Эта статья подготовлена нашим корреспондентом Андреем Скрипкиным в рамках авторского проекта «Вокруг света в поисках предпринимательской мудрости». Первая фаза проекта посвящена предпринимателям Юго-Восточной Азии. Андрей побеседовал с известными в регионе основателями компаний, которые закладывают фундамент будущей экономики.
Сандиага Салахудин Уно
Получил образование в США, начал работать в Bank Summa в 1990 году, в 1994-м устроился менеджером по инвестициям в MP Group Holding Limited, год спустя перешел в канадскую NTI Resourses Ltd, где работал вице-президентом, но из-за кризиса в 1997 году компания обанкротилась, а Сандиага остался без работы. В этом же году он решил вернуться на родину и основал PT Recapital Advisors – консалтинговую компанию для предпринимателей, позже выступил в роли сооснователя одной из ныне крупнейших инвестиционных компаний в Индонезии Saratoga Capital. В 2009 году занял 29-е место в рейтинге самых богатых людей в Индонезии по версии Forbes.
Глобальный кризис разрастается, крупнейшие корпорации разоряются, люди теряют работу и остаются без средств к существованию… Вас тоже не пощадили, уволили — что теперь делать? Открывать свой бизнес!
Так вкратце выглядела история индонезийца, который поехал покорять Америку. Кризис и увольнение стали для него переломным моментом в жизни, подтолкнувшим его к основанию собственного бизнеса. Со временем он стал сооснователем крупнейшей индонезийской инвестиционной компании и был признан одним из богатейших индонезийцев. Сандиага рассказал корреспонденту «Своего Бизнеса» о том, как выбирать бизнес-партнеров, что будет в тренде в ближайшие годы в развивающихся странах и поделился мыслями по поводу индонезийской «Кремниевой долины».
Большинство людей боятся кризисов, но есть и те, кто видят новые возможности в эти непростые времена. Вы потеряли работу, но затем построили очень успешный бизнес – крупнейшую инвестиционную компанию в Индонезии. Как извлечь из кризиса выгоду, как разглядеть возможности в трудные времена?
Кризис 1997 года стал для меня переломным моментом. Совершенно неожиданно я лишился своей работы и должен был быстро придумать, что делать дальше. Эта встряска помогла мне осознать, что я хочу заниматься бизнесом. Благодаря кризису иностранные инвесторы спешно покидали Индонезию и мне удалось приобрести у них активы. Еще мне очень повезло с ментором Оомом Уилемом, который наставлял меня на верный путь и привил мне правильное предпринимательское мышление.
Упорство и трудолюбие – вот ключи к успеху в бизнесе. Оба эти фактора полностью зависят от нас самих, я всегда, в каждой ситуации стараюсь выложиться по максимуму. Я очень рад, что моя копания продолжает расти и лидирует среди конкурентов в Индонезии.
Когда вы только запустили PT Recapital Advisors, что вы предприняли, чтобы привлечь инвесторов? Как вы убедили партнеров доверить вам свои деньги, чтобы инвестировать в коррумпированную страну, в которой ко всему прочему еще и бушевал кризис?
Прежде всего это вопрос репутации. Построение своего личного бренда, через демонстрацию своей надежности – ключ к успеху в видении любого бизнеса.
Деловой климат в Индонезии очень сильно изменился за последние 20 лет. Когда я только начинал, первые трудности были связаны со сложным и запутанным регулированием. Сейчас правительством Индонезии было предпринято много шагов по упрощению процедуры регистрации компаний и оформлению кредитов. По моим оценкам сейчас запустить бизнес в Индонезии стало гораздо проще.
Я считаю, что каждому предпринимателю необходима подходящая экосистема, серьезный лидерский потенциал, и, конечно, благоприятный режим госрегулирования. Пока я в состоянии продемонстрировать, что все эти составляющие у нас имеются, проблем с убеждением партнеров не возникает.
Какие правила должен соблюдать предприниматель, чтобы заслужить хорошую репутацию в деловой среде?
Нет быстрого рецепта успеха, поэтому нужно много работать, быть честным, укреплять доверие.
Как искать партнеров в самом начале предпринимательской карьеры, когда еще никто не знает о вас?
Поиск хороших бизнес партнеров — процесс весьма непростой. Я предпочитаю выбирать себе партнеров из своих же друзей. Фактор доверия критичен при создании новой компании. В 1997 году я основал Recapital Advisors со своим школьным приятелем Розаном Роезлани. Мы начинали как маленькая компания по консалтингу для местных фирм. Я не осознавал потенциал инвестиционных возможностей в родной стране, но это было лишь до 1998 года, до момента, когда Эдвин Соеряджая (китайско-индонезийский предприниматель, в 2012 году его состояние оценивалось в $1,4 млрд) предложил мне стать партнером в компании Saratoga Capital. Эдвин смог убедить меня, что экономика Индонезии заметно улучшиться за несколько лет. А серьезный спад в 1998 году носил временный характер. Мы верили, что у Индонезии достаточно людских ресурсов, которые смогут поднять на ноги национальную экономику, чтобы она смогла конкурировать с другими странами.
Я считаю, что бизнес партнерство — это как брак. После того, как вы вступили в отношения, случается так, что что-то идет не так как вам бы хотелось, но вам нужно пройти через взлеты и падения в ваших отношения. Важно найти партнера со схожим видением и жизненной философией, поскольку вам предстоит долго работать рука об руку, и в критичные моменты поддержка друг друга будет особенно важна для долголетия компании.
Сейчас отношения между западными странами и Россией стали натянутыми, это оказывает негативное влияние на партнерство между предпринимателями этих стран. Как вести себя с зарубежными партнерами во времена политических кризисов?
Необходимо оставаться открытым в таких ситуациях и стараться не попадать под влияние политических дрязг.
Замечательно, когда страна богата полезными ископаемыми, как например Индонезия или Россия, но в то же время важно развивать и собственную индустрию высоких технологий. Сейчас в Индонезии запущен проект по создании своей «Кремниевой долины». Как вы оцениваете эту инициативу? Что стоило бы изменить, чтобы улучшить ее?
Я всегда верил, что только с технологиями страна может совершить скачок в экономике на новый уровень. Именно поэтому создание индонезийской «Кремниевой долины» может оказать только положительный экономический эффект.
У Индонезии большое население, у десятков миллионов людей есть доступ в интернет. За последнее время в Индонезии были совершены несколько крупных сделок, в частности Softbank вложил $100 млн в торговую площадку Tokopedia, которую называют «индонезийской Alibaba». Я бы хотел видеть в Индонезии как можно больше таких проектов и стартапов, как Gojek – это что-то вроде Uber для мототакси. Я уверен, технологии могут вдохнуть жизнь в том числе и в низовую экономику – именно это и делает Gojek. В среднем водители из Gojek зарабатывают на 300% больше, чем обычные водители мототакси. Это меняет жизнь людей и перестраивает целую индустрию.
По данным ассоциации интернет-провайдеров Индонезии в 4 квартале 2013 года было 83,7 миллионов интернет пользователей или 28% он населения страны.
Как, по-вашему, лучше всего развивать индустрию высоких технологий в своей стране? Как агитировать местных умных предпринимателей оставаться на родине, а не переезжать в другие страны?
Скорость распространения современных технологий по Индонезии впечатляет. В ближайшее годы количество интернет-пользователей будет расти большими темпами, этому во многом способствует продолжающийся бум распространения смартфонов. Это стало возможным благодаря снижению стоимости смартфонов и расширению телекоммуникационной инфраструктуры на всем индонезийском архипелаге. Наиболее широко интернетом пользуется городская молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, но с ростом покупательской способности расширяется география и возрастная категория пользователей. Разумеется, это привлекает все больше и больше основателей стартапов, как отечественных так и зарубежных, что в конечном счете выливается в рост IT-рынка и рынка электронной коммерции.
Что бы вы сами себе посоветовали, если бы вернулись на 20 лет назад?
Я бы стал предпринимателем значительно раньше.
Что бы вы посоветовали молодым предпринимателям?
Перво-наперво нужно найти подходящего наставника, который сможет вам помочь стать великим предпринимателем нового времени. И необходимо всегда помнить, что быть предпринимателем, это значит брать на себя риск и каждый раз заставлять себя творчески и по-новому подходить к решению задач.