История Sony — всемирно известного производителя бытовой электроники — началась всего шесть с половиной десятков лет назад. Тогда Япония, еще не оправившаяся после разгрома во Второй мировой войне, даже не мечтала о каком-то «японском чуде». Последним страна и мир обязаны в том числе и двум основателям корпорации Sony, усилиями которых не только продукция их компании, но и все, что снабжено этикеткой Made in Japan, вот уже полвека служит надежной гарантией новизны и качества.
Сварено в Японии
Автобиография одного из основателей Sony — Акио Мориты — так и названа: Made in Japan. Он родился в 1921 году в Нагое. Родители будущего реформатора бизнеса тоже были потомственными предпринимателями, но дело вели по старинке: на протяжении пятнадцати поколений клан Морита варил традиционный японский алкогольный напиток — саке. Семейная фирма поставляла к столу соотечественников и другие традиционные лакомства — пасту мисо (основу популярного супа) и соевый соус, без которого японская кухня немыслима.
Однако представитель шестнадцатого поколения избрал себе иное поприще. Акио Морита после окончания школы поступил на факультет естественных наук Императорского университета в Осаке. Окончив его в 1944 году, дипломированный физик был тут же призван в армию — шла война. Лейтенанта Мориту откомандировали в Исследовательский центр императорского военно-морского флота, где он познакомился
с будущим деловым партнером — физиком Масаро Ибукой, который еще до войны, окончив столичный университет Васэда, успел поработать в небольшой токийской фирме, претенциозно названной «Японской компанией точных инструментов».
Сразу по окончании войны демобилизованный Ибука вернулся на прежнее место работы и пригласил к себе нового друга. Впрочем, долго поработать им вместе не удалось — победители-союзники запретили поверженной Японии производить какую-либо оборонную продукцию, чем в основном и занималась фирма, принявшая на работу двух демобилизованных офицеров. После сокращения штатов друзья были вынуждены искать новую работу. Нашли они ее быстро — Ибука открыл в столице радиомастерскую, а Морита устроился преподавателем в университет. И тут же во второй раз лишился работы, став жертвой «запрета на профессию» — новый закон не позволял принимать на работу в вузы бывших офицеров.
Подумав, друзья решили основать собственный бизнес и зарегистрировали 7 мая 1946 года «Токийскую телекоммуникационную инженерную корпорацию» («Токио Цусин Когио Кабусики Кайса»). Штат ее составили бывшие сотрудники Ибуки в количестве 20 человек, а уставный капитал был определен в 190 тыс. иен (тогда это равнялось нескольким сотням долларов). Часть денег внесли родители Мориты — и, как показало время, не прогадали.
Ибука и Морита сняли небольшой закуток в полуразрушенном столичном универмаге, где одновременно располагались офис, лаборатория
и склад готовой продукции. Поначалу новоиспеченным бизнесменам было не до высоких технологий и прочих новаций — нужно было элементарно выживать. Поэтому они занялись производством вещей практичных и «ликвидных» — от вольтметров до кухонных жаровен для приготовления риса. Хотя новации тоже не заставили себя ждать.
В 1949 году с легкой руки Мориты фирма произвела первую японскую магнитную ленту, за которой спустя год последовал первый же «родной» катушечный магнитофон — Type-G. «Серийная» модель была выпущена в количестве 20 штук и стоила огромные деньги — около тысячи долларов. И если бы не рано открывшийся предпринимательский дар Мориты, подобную продукцию, скорее всего, ждала бы судьба «неликвида». Но Морита вовремя догадался «распихать» всю партию по школам, а часть магнитофонов продать Верховному суду Японии, где решили сэкономить на стенографистках.
После чего пришел черед Ибуки продемонстрировать свой предпринимательский талант. Узнав одним из первых в Японии о новейшем заокеанском изобретении — транзисторах, Масаро Ибука за $25 тыс. купил у американцев лицензию, с помощью которой «Токио Цусин Когио» фактически монополизировала выпуск этих важнейших «двигателей прогресса» на японском рынке. Более того, Ибука и Морита, вероятно, первыми в мире начали производить «мирные» транзисторы.
Бизнес-код бусидо
Феноменальный взлет Sony и вхождение корпорации в мировые лидеры бизнеса чаще всего связывают с именем Мориты. Между тем Ибука внес в процветание общего дела не меньший вклад. Он почти два десятилетия занимал пост президента компании и еще шесть лет, прежде чем ее покинуть, возглавлял совет директоров. А оказался он в тени Мориты из-за принятого партнерами распределения обязанностей: Ибука руководил тех-нологическими разработками, а его партнер отвечал за менеджмент, что позволяло ему постоянно «светиться» на деловых мероприятиях и в СМИ.
Любопытно, что именно технарю Ибуке, а не менеджеру Морите корпорация обязана своим первым уставом, которые в Японии сравнивали со знаменитым «моральным кодексом самурая» — бусидо. В этом уставе, в частности, декларировалось, что компания «никогда не будет получать доход нечестным путем», что она предоставит полную независимость тем предприятиям, которые будут с ней сотрудничать, что критерием приема на работу новых сотрудников станут лишь их способности, а не кумовство и не возрастная иерархия, как было принято в японском бизнесе. В частности, будущая Sony стала одной из первых японских корпораций, отменивших «теплые места» для достигших определенного возраста начальников. По неписаным японским корпоративным законам увольнять таких «старослужащих» было позволено лишь старшим по возрасту. А ежели таковых не находилось, стариков отправляли на заслуженный покой — но не на пенсию, а на высокооплачиваемые «синекуры» внутри той же компании…
Акио Морита продолжил революционную деятельность своего партнера. В частности, Морита отменил учет вузовских оценок при приеме на работу (одна из его книг так и называлась — «Успехи в учебе ничего не значат») и не обращал внимания на родственные связи соискателей. Морите же компания обязана и собственным дресс-кодом: введенную главой компании униформу обязаны были носить все — от президента до мелкого клерка. А также тем, что «ножницы» между доходами топ-менеджеров и работников низшего звена уменьшились: зарплата руководителей не должна была превышать заработок рядового сотрудника более чем в 7 раз.
Коллеги по бизнесу поначалу приняли эти «чуждые веяния» прохладно. Но затем потихоньку начали внедрять те же идеи и принципы в своих компаниях, потому что видели, как здорово это работает у Ибуки и Мориты. В 1955 году их компания выпустила первый японский серийный транзисторный приемник TR-55, а последовавшая за ним модель TR-72 успешно продавалась не только на родине, но и в Европе, Америке и Австралии, оставаясь «бестселлером» до начала 1960-х. В 1957-м компания, обретшая новое имя — Sony (о чем чуть ниже), выпустила самый маленький в мире радиоприемник TR-63, успех которого был уже поистине всемирным. Правда, в нагрудный карман мужской сорочки он все равно не влезал, и тогда Морита заставил весь персонал компании обзавестись рубашками с более вместительными карманами, соответствующими рекламному образу «карманного радио».
Даже извечные конкуренты — американцы — вынуждены были признать, что японская компания выпустила первый в мире коммерчески успешный транзисторный приемник. К концу следующего десятилетия миллионы американских подростков носили в кармане радиоприемник, сделанный в Японии, а ежегодный выпуск «транзисторов» за десятилетие вырос на порядок — со 100 тыс. штук в 1955 году до 5 млн. в 1968-м.
В 1960 году Sony вывела на рынок первый в мире транзисторный телевизор, а спустя полтора десятка лет — в 1975-м — первый домашний видеомагнитофон Betamax, на год опередивший модель конкурирующей системы VHS. В 1979-м появился первый в мире портативный аудиоплеер Sony Walkman, а спустя пять лет усовершенствованная модель уже проигрывала компакт-диски, раз-работанные Sony в партнерстве с Philips.
Музыка, которая всегда с тобой
В 1960 году на рынке появился первый в мире транзисторный телевизор, а спустя полтора десятка лет — в 1975-м — первый же комнатный видеомагнитофон Betamax, на год опередивший модель конкурирующей системы VHS. Затем последовал первый в мире портативный аудиоплеер Sony Walkman — в 1979-м, а спустя пять лет усовершенствованная модель уже «играла» компакт-диски, впервые разработанные Sony в партнерстве с Philips.
Историю явления в мир Sony Walkman многие сравнивают с малой технологической революцией, и это не преувеличение. Впервые люди (прежде всего молодые, на которых и была сделана главная ставка) получили возможность слушать музыку — когда и где хотели, при этом не мешая окружающим! Хотя первый такой аппарат был разработан инженером Нотубоси Кихара для слушателя далеко не первой молодости — «эксклюзивным» заказчиком стал 58-летний глава Sony. Морита был меломаном и хотел слушать любимые оперы прямо в самолете, на котором часто летал по делам по миру. В начале 1979 года он получил искомое, а летом того же года первый «кассетник» под названием Walkman появился в продаже.
Между прочим, это название боссу не понравилось, но его рекламный отдел убедил Мориту, что название уже «работает» на продажи — и оно еще «сыграет». Будущее подтвердило удачный выбор креативщиков Sony. Маркетинговая кампания, построенная на образах Walk-men и Walk-women («идущих» соответственно мужского и женского пола) и «любимой музыки, которая всегда с тобой» (возможность не просто ее слушать, но и иметь под рукой личный playlist из любимых мелодий), в скором времени превратила один из первых в мире портативных «гаджетов» в культовый объект для поколения восьмидесятых. Для них Walkman был, безусловно, «хипповым»! А реклама еще и убеждала, что это не просто очередной бытовой прибор, а прибор индивидуального пользования — созданный как бы лично для вас! В результате Walkman быстро стал в мире синонимом «японского чуда» и вообще «хай-тека».
Любопытно, что с формальной точки зрения Sony Walkman не был первым портативным аудиоплеером — японцев на три года опередил немец Андреас Павел, с детства живший в Бразилии. Он создал свой Stereobelt в 1972 году, а в 1977-м получил патент в Италии и годом позже подал аналогичные заявки в США, ФРГ, Великобритании и… Японии. Поэтому когда в 1979 году в Японии начались продажи Sony Walkman, у компании Мориты возникли проблемы с упомянутым Павлом. Переговоры с ним о выплате лицензионных «роялти» длились 6 лет и закончились компромиссом: Sony согласилась выплачивать изобретателю отчисления. Но лишь с продаж в ФРГ, да и не со всех моделей. И самое главное — в обмен на отказ Павла от приоритета.
Павел начал получать неплохие денежки и «не высовывался» со своими претензиями. Но в 2001 году — уже после смерти Акио Мориты — вдруг взбунтовался, угрожая завалить японскую корпорацию судебными исками во всех странах, где он запатентовал свой аудиоплеер. Новый раунд переговоров привел в 2003 году к мировому (во всех смыслах) соглашению: Павел на сей раз окончательно и бесповоротно «забывает» о своем приоритете в обмен на некую сумму (по данным европейской прессы, более $10 млн. наличными) вдобавок к ранее определенным отчислениям с продаж.
Крестный отец «японского чуда»
Еще перед началом генерального вторжения на рынки Нового Света японские «стратеги» всерьез задумались над новым именем компании. Оригинальное японское не годилось — для американского уха это было нечто невыносимо длинное и непроизносимое. И тогда родилось короткое и легко запоминающееся Sony. Хотя поначалу рассматривался вариант Sonny. Sonny-boys — так на сленге называют не в меру прытких парней, а кроме того, sonus — по-латыни «звук». Но по правилам японской фонетики это слово нужно было бы произносить как «сон-ни», что буквально означало… «терять деньги»! Для логотипа, согласитесь, название провальное. Поэтому Морита отсек лишнее «н». Дебютным товаром, вышедшим под этим брэндом, стал тот самый первый японский транзисторный радиоприемник (хотя официально компания была переименована тремя годами позже — в 1958-м).
В 1960 году японская компания обзавелась собственной «дочкой» за океаном — там была основана Sony Corporation of America. Спустя три года Sony стала первой японской компанией, разместившей акции на Нью-Йоркской фондовой бирже. Тогда же Акио Морита вместе с семьей перебрался в Штаты — поближе к месту решающих сражений будущей войны за передел мирового рынка бытовой электроники. Именно в американской «дочке» под руководством Мориты был создан культовый плеер Sony Walkman. А затем и первый CD. Объем памяти первого компакт-диска равнялся 640 мегабайтам: столько тогда требовалось для 74 минут воспроизведения музыки. Почему 74? Потому что на полминуты меньше длилась любимая Моритой «Девятая симфония» Бетховена!
В конце 1980-х Sony купила крупнейшую компанию звукозаписи CBS Records Incorporated, переименовав ее в Sony Music Entertainment,
а спустя год — одного из голливудских «монстров», кинокомпанию Columbia Pictures. Сам Акио Морита, кстати, в последние годы жизни состоял
в американо-японской Группе по экономическому взаимодействию двух стран, негласно называемой «Советом мудрецов». Что не мешало ему
в книге «Япония, которая в состоянии сказать «нет», написанной в соавторстве с политиком Синтаро Исихарой, резко критиковать нравы американского бизнеса, призывая свою страну вести более независимую экономическую политику.
Книга вышла в 1991 году, когда Морите исполнилось 70 лет. Несмотря на солидный возраст, Морита поражал своей энергией и неистребимой жаждой нового. В возрасте 55 лет он научился играть в теннис, спустя пять лет впервые в жизни встал на горные лыжи, еще через четыре года — на водные. Но в 1993 году на теннисном корте 72-летний игрок получил удар мячом в висок и перенес инсульт. В следующем году Морита ушел на покой, а 3 октября 1999 года скончался от пневмонии.
Мир, отформатированный Sony
Два последних десятилетия прошли для Sony под знаком «лавины новинок»: формат DVD, технология Blu-Ray, новые семейства телевизоров Bravia, ноутбуков Sony Vaio, игровых приставок PlayStation, цифровых фотоаппаратов Cyber-Shot, видеокамер и камкордеров, мобильных телефонов (совместно с компанией Ericsson), карты памяти Memory Stick, батареи для ноутбуков, мониторы…
При этом японская компания предпочитала задавать мировой индустрии новые стандарты записи и хранения информации — вместо того чтобы подстраиваться под уже имевшиеся. Правда, первый блин вышел комом. В начале 1980-х Sony начала мощную рекламную кампанию по продвижению на рынок первой в мире системы записи и воспроизведения для домашних видеомагнитофонов Betamax. Но мир, как назло, принял не ее, а появившуюся чуть позже альтернативную VHS, разработанную компанией JVC. После непродолжительной «войны стандартов»
Sony пришлось признать поражение и перейти на «вражескую» систему (хотя профессионалы по сей день пользуются усовершенствованным видеоформатом Betacam).
Но, пожалуй, это была единственная неудача. В 1983 году мир завоевали разработанные в Sony 3,5-дюймовые дискеты, пришедшие на смену 5,25-дюймовым флоппи-дискам. Годом позже, как уже говорилось, появились компакт-диски (совместная разработка с Philips). Далее, с интервалом в год-два, последовали семейство портативных CD-плееров Discman, ручные видеокамеры Handycam с новым форматом Video8 (чуть позже — Hi8), 4-миллиметровые ленты для цифровой аудиозаписи DAT, оптические диски для одноразовой записи Write-Once (WO), формат Mini-Disc. А также целая вереница форматов, приведших в результате совместных усилий Sony, Philips и Toshiba к появлению формата DVD.
Кроме того, в 1993 году Sony бросила вызов непререкаемому законодателю моды по части студийной и домашней акустики — компании Dolby, выпустив собственный формат аудиозаписи фильмов Sony Dynamic Digital Sound (SDDS).
А из новинок последнего десятилетия можно отметить усовершенствованный формат MiniDisc — Hi-MD, а также новый формат оптических носителей Blu-Ray. Первый проигрыватель на основе нового формата — BDP-S1 — Sony выпустила в декабре 2006 года по цене $999,95 и ныне является главным производителем и «промоутером» Blu-Ray.
Перебои в сети
В «черном» для всего телекоммуникационного бизнеса 2001 году Sony вышла на новый для себя рынок мобильных телефонов, заключив стратегический альянс с одной из старейших телефонных компаний мира — шведской L.M.Ericsson. Дебют «дочки» — компании Sony Ericsson Mobile Communications AB (сокращенно Sony Ericsson) со штаб-квартирой в Лондоне, выпускавшей мобильные телефоны, аксессуары и сетевые карты, трудно признать удачным: два года подряд компания заканчивала «в минусе». Лишь в 2003-м наметился перелом и была зафиксирована прибыль (во многом благодаря рыночным новинкам — в частности, встроенной камере). Но спустя четыре года грянул новый удар — на рынке появился iPhone от Apple.
И японско-шведскому альянсу пришлось потесниться. А тут пришел кризис, последовало неизбежное сокращение штатов… К 2009 году Sony Ericsson занимала четвертое место в мире среди производителей мобильных телефонов (после Nokia, Samsung и LG), а годом позже спустилась на шестое место.
И наконец, в этом году японцы, заплатив своим шведским партнерам более $1 млрд., выкупили их долю, переименовались в Sony Mobil Communications (SMC), полностью перешли на выпуск смартфонов и продолжают плавание в бурном море «мобильного» бизнеса в одиночку.
Вообще за более чем полувековую историю компанию Мориты и Ибуки временами «потряхивало» — как и их многострадальную родину, которой судьба навеки определила быть в зоне повышенной сейсмической опасности. Черные полосы можно встретить в истории любой крупной корпорации, и Sony не стала исключением.
Крайне неудачным было признано и упоминавшееся выше «генеральное наступление» на американский медийный рынок. Покупки киностудий и инвестиции в телестудии и студии звукозаписи в итоге принесли одни убытки. А отказавшись от поддержки перспективного формата mp3, Sony фактически потеряла рынок портативного аудио (который поначалу — в связи с успехом Walkman — почти завоевала!), уступив его Apple с его iPod. И явно «прозевала» приход ЖК-панелей, понадеявшись на старые добрые кинескопы, — и сегодня вынуждена ставить в свои телевизоры матрицы от Samsung…
А тут еще разразившийся глобальный кризис, начавшийся для Sony сокращением 8 тысяч рабочих мест и закрытием десятой части производств. И прошлогодние потрясения — очередное трагическое землетрясение и хакерские атаки на компьютерные системы Sony Comuter Entertainment (подразделение, «отвечающее» за приставки PlayStation). В результате последнего DDOS-цунами злоумышленники получили доступ к данным 77 миллионов владельцев аккаунтов, а капитализация Sony упала на 15 %…
Последние четыре года Sony несла убытки, за последний фискальный год потеряв $5,7 млрд. — худший результат за всю историю компании. Так что нынешнему главе корпорации — бывшему вице-президенту Казуо Хираи, в апреле этого года сменившему ушедшего в отставку сэра Говарда Стрингера (кстати, первого иностранца, возглавлявшего крупную японскую компанию!), досталось в наследство хозяйство по-прежнему могучее, но и беспокойное. Тем не менее корпорация продолжает демонстрировать завидную самурайскую выдержку. Куда ж нынешнему миру без Sony!
Sony Corporation
- Основана в 1946 году как Tokyo Tsushin Kogyo — «Токийская теле-коммуникационно-инженерная корпорация».
- Штат (2011 г.) — 162 700 человек.
- Оборот в 2011 году — 86,6 млрд
Текст и подбор фото: Владимир Гаков