Когда в 2009 году Владимир Зингер решил освоить новый для России рынок self storage (склады индивидуального хранения) и стал искать инвесторов под свой проект, его идею поднимали на смех. Мало кто допускал, что горожане откажутся от хранения вещей на привычных антресолях и лоджиях в пользу платных боксов. Тем не менее сегодня в Москве работает уже шесть подобных фирм, а сам Зингер планирует к концу 2013 года увеличить число складов принадлежащей ему компании «Мобиус» с 8 до 25. Но и этого, он уверен, будет недостаточно: в США на каждого жителя приходится 1 кв. м таких складов, а в России на сегодняшний день объем всего рынка не превышает 100 тыс. кв. м.
Владимир Зингер, совладелец компании «Мобиус», считает себя серийным предпринимателем. Свой первый бизнес он начал еще в то время, когда учился на дантиста во Франции. По полученной специальности Зингер проработал недолго, поступив через несколько лет в американскую бизнес-школу. «С 1992 года я занимаюсь предпринимательством в России и за прошедшие двадцать лет запустил множество проектов в самых разных отраслях — от пищевой промышленности до индустриального складирования», — рассказывает бизнесмен.
Его последний стартап — пионер российского рынка self storage «Мобиус» — появился благодаря кризису. Компания Зингера занималась в тот момент индустриальным складированием, управляя складами площадью более 100 тыс. кв. м. «Мы ничем не отличались от конкурентов, разве что делили наши площади на более мелкие и сдавали их небольшим компаниям. Это добавляло нам гибкости, вдобавок мы не зависели от капризов крупных заказчиков. Если всю площадь сдать в аренду одному клиенту, то понятно, кто кого контролирует», — объясняет Зингер. Так как строительство больших складов в 2009-м потеряло финансовую привлекательность, было решено реализовать давно вынашиваемую Владимиром идею self storage.
Хотя в других странах эта услуга востребована, инвесторы отреагировали на идею Зингера без энтузиазма. «Когда мы рассказывали банкирам о нашем проекте, на нас смотрели как на идиотов. И прямо говорили, что мы не очень умные люди», — вспоминает основатель «Мобиуса». «Кто в России будет платить деньги за хранение вещей, если он может их запихнуть на балкон или отвезти на дачу?» — пытались вразумить Зингера скептики, к которым он не прислушался, решив рискнуть. «В 2009 году рынка не существовало, но идея витала в воздухе, — вспоминает Зингер. — Мы просто на шаг опередили конкурентов». И действительно, едва ли не на следующий день после «Мобиуса» на рынок вышла компания «Складовка».
Для первой площадки компания заказала 50 контейнеров, которые были распределены на участке так, чтобы со стороны казалось, что их очень много. Таким образом Зингер надеялся впечатлить первых клиентов. «Мы были уверены, что наша основная аудитория — экспаты, которых в Москве около 300 тысяч. Но мы ошиблись. За три года нашими услугами воспользовались 6 тыс. клиентов, и среди них нет ни одного экспата. Иностранные компании есть, а экспатов нет. И хорошо, потому что 140 млн. россиян — это в 400 раз больше, чем экспатов», — улыбается Владимир.
Чтобы эффективнее использовать занимаемую площадь и облегчить масштабирование бизнеса в дальнейшем, владельцы «Мобиуса» заказали контейнеры, которые можно ставить друг на друга в три яруса. Кроме того, эти контейнеры пригодны для эксплуатации под открытым небом. Зингер говорит, что такой подход обеспечил значительную экономию (конкуренты, появившиеся позднее, используют крытые помещения, что обходится им гораздо дороже), но все же объем инвестиций в проект ($2,5 млн. на старте, $6,5 млн. к настоящему моменту) оказался больше, чем предполагалось: «Если бы мы знали, какими деньгами придется рисковать, то наше решение могло быть иным».
Основная статья расходов — те самые контейнеры. Первоначально они заказывались в США (где их используют, в частности, для нужд армии). Отпускная цена одного модуля составляла $2 тыс., но из-за таможенных пошлин затраты увеличивались на 60%. Поэтому через полгода владельцы «Мобиуса» запустили собственное производство в России. Сейчас компания на двух предприятиях производит до 400 контейнеров в месяц, затрачивая примерно $800 тыс. «Мы рассчитываем, что бизнес станет прибыльным в следующем году, хотя эта дата постоянно отодвигается, так как сейчас мы интенсивно вкладываемся в новые площадки и контейнеры», — объясняет Зингер.
В 2011 году в Москве у «Мобиуса» было всего три склада, сейчас их уже семь. Каждый из них вмещает в среднем 1500 модулей. В июне этого года открылась первая площадка в Санкт-Петербурге. Три московских площадки заполнены на две трети, остальные — частично. За аренду одного квадратного метра заказчики платят 580 рублей в месяц. По расчетам Зингера, с момента открытия новой площадки до ее полного заполнения должно проходить примерно три года. Весь московский рынок self storage он оценивает в 100 тыс. кв. м, половина из которых приходится на «Мобиус». Всего в столице работает шесть операторов индивидуального хранения, причем все пять остальных оборудовали склады в крытых помещениях, разделив их на небольшие отсеки. Зингер отмечает недостатки такого формата: «Нашим конкурентам приходится много инвестировать в аренду и оборудование помещений, тратя на это еще и время, а мы готовы сдавать наши модули с первого дня аренды территории. В стационарном self storage можно легко пронести коробку, но если речь идет о чем-то громоздком, придется помучиться: проходы в складах узкие, развернуться трудно. У нас таких проблем нет: мы привозим контейнер к клиенту, загружаем вещи, увозим на площадку. Клиент приезжает, мы снимаем для него контейнер, он что-то забирает или загружает — и все!»
Каждый месяц у «Мобиуса» появляется до четырехсот новых клиентов (чистый прирост — около двухсот), 65-70% из которых — физические лица. Чтобы привлечь их, компания заключает агентские соглашения с фирмами, оказывающими услуги по организации переездов, агентствами недвижимости и т.д., а также предлагает «складской аналог бизнес-ланча» — услуги по хранению автомобильных шин. Клиент, сдавший на хранение шины, успевает оценить удобство склада и впоследствии арендует уже большее количество метров. Среди клиентов из числа юридических лиц преобладает малый и средний бизнес. По словам Зингера, доля таких клиентов сейчас растет. Например, четыре московских театра хранят в модулях «Мобиуса» свои декорации, еще одна фирма заполнила четыре контейнера старым ковролином, который остался после ремонта офиса, но не может быть списан и выброшен до истечения срока полной амортизации.
Некоторые заказчики по тем же причинам держат в модулях старую ненужную офисную технику или складируют в боксах товарные запасы. А порой клиенты арендуют бокс, но размещают его у себя. Например, так поступают три сети АЗС. «Поскольку часто на автозаправочной станции работает еще и мини-маркет, для оптимизации пространства на полках необходимо дополнительное хранилище. Наш модуль они просто ставят в угол территории заправки и пользуются им по мере необходимости», — рассказывает Зингер.
«Мы динамично растем, и это будет продолжаться долго, — уверен предприниматель. — В одном только московском регионе проживает около 20 млн. человек — огромный рынок, потребности которого мы сможем удовлетворить не скоро». В ближайших планах компании — довести к концу 2013 года количество площадок в Москве и Санкт-Петербурге до 25 (общая их площадь составит 180 тыс. кв. м). После этого «Мобиус» планирует двинуться в регионы.
Для реализации замысла понадобится $63 млн. инвестиций, большую часть из которых ($40 млн.) компания предполагает обеспечить путем реинвестирования прибыли в течение пяти лет, а остальное привлечь со стороны, в том числе в виде займов. Кроме банков, которые сегодня кредитуют «Мобиус» охотнее, чем в 2009-м, компанию финансируют и частные инвесторы. В компании разработали программу прямого инвестирования в контейнеры под 15% годовых, в рамках которой заказчик покупает модуль и передает его «Мобиусу» в управление. Компания ежеквартально начисляет проценты, а в конце срока действия договора выкупает модуль по той же цене, что и продала. Минимальный объем инвестиций — 65 тыс. рублей за модуль объемом 9 кубометров. Зингер утверждает, что предложение заинтересовало не только физических лиц. С помощью этой программы планируется привлекать до $400 тыс. ежемесячно.
Новый, перспективный формат self storage, который планирует развивать компания, — стационарные площадки в жилых комплексах: клиент сможет в любое время подойти к своему контейнеру и открыть его своим ключом. Зингер предполагает открыть в Москве до 50 таких площадок. Правда, добавляет он, сделать это будет не так просто: подходящих мест мало, а осведомленность об услуге self storage по-прежнему низкая. «Когда мы пытаемся договориться с владельцами площадей, нам часто отказывают лишь из-за того, что не понимают, чем мы занимаемся», — сетует Зингер. Он вспоминает, что предлагал другим игрокам рынка создать отраслевую ассоциацию, чтобы вместе продвигать услуги, экономя деньги, но дело не пошло, поскольку согласился участвовать еще лишь один оператор — «Складовка». Основатель «Мобиуса» признается, что средства, вложенные его компанией в маркетинг, по большей части не окупились. Перепробовав несколько каналов продвижения, включая наружную рекламу, Зингер пришел к выводу, что работает только таргетированная реклама в интернете. Но, несмотря на это, недавно подписал договор с сетью гипермаркетов OBI, в которых теперь можно увидеть рекламу «Мобиуса». Владимир уверен, что покупатели OBI — идеальная аудитория его компании.
Владимир Зингер
Родился в 1960 году. В 1983 году окончил медицинскую школу в Париже (Франция), в 1986 году получил степень MBA в Institut Superieure des Affaire (Париж). Занимался трейдингом драгоценных металлов, работая на французские и американские банки. С 1992 года занимается бизнесом в России (дистрибуция технологий и ингредиентов для пищевой промышленности, организация строительства и управление индустриальными логистическими парками). В 2009 году вместе с партнерами основал компанию «Мобиус».
«Мобиус»
Компания создана в мае 2009 года, по состоянию на август 2012 года имеет
8 площадок self storage в Москве и Санкт-Петербурге, до конца года планируется открыть еще 4 площадки. Годовой оборот — 130 млн рублей.
текст: Алексей Упатов
фото: Юлия Ефремова