Мечтая получить передачку из экзотической Индии, новосибирцы Евгений Пинигин и Инна Фомичева запустили виртуальную курьерскую службу, в которой обязанности курьеров выполняют обычные путешественники, согласившиеся выполнить доставку за скромное вознаграждение — порой даже за шоколадку. Основатели сервиса Gransjoy — новички в бизнесе. Концепцию сервиса они сформулировали за одну неделю, чтобы успеть презентовать ее на стартаперской конференции. А вот разработка сайта затянулась надолго и потребовала разных источников финансирования, включая краудфандинг. Потратив год и более полумиллиона рублей, основатели только приступают к поиску модели монетизации. Главный конкурент Gransjoy, сервис «Туда? Туда!», находится примерно в том же положении.
Идея
Когда Евгений и Инна вернулись из путешествия по Индии в родной Новосибирск, на них нахлынула ностальгия по посещенным местам. Спохватившись, они обнаружили, что не привезли с собой приправы, ароматические масла и множество других вещей, которые позволили бы воссоздать экзотический колорит у себя дома.
Чета стала «доставать» просьбами знакомых путешественников, которые в то время еще находились в Индии и могли бы привезти в Новосибирск нужные товары. Но этот канал поставок оказался слишком узким, и тогда появилась идея обратиться к незнакомцам. Как? Создав в интернете площадку, где путешественники могли бы размещать информацию о маршрутах своих передвижений, а другие пользователи могли бы передать небольшие посылки вместе с путешественником из пункта А в пункт Б или заказать что-то купить. В отличие от профессиональных курьеров, путешественники часто готовы «удружить» за небольшую сумму денег, шоколадку, бесплатную экскурсию по городу или трансфер из аэропорта.
Старт
Озарение совпало со временем проведения Russian StartUp Tour в Новосибирске. У ребят была только неделя на подготовку к участию, и они уложились: разработали концепцию, подготовили презентацию и даже логотип. Презентацию направили в оргкомитет накануне конференции, но время питчей распределялось по мере поступления заявок от участников, и на Gransjoy времени не осталось. Тем не менее, усилия не пропали даром: на мероприятии Инна и Евгений познакомились с руководителем Зворыкинского проекта, показали ему презентацию на планшете и рассказали о своей идее. Этого оказалось достаточно, чтобы получить грант в размере 300 тыс. рублей. С этими деньгами можно было приступать к созданию электронной площадки, но опыта разработки подобных сервисов у основателей не было, поэтому быстро пройти этот этап они не рассчитывали. Однако им не терпелось запустить сервис, и летом 2013 года они открыли тематическую группу «Вконтакте» для поиска курьеров-путешественников. Это, помимо прочего, позволило убедиться, что спрос на подобную услугу имеется.
Сайт gransjoy.com, запущенный в начале января 2014 года, получился довольно сырым и в последующие полгода понемногу дорабатывался. В конце лета 2014 года основатели решили задействовать краудфандинг, чтобы насобирать денег на дальнейшее развитие функционала, а заодно пропиарить свой проект. В ходе кампании на Boomstarter удалось собрать около 230 тыс. рублей. В качестве вознаграждения спонсоры получили открытки, толстовки и термокружки с фирменной символикой, а каждого, кто жертвовал на проект 5000 рублей или более, отблагодарили еще и коробкой с сувенирами из разных стран.
В команде проекта сейчас 6 человек, на сайте Gransjoy зарегистрировалось около 10 тыс. пользователей, ежемесячно обрабатывается 250 заказов на доставку. Создатели сервиса надеются на быстрый рост аудитории за счет «сарафанного радио» — по их мнению, имеющиеся пользователи должны привлечь к площадке внимание своих знакомых.
Монетизация
С этим дела обстоят хуже всего. На этапе выработки концепции у основателей была иллюзия, что они смогут контролировать финансовые потоки. Предполагалось работать по принципу эскроу — заказчик на этапе заключения сделки перечисляет определенную сумму сервису, где эти деньги депонируются до тех пор, пока доставка не будет выполнена. Затем положенное вознаграждение перечисляется исполнителю, а Gransjoy удерживает свою комиссию.
Однако, для новичков реализация этой концепции оказалась слишком трудным делом, и описанный функционал на сайте отсутствует. Возможно, когда-нибудь он появится, а пока создатели Gransjoy пытаются заработать, чем бог послал — то разместят рекламу на сайте, то за плату помогут найти путешественника-курьера (ищут их в соцсетях и на других сторонних ресурсах).
Конкурент
На российском рынке доставки посылок через путешественников Gransjoy не единственный игрок, среди его главных конкурентов – сервис со странноватым названием «Туда? Туда!». Его основатель Артур Хачатрян говорит, что у него тоже была личная потребность делать передачи — то родственникам в Армению, то что-то срочное по делам в Америку. «Туда? Туда!» появился в марте 2014 года, спустя пару месяцев после запуска Gransjoy. Сама идея идентична, но есть несколько отличий в ее реализации. Например, сервис старается отследить маршрут путешественников по картам Google и отмечает промежуточные точки (речь идет об автотранспорте). Если курьер едет из Москвы в Пензу, то сервис определяет, что путь пройдет через Рязань. Поэтому пользователю, который будет искать путешественника для передачи посылки из Москвы в Рязань, попадется и этот результат. А на случай, если посылка дорогостоящая, «Туда? Туда!» предложит заказчику и доставщику подписать типовой договор на оказание услуг, чтобы в случае проблем было проще урегулировать претензии. В договоре прописываются сроки доставки, финансовые условия сделки, обязательства не пересылать запрещенные грузы и обеспечить сохранность посылки.
Без спонсоров
Артур и его компаньоны выбрали более консервативную модель финансирования стартапа — инвестировали собственные средства (около 1,3 млн рублей на данный момент). Большая часть денег (1,1 млн рублей) была потрачена на услуги разработчиков и зарплату команды, в которой состоит 9 человек. Интересно, что в стартапе аж три контент-менеджера, в обязанности которых входит продвижение сервиса в соцсетях.
Параллели
В плане монетизации «Туда? Туда!» находится примерно наравне с конкурентом. Артур Хачатрян подтвердил «Своему Бизнесу», что перспективная модель извлечения прибыли — это комиссионные за резервирование платежей, идущих от заказчиков к исполнителям. Однако он не берется предположить, когда соответствующий функционал появится на сайте — и появится ли вообще. Зато «Туда? Туда!» уже сейчас получает комиссионные от курьерских компаний, которые пользуются сервисом для поиска заказчиков. Предложения от партнерских организаций отображаются на приоритетных позициях в результатах поиска по соответствующим маршрутам, а также продвигаются иными способами. Конечно, пользователи приходят на сайт не за профессиональными услугами, — но, во всяком случае, у пользователей есть явная потребность в пересылке, и удовлетворить ее можно разными способами.
Еще одна рассматриваемая возможность монетизации для «Туда? Туда!» — плата за доступ к контактам: чтобы связаться с нужным вам путешественником, придется заплатить скромную сумму.
Благодаря большему объему инвестиций и маркетинговому бюджету аудитория «Туда? Туда!» сейчас примерно в полтора раза больше, чем у Gransjoy, хотя стартовал проект позже. По словам Хачатряна, на сайте сейчас 14 тыс. зарегистрированных пользователей. В ближайших планах — экспансия в страны ближнего зарубежья, первым на очереди стоит Азербайджан.
Текст: Андрей Скрипкин