Эта статья создана нашим корреспондентом Андреем Скрипкиным в рамках авторского проекта «Вокруг света в поисках предпринимательской мудрости». Первая фаза проекта посвящена предпринимателям Юго-Восточной Азии. Андрей побеседовал с известными в регионе основателями компаний, которые закладывают фундамент будущей экономики.
Дунг Тран
СЕО и основатель mWork (с мая 2012 года). mWork – одна из ведущих мобильных партнерских сетей Вьетнама, объединяющая разработчиков мобильных игр, издателей и игроков. Ранее Дунг работал в телекоммуникационных компаниях: больше 2 лет заместителем гендиректора Tinhvan Telecom – одна из крупнейших компаний и 3 года руководил отделом в FPT Telecom. У Дунга большой опыт и знания в области мобильной интернет-индустрии во Вьетнаме и азиатско-тихоокеанском регионе.
Многим по инерции кажется, что Вьетнам как был, так и остался сельскохозяйственной страной и местом для бюджетных экзотических туров. Однако в последние годы Вьетнам переживает бум развития интернет-технологий и привлекает множество IT-специалистов со всего мира, надеющихся захватить пока еще пустующие ниши. Приезжают и предприниматели для основания стартапов, ориентированных на вьетнамский рынок, и «цифровые кочевники», привыкшие работать удаленно.
Дунг Тран – один из ярких представителей вьетнамской стартап-тусовки, что-то вроде вьетнамского Брэнсона в начале карьеры. Он основал mWork (почти все крупные разработчики и издатели игр во Вьетнаме сотрудничают с этим сервисом), потом студию по разработке игр, издательство игр, систему мобильных платежей 1Pay (5 млн транзакций ежедневно), агентство по продвижению в интернете (30 тыс. рекламных кампаний в месяц), плюс ко всему еще ряд интересных приложений, включая Appboost (220 млн установок) — систему кроссплатформенного продвижения мобильных приложений. Сейчас весь этот портфель проектов развивается под единым брэндом MOG Vietnam.
Причиной своего успеха Дунг считает максимальное удобство и качественную адаптацию продуктов к требованиям местного рынка. В интервью «Своему Бизнесу» Дунг Тран рассказал немного о своем опыте, планах по развитию и трендах вьетнамской индустрии мобильных игр.
В своих интервью вы признавались в том, что на вашем счету множество неудачных проектов. Какой момент был худшим в вашей карьере?
У меня было очень много провалов, но по счастливой случайности они не отбили у меня энтузиазм и амбиции. Худшим из всех был провал проекта “eCitizen connecting communities”. Я тогда был одним из четырех основателей. Мы хотели создать автономную электронную экосистему для всех граждан Вьетнама, где они могли бы, используя только свое удостоверение личности, получить доступ ко всем услугам сразу: развлечения, онлайн-шоппинг, платежи, образование и так далее. Но справиться с таким масштабным проектом нам не удалось, и сейчас я кусаю локти, глядя на то, как наши идеи были успешно использованы другими людьми.
Как к вам пришла идея создания mWork?
На рынке существовал спрос на такой продукт. Мы провели исследование рынка мобильных игр во Вьетнаме и обнаружили, что не существует платформы, которая объединяла бы разработчиков, издателей игр и игроков. Именно поэтому и был запущен наш проект.
mWork вышел на рынок в нужный момент, когда спрос был не только со стороны разработчиков и издателей, но и со стороны пользователей. К тому же наш проект стал первым, который смог предоставить удобную платформу для всех игроков мобильной игровой индустрии.
Как вы продвигали mWork?
При продвижении mWork мы понимали, что во главе угла должен стоять продукт, который будет максимально полезен и удобен для разработчиков, издателей и конечных пользователей. mWork был единственной платформой, которая помогала быстро распространять игры среди пользователей. Именно поэтому многие к нам пришли.
Когда в последствии мы размышляли, что стоит предпринять, чтобы расшириться и притянуть новых пользователей, опять становилось понятно, что нужно вкладываться в улучшение качества нашей платформы и разработку новых функций. Мы выясняли какие трудности возникают у разработчиков, издателей, игроков и старались максимально упростить им жизнь.
Мы замеряли важнейшие показатели для достижения наших целей по развитию mWork, и показывали результаты всем членам нашей команды. Каждый из нас должен был выкладываться на 150%. Мы старались оставаться максимально открытыми, внимательными и гибкими, чтобы подстраиваться под изменяющиеся условия и предвосхищать тренды.
В основном мы использовали три канала для продвижения: рекламу в интернете, сарафанное радио и PR. Онлайн-маркетинг помогал нам расширяться и завоевывать целевые рынки. Благодаря выдающимся преимуществам нашей платформы она быстро завоевала себе репутацию и люди стали советовать ее друг другу. PR в СМИ мы использовали для того, чтобы укреплять и продвигать наш брэнд.
Как монетизируете?
Пользователи бесплатно скачивают игры и играют, но если они хотят получить больше возможностей в игре, то они должны оплатить это дополнение. И мы получаем часть от этих поступлений.
Как вы оцениваете рынок мобильных игр во Вьетнаме, каковы его перспективы?
Вьетнам считается одной из лучших стран с точки зрения перспективы роста дохода мобильной игровой индустрии. Рынок растет на 30% ежегодно, что является самым высоким показателем в Юго-Восточной Азии. В 2015 выручка от игр составила порядка $400 млн. В ближайшие 3-5 лет тренд продолжится и доходы индустрии могут достичь миллиардов долларов.
Какие вы ставите цели перед mWork на ближайшие несколько лет? Какие произошли изменения в отрасли и как вы собираетесь подстраиваться под них?
mWork существует 4 года. За этот период индустрия мобильных игр во Вьетнаме сильно изменилась, во многом под влиянием быстрого распространения смартфонов. Эта волна смыла множество компаний, которые не смогли адаптироваться под изменяющуюся конъюнктуру рынка. А крупные вьетнамские и китайские компании вышибают оставшихся малых и средних предпринимателей.
Чтобы быть успешными, основатели маленьких и средних компаний должны фокусироваться на небольших нишах. В то же время большие компании, чтобы выжить и продолжить устойчивый рост должны уделить внимание созданию замкнутой экосистемы для мобильных игр.
Именно поэтому MOG Vietnam занимается не только разработкой новых бизнес-моделей, но и созданием экосистемы для мобильного интернета во Вьетнаме, чтобы у наших пользователей и партнеров обладали полным комплексом инструментов для работы с нами и всеми нашими продуктами, это должно стать хорошим плацдармом для будущего развития.
Ваш совет стартаперам — на что следует обращать внимание, чтобы стать успешным?
На три вещи. Во-первых, надо заранее оценить емкость рынка, она должна быть достаточной для роста и расширения проекта. Во-вторых, выбрать подходящцю бизнес-модель. Она должна быть подкреплена успехом на схожих рынках с вашим. И третья вещь — команда. Ей следует быть квалифицированной и слаженной.