицирован: в сырье не должно быть вредных примесей, химически опасных веществ, тяжелых металлов.
В московском «Гостином дворе» ежегодно проводится международная выставка головных уборов Chapeau, на которой производители шляп налаживают контакты со сбытовыми организациями.
текст: Дмитрий Кристофор