Николай Додонов
Бизнес-тренер, разработчик авторских тренингов и семинаров по тайм-менеджменту и управлению привычками для топ-менеджеров. Специалист по личной эффективности руководителя. Автор книги «АнтиТайм-менеджмент». Владелец и руководитель торговой компании «ЕТ-Россия» (компоненты для фрезерных станков). Основатель сервиса для учета личных финансов FastBudget.
Профессор Джон Адаир утверждает, что современный человек ежедневно обрабатывает больше данных, чем житель средневековой Европы получал за всю жизнь. Мир сильно изменился, и мы столкнулись с постоянными информационными перегрузками. Руководитель бизнеса вынужден ежедневно перерабатывать огромное количество зачастую бесполезной информации: от ежедневных котировок на рынках до прогнозов аналитиков. Бесполезна она в первую очередь потому, что не влияет на качество принимаемых вами решений. Например, многие эксперты сильны задним умом, то есть способны красиво объяснить то, что уже произошло, но крайне плохо предсказывают возможные изменения.
99,9% получаемой нами информации – шум. Но весь этот поток бесполезных материалов организован так, что мы воспринимаем его как ценный сигнал. К сожалению, эта иллюзия. Все вокруг – новости, рассылки, социальные сети, блоги, обзоры, статьи и передачи – создает иллюзию сигнала. И это заставляет нас искать в этом шуме что-то полезное, чего там быть не может. Нам следует смириться с тем, что наши способности по обработке информации – это способности пещерного человека. И я нисколько не утрирую: объем рабочей памяти (число Миллера) с тех пор не изменился, а скорость усвоения или передачи информации равна скорости обработки речи центрами Брока и Вернике, которые тоже не претерпели серьезных изменений с того времени.
Мой опыт свидетельствует о том, что предприниматель или менеджер может добиться большего, если научится отсекать информационный шум. Вот что я предлагаю:
1. Отказаться от всех информационных изданий. Перестать читать прессу: от новостей до сложных статей в серьезных журналах. Прекратить просмотр передач и видеоблогов. Отказаться от отраслевых журналов за исключением профильной информации, необходимой для работы.
2. Прекратить слушать экспертные прогнозы. Потому что эксперты ошибаются ничуть ни реже, чем люди, которые вообще ничего не понимают в этой области. Вспомните опыт последнего года. Все прогнозы по поводу курса валют были мимо. Например, я, импортируя товары для своей компании, не отслеживал изменения курса. Мы установили наихудший возможный показатель и отталкивались от него. Это позволило не менять цены каждый день, а держать их на стабильном уровне. То есть мы ориентировались на пессимистичный сценарий и исходя из него строили свои действия. К тому же, это помогло меньше нервничать.
3. Не читать истории успеха. Они, конечно, очень вдохновляют и бывают познавательны, но это шум. В подобных книгах описывается лишь один из возможных результатов и не обращается внимания на остальные.
4. Выбрать действительно важные показатели бизнеса и понять, когда целесообразно снимать данные – раз в неделю, две недели или месяц? И не смотреть чаще. Контролировать нужно опережающие показатели, — например, количество лидов или посещаемость сайта. Но вы ничего не выиграете, если будете отслеживать такие показатели чаще, чем раз в неделю. Запаздывающие показатели – имеет смысл анализировать с шагом 3 недели, 1 месяц или еще реже. Когда я только начинал свой бизнес, я вводил множество KPI для всех сотрудников и постоянно следил за их исполнением. Если показатели росли, я был доволен. А как только они падали, я начинал судорожно думать, как это исправить. Но такой подход неверен. Смотреть на подобную статистику каждый день абсолютно бессмысленно. Точно так же бессмысленно каждый день смотреть колебания валют и курсов акций, если мы не биржевые игроки. Качественная информация должна быть собрана за более или менее продолжительный период.
5. Найти наставника – одна из самых важных вещей, которую нужно сделать. Более опытный и знающий человек – это бесценный источник почти чистого сигнала. Наставник, в отличие от эксперта – человек практики. Соответственно, надо искать того, кто постоянно делает, ошибается и зарабатывает опыт.
Источники сигнала
Главные источники сигнала – эксперимент и опыт. А лучше личный эксперимент и личный опыт. К сожалению, мы не всегда можем получить личный опыт там, где он нам нужен. И здесь необходимо проводить аналогию с реальным опытом других людей. Поэтому бесценную пользу могут принести сообщества людей, имеющие общие с нами интересы, проблемы и опыт их решения.
Также важны книги и материалы, несущие в себе достоверную информацию и большое количество сигналов. Чаще всего это научные исследования. Например, в области когнитивной и поведенческой психологии, где все основано на результатах исследований. Также это литература по прикладным вещам, допустим, по продажам, которая практически всегда основана на личном опыте, собственном или организации.
Мнения читателей