Есть немало компаний, в которых введены запреты на пользование социальными сетями, якобы негативно влияющими на производительность труда. Одни руководители решают фильтровать трафик, другие грозят штрафами или увольнением, третьи ограничиваются косыми взглядами — но менее привлекательным запретный плод от этого не становится. Можно ли использовать социальные технологии (приучать к которым людей уже не нужно) для внутренних коммуникаций, распространения знаний и развития корпоративной культуры? «Свой Бизнес» изучил опыт нескольких компаний, внедривших корпоративные соцсети.
Компания Industrial Molds однажды столкнулась с проблемой: люди, работающие на производстве, чувствовали себя оторванными от остальной компании. Обычно такую проблему решают путем тренингов, направленных на повышение сплоченности коллектива, или выпуском корпоративного СМИ, но в Industrial Molds поступили иначе: сотрудникам раздали планшетные компьютеры iPad, чтобы они постоянно находились на связи с коллегами из других отделов. «Это не было вызвано производственной необходимостью, — замечает специалист по корпоративным сетям Росс Мейфилд. — Главной целью сетевого общения была психологическая поддержка». Мейфилд уверен, что рисуемый противниками соцсетей образ человека, «прилипшего» к экрану портативного устройства и игнорирующего все, что происходит в непосредственной близости от него, — явное преувеличение: «Технологии могут разобщать людей, но могут и объединять их — в том числе в рамках одной компании».
Перед IT-департаментом группы компаний «Корус консалтинг» стояла другая задача: поскольку подразделение вело проекты в разных городах, сотрудникам нужен был инструмент, который позволил бы быстро подключаться к дискуссиям и не требовал сложного внедрения. Задача, в общем-то, тривиальная и имеющая несколько возможных решений, но в порядке эксперимента было решено создать корпоративную социальную сеть на основе готового продукта Yammer. «Этот инструмент оказался очень удобным: в сети можно дублировать структуру предприятия по отделам, а также настроить права доступа пользователей к контенту разных групп, — говорит эксперт-аналитик «Корус консалтинг» Павел Житнюк. — Yammer изначально спроектирован как корпоративная соцсеть, поэтому никакой кастомизации не потребовалось. Принципиальным для IT-отдела нашей компании было то, что сервис кроссплатформенный, то есть им можно пользоваться с сотового телефона. Подкупил пользователей и интуитивно понятный интерфейс, похожий на привычную «упаковку» популярных социальных сетей».
Руководство «Корус консалтинг» поддержало предложение «айтишников» внедрить Yammer, и на следующем этапе сервисом стали активно пользоваться другие департаменты компании. По словам Житнюка, социальная сеть стала одним из основных инструментов работы HR-департамента и играет важную роль в жизни PR-отдела. При этом, например, разработчики программного обеспечения (в отличие от инициаторов затеи — тех, кто внедряет и администрирует ПО) Yammer игнорируют, поскольку имеют свои инструменты для обсуждения текущего состояния выполняемых проектов.
В «Розничной сети МТС» (дочерней структуре сотового оператора МТС) идея создания корпоративной соцсети принадлежит топ-менеджеру, который решил таким образом развивать корпоративную культуру. «Сотрудники офисов продаж, работающие в командах по 3-5 человек, зачастую не могли оперативно получить ответы на возникающие в ходе работы вопросы», — описывает проблему Екатерина Лежнева, руководитель группы внутренних коммуникаций «Розничной сети МТС». Чтобы преодолеть разобщенность и стимулировать обмен опытом, была запущена сеть «МТС-Лайф», объединяющая 12 тыс. сотрудников (всего в штате компании 16 тыс. человек). В качестве платформы выбрали решение российской компании «Даофис».
Павел Житнюк отмечает, что внедрение корпоративной социальной сети экономит рабочее время и даже расходы на поездки: многие рабочие вопросы можно обсудить в сети без личной встречи. То же самое относится и к другим видам электронных коммуникаций, так что едва ли есть повод говорить о явном преимуществе соцсетей в этом вопросе. Однако Екатерина Лежнева подчеркивает, что коммуникации стали более оперативными: «По ходу работы у наших продавцов возникает множество вопросов. Как показала практика, ответ через социальную сеть они получают в среднем через 10-15 минут, а до этого им приходилось решать некоторые задачи месяцами». Вдобавок «МТС-Лайф» дала возможность обмениваться персональными сообщениями: раньше личной электронной почты у сотрудников офисов «Розничной сети МТС» не было, им приходилось довольствоваться одним ящиком, заведенным для торговой точки. Сейчас более 80% сотрудников завели аккаунты в корпоративной социальной сети; теперь внедрение этого инструмента обсуждается уже на уровне МТС.
Одна из особенностей корпоративных соцсетей в том, что сотрудников невозможно заставить активно пользоваться ими — искренний интерес необходимо каким-то образом подпитывать. Росс Мейфилд считает, что если в обычных социальных сетях главным «магнитом» являются фотографии, то в корпоративных соцсетях этим «магнитом» могут стать потенциальные клиенты, важные сделки, продукты, презентации. Судить об успешности корпоративных сетей Мейфилд предлагает по тем же критериям, которые актуальны для любой социальной сети: о ней должны рассказывать и в ней должны общаться.
Как общение в корпоративной соцсети влияет на прибыль?
• Рост мотивации и продаж. Одобрение в форме «лайков» (и стремление их получить) поддерживает дух соревнования.
• Ускорение адаптации. Новые сотрудники быстрее осваиваются в коллективе и входят в курс дел — а значит, раньше начинают работать с полной отдачей.
• Экономия времени. Больше общения, меньше личных встреч.
• Оптимизация бизнес-процессов. Следя за обновлениями в соцсети, можно узнать, чем заняты коллеги в других департаментах. Это позволяет синхронизировать работу разных подразделений и избежать дублирования функций.
• Общая база знаний. Любая статья в «Википедии» может считаться, с одной стороны, не до конца точной, а с другой — одной из лучших, потому как за ней стоят не отдельные люди с их заблуждениями, а коллективный разум.
• Ценные контакты внутри сети. Коллега, проконсультировавший вас по поводу оформления визы для командировки и тем самым сэкономивший деньги компании… Неожиданно обнаружившийся в соседнем отделе знаток голландского языка, который помог составить коммерческое предложение для потенциального партнера из Нидерландов… Чем крупнее компания, тем больше шансов найти добровольных помощников среди сослуживцев.
Зачем сотрудникам нужна своя сеть?
• Чтобы знакомиться. Социальная сеть — оптимальный инструмент для предприятий, структура которых затрудняет знакомство и общение работников между собой.
Кроме того, в любой компании новым сотрудникам гораздо легче адаптироваться, когда у них есть доступ к общим знаниям и каналу коммуникаций.
• Чтобы общаться с руководством. В сетях меняется формат и атмосфера общения начальства с подчиненными и подчиненных с начальством. Например, гендиректор «Розничной сети МТС» получает до 100 личных сообщений в день от рядовых сотрудников.
• Чтобы отдыхать. И не просто отдыхать, а еще и вдохновляться на работу. «Для представителей «поколения Y» очень важна собственная значимость, — говорит гендиректор «Даофис» Юрий Федосеев. — В социальных сетях, в том числе и корпоративных, показателями значимости являются рейтинги, звания, «бейджи» и «лайки». Это невероятный способ мотивации: когда тебя «лайкает» генеральный, ты готов горы свернуть!»
Yammer
Платформа для создания корпоративной социальной сети, которую часто называют «Facebook для бизнеса». Сервис запущен в 2008 году в США. Изначально был задуман как корпоративный сервис ведения микроблогов, но впоследствии функционал был расширен. В июне 2012 года Yammer был куплен Microsoft за $1,2 млрд.
Текст: Верн Харниш
Текст: Дмитрий Кристофор