Чтобы стать золотоискателем в XXI веке, не нужно отправляться в Калифорнию или на Клондайк. Достаточно выйти в интернет. Мексиканская горнодобывающая корпорация Goldcorp выложила карты своих месторождений и 3D-модели шахт в Сети, разрешив всем геологам мира искать золото на своей территории. Тысячи специалистов проанализировали информацию, наиболее удачливые получили денежные награды, а убыточное ранее предприятие заработало $3 млрд. Американская компания Modcloth предложила желающим нарисовать эскизы платьев, затем из двух тысяч рисунков отобрала сто лучших и выставила на открытое голосование. Теперь наряды «от пользователей» можно приобрести в интернет-магазине… О бизнес-проектах с элементами краудсорсинга (от сrowd — «толпа», sourcing — «использование ресурсов») «Свой Бизнес» писал уже не раз, но мы с удовольствием возвращаемся к этой теме. Тем более что и в России появляются компании, в основе бизнес-модели которых лежат принципы краудсорсинга.
Краудсорсинг, каким мы его знаем, стал развиваться в первом десятилетии нашего века, когда число пользователей интернета стало исчисляться сотнями миллионов. Сначала в таких проектах участвовали исключительно энтузиасты, движимые нематериальной мотивацией. При поддержке сотен тысяч добровольцев американцы Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер создали Nupedia, прародительницу нынешней Wikipedia, а Чарльз Фрэнкс — проект Distributed Proofreaders. В рамках последнего тысячи волонтеров сканируют книги, являющиеся общественным достоянием, исправляют ошибки, возникшие при распознавании текста, и выкладывают результаты в открытой электронной библиотеке Project Gutenberg. Таким образом с 2000 года оцифровано более 23 тыс. произведений.
Почти по такому же принципу работает проект NASA Clickworkers, появившийся в 2000 году после полета к Марсу американского зонда Viking. Участники проекта изучают снимки Красной планеты с целью каталогизации кратеров — эта деятельность не требует наличия ученой степени, для нее достаточно «быть человеком и обладать здравым смыслом». В настоящий момент добровольцы просматривают изображения поверхности Марса не только с Viking, но и с зондов Mars Global Surveyor и Mars Reconnaissance Orbiter, завершивших свои миссии в 2006 году. За счет этого проекта NASA экономит не только на найме сотрудников, которые должны просматривать тысячи фотографий, но и на пиар-кампаниях в Сети.
Другой краудсорсинговый портал — не для всех. Чтобы участвовать в еBird — проекте Орнитологической лаборатории Корнелльского университета (США), — просто человеком быть недостаточно, нужно еще и интересоваться орнитологией. В 2002 году лаборатория начала составлять базу данных наблюдений за птицами, которые проводили в разных частях света любители и специалисты. Проект набирает обороты, и в мае 2011 года поступили данные сразу от 3 млн. наблюдателей.
Когда стало понятно, что стимулирует людей бесплатно работать в обеденные перерывы и выходные, к коллективному разуму воззвал и бизнес. Впрочем, еще до того, как компании «распробовали» краудсорсинг, часть альтруистических проектов превратилась в коммерческие. Это произошло со многими микростоками, в том числе с первым любительским фотобанком iStockphoto.
Поначалу корпорации обращались к народу скорее вынужденно. Как рассказывает главный технолог Google Maps Майкл Джонс, в 2007 году при составлении цифровой карты Индии компания попросила о помощи местных жителей. Google оказалась в тупике, когда стало ясно, что индийское правительство не собирается делиться картами, а другого источника нет. Тогда фирма снабдила мобильными устройствами с GPS несколько сотен тысяч индийцев, и они собрали нужную информацию (в том числе сделали фотоснимки) в 50 городах Индии. Google это обошлось в те самые устройства, которые остались волонтерам. Картографическая инициатива Google строилась по модели британского волонтерского проекта OpenStreetMap (OSM), стартовавшего в 2004 году. Над OSM работает бесплатная армия в полмиллиона добровольцев.
Качество при этом не страдает: например, OSM по Германии на 27% точнее, чем карты в навигаторах изготовителей TomTom и Tele Atlas. Зачастую компании обращаются не к толпе вообще, а к конкретным целевым аудиториям. Так, московские радиостанции информацию о пробках на дорогах получают от водителей. А, например, сайт Emporis.com, принадлежащий одноименной немецкой компании (поставщику информации о зданиях и строительных проектах), наполняют тысячи любителей фотосъемки архитектурных объектов. Сейчас в базе Emporis.com описания 403,4 тыс. зданий из 190 стран и 582,7 тыс. фотоснимков из почти 19 тыс. городов. Все изображения можно приобрести, а доходами от их продажи компания делится с авторами фотографий.
Банки, страховщики, IT-компании и даже автоконцерны идут «в народ», чтобы привлечь клиентов, понять их потребности или протестировать идеи новых продуктов. Как правило, компании организуют онлайн-сообщества для обмена идеями или для того, чтобы собрать «подходящую» аудиторию. Так, автоконцерн Fiat Group в 2009 году запустил интернет-площадку Fiat Mio и уже спустя год на автовыставке в Бразилии продемонстрировал Fiat Mio FCC III — результат работы более чем 9 тыс. краудсорсеров, высказавших 6,8 тыс. разнообразных идей. В серийное производство машина пока не пошла — она оказалась слишком революционной по дизайну и технологиям. Теперь Fiat Group просит участников сообщества думать над тем, что можно улучшить в текущей продуктовой линейке, и принимает их предложения к сведению.
Мюнхенский Fidor Bank считается одним из самым продвинутых среди банков в плане краудсорсинга. Не ограничиваясь присутствием в социальных медиа, банк создал собственную соцсеть, интегрированную с Facebook. На этом ресурсе пользователи взаимодействуют не только друг с другом, но и с банком. За несколько лет работы площадки Fidor Bank получил от пользователей более 3 тыс. предложений по управлению личными финансами и больше тысячи — по созданию новых продуктов и улучшению сервиса. Чтобы мотивировать пользователей к участию в обсуждениях, банк разрабатывает продукты, в которых величина ставки будет зависеть от количества «лайков» в сообществе.
Некоторые компании идут дальше и делают краудсорсинг не красивым «бантиком», а основой своей бизнес-модели. Одна из таких фирм — чикагский производитель дизайнерской одежды Threadless. Когда в 2000 году Джейк Никель и Якоб Дехарт основали компанию, их стартовый капитал составлял всего тысячу долларов. Сейчас в штате работает 80 сотрудников, среди которых нет ни одного дизайнера. Эскизы футболок и толстовок разрабатывают краудсорсеры, в том числе и профессиональные художники. Каждую неделю пользователи предлагают тысячу с лишним рисунков, члены сообщества отбирают из них десять лучших, которые запускаются в производство. Победители получают по $2000 наличными и подарочную карту на $500, плюс на продукции указывается имя автора.
Подобным образом построена работа и в японской мебельной компании Muji. 500 тыс. краудсорсеров, зарегистрированных на сайте, предлагают идеи, из которых Muji отбирает самые радикальные, те, которые еще не реализовывали другие производители. Прототипы размещаются на странице greatest hits, и если их заказывает не менее 300 человек, то продукция отправляется в серийное производство. Так в каталогах Muji появились книжные полки, которые можно вешать без гвоздей, ночники, светящие вдали от розеток, и кубические кресла-трансформеры. И Threadless, и Muji экономят не только на идеях, но и на фокус-группах, запуская в производство только то, что заслужило народную любовь еще на стадии концепта.
По другому принципу работает рекрутинговая компания GitHire, специализирующаяся на найме программистов. По словам одного из ее основателей, Ретта Крейтона, главное — не привлечь максимум пользователей, а отобрать лучших кандидатов. Для того чтобы найти подходящих специалистов для конкретных компаний, специалисты GitHire анализируют открытый код, который краудсорсеры выкладывают в рамках проекта Githab. В итоге GitHire всего за $1 тыс. предлагает работодателю возможность телефонных собеседований с пятью программистами, отобранными именно под его задачи.
Российские предприниматели тоже не игнорируют глобальный тренд. Например, с 2003 года работает креативное агентство Е-generator, за время существования которого около 40 тыс. участников предлагали заказчикам свои варианты названий, слоганов, сценариев рекламных роликов, логотипов, фирменного стиля и т.д. Все присланные идеи отбирает и обрабатывает редактор, затем лучшие предлагают заказчику. Победитель получает вознаграждение. Услугами Е-generator успели воспользоваться X5 Retail Group, BBC, Unilever и другие клиенты.
Не так давно, в 2009 году, специалист в области IT Сергей Карелов и руководитель фонда «Общественное мнение» Александр Ослон основали компанию Witology. К настоящему моменту она выступила координатором примерно 20 краудсорсинговых проектов, начатых в интересах конкретных заказчиков. Над каждым проектом в зависимости от задачи работало от двух-трех до нескольких тысяч человек. В совокупности же в процесс было вовлечено около 100 тыс. человек. Участники из разных городов и стран встречаются на виртуальной площадке для обсуждения идей. «Внешне эта платформа походит на соцсети или форумы. Люди заходят на ресурс, получают задания и генерируют несметное количество идей, — рассказывает президент Witology Александр Малюков. — Наша задача — сократить их до разумного минимума, отсеяв лишнее с помощью экспертов или голосования краудсорсеров. Затем предложения дорабатываются».
В чем-то модель Witology похожа на модель американской InnoCentive. Правда, Witology привлекает всех подряд (отсев идет по ходу проекта), а InnoCentive рассчитывает на научный люд. Компанию еще в 2002 году основали бывшие сотрудники глобальной фармацевтической корпорации Eli Lilly and Company на деньги своего работодателя. Изначальный замысел был в том, чтобы привлекать к исследованиям и разработкам Eli Lilly специалистов за пределами корпорации, но позднее у InnoCentive появились заказчики из разных отраслей, нуждающиеся в научной экспертизе, — Procter & Gamble, Dow AgroSciences, Boeing, Air Force Research Lab, DuPont, BASF, Rockefeller Foundation и даже NASA. В базе InnoCentive сейчас более 200 тыс. исследователей из 170 стран, многие из которых имеют ученые степени. Размер вознаграждения зависит от уровня квалификации краудсорсеров — от $10 тыс. до $100 тыс. за проект, кроме того, клиенты платят InnoCentive за саму возможность обратиться к именитым экспертам. По собственным данным, экспертам InnoCentive удается решить 30% поставленных задач. Достижения Witology пока скромнее, хотя она и получила заказы от Сбербанка и «Росатома». Первый к своему 170-летнему юбилею решил с помощью краудсорсеров пофантазировать на тему, каким ему быть через десятилетие. Среди прошедших конкурсный отбор предложений — идея виртуальных ячеек для хранения цифровой документации и иной информации. Банк может предоставлять такую платную услугу без серьезных инвестиций в построение инфраструктуры — у него и так уже есть мощные центры обработки данных.
Реализацией другого предложения (создание аналога службы «одного окна» для малых предпринимателей) Сбербанк, как выяснилось уже после конкурса, занимается больше года. Банк планирует не только открывать расчетные счета, но также и предлагать комплекс всех услуг, необходимых коммерсанту (регистрация предприятия, ведение бухгалтерии, расчет налогов и т.д.). «Идею предложил паренек из Новороссийска, и за нее как за лучшую в итоге проголосовали остальные краудсорсеры, — поясняет Александр Малюков. — Таким образом, работа с Witology показала Сбербанку, что новая услуга весьма актуальна». Очевидно, чтобы закрепить успех (или создать имидж инновационной компании), Сбербанк недавно запустил отдельный краудсорсинговый сервис «Сбербанк-краудсорсинг».
Как применять краудсорсинг в бизнесе
• Главное — правильная постановка задачи. Как правило, коллективный разум не сможет найти многоступенчатое решение сложной проблемы, зато с блеском решит четко сформулированную, конкретную задачу. Разработать новый продукт для банка? Понять, как увеличить пропускную способность автомобильного перекрестка? Сформулировать рекламный слоган? На эти вопросы сообщество ответит легко.
• Используйте краудсорсинг осмысленно. Люди могут собрать и обработать гигантские объемы информации, если поймут, что это очень важно и без них этого не сделает никто. Анализ фотоснимков других планет или распознавание текста в бортовых журналах старых яхт — дело, увлекательное само по себе, это возможность прикоснуться к чему-то большему и не такому обыденному, как стандартные задачи на рабочем месте. Если удастся на самом деле заинтересовать людей, вашу фирму ждут великие свершения. Если нет — скромные пиар-кампании для ограниченного круга людей, желающих получить приз.
• Контролируйте. Выберите из толпы или наймите тех, кто будет проверять качество конечного продукта и отбирать лучшие идеи. Иначе легко пропустить стоящие предложения. Плюс простые идеи в массах будут более популярны, чем сложные, а вам, возможно, нужны именно последние.
• Управляйте и вдохновляйте. У толпы есть общеизвестные проблемы с самоорганизацией, к тому же с развитием проекта у людей падает мотивация. Менеджеры или фасилитаторы помогут проекту не заглохнуть.
• Оценивайте критически. Не исключено, что среди краудсорсеров окажутся ваши конкуренты, пытающиеся подкинуть вам идею (возможно, даже хорошо проработанную), которая толкнет вас в неверном направлении.
Текст: Ольга Венседорина