Есть ли у нынешнего поколения российских предпринимателей долгосрочные цели? Сейчас, когда сложно планировать даже на ближайшее полугодие, мыслит ли кто-нибудь десятилетиями? Решив выяснить это, мы приняли в качестве своеобразного «общего знаменателя» концепцию БИХАГ («большие волосатые дерзкие цели»), предложенную Джимом Коллинзом и Джерри Порасом в книге «Построенные навечно». Напомним, что постановка БИХАГа не имеет отношения к процессу планирования — это скорее суперидея, которая вас заводит и манит, которая является путеводной звездой, отдаленным ориентиром для вашего бизнеса. Согласно Коллинзу и Поррасу, достижение этих целей занимает 10-30 лет, причем их практически невозможно достичь, если на протяжении всего пути постоянно не выходить за пределы зоны комфорта. Цель должна быть основана на понимании, а не браваде, должна быть четкой и понятной, отражать смысл существования организации. По словам Джима Коллинза, хороший БИХАГ — это такой, в достижимости которого вы не уверены на 100%. Если вы оцениваете свои шансы как 50-70%, цель является достаточно «волосатой». Если она достижима на 100%, значит, вы установили слишком низкую планку. Ну а если вы считаете, что вероятность реализации поставленной цели составляет всего 10%, то стимулов биться за такую цель у вас будет мало — ведь даже если вы сделаете все правильно, то скорее всего не достигнете желаемого. «Шанс 50-70% лучше, чем 100% и лучше чем 10%», — говорит Джим Коллинз.
«Свой Бизнес» опросил нескольких российских предпринимателей, знакомых с трудами Коллинза и выбравших свой БИХАГ. О чем они мечтают?
Фокин Денис, основатель TeamBridge
БИХАГ: стать самой популярной платформой для автоматизации малого бизнеса в мире. На глобальном рынке достичь такого же успеха, как 1С добилась на российском.
Чего успели достичь: создали онлайн-систему управления задачами и проектами для малого бизнеса. Имеем 120 действующих оплаченных корпоративных подписок на свой сервис. Пока работаем только на русскоязычном пространстве России и СНГ. На достижение БИХАГа может уйти 10-15 лет, и для этого запланировано три основных этапа: a) на российском рынке уточняем позиционирование, отлаживаем бизнес-модель и бизнес-процессы, выходим на прибыльность; б) поэтапный выход на новые региональные рынки и завоевание своей доли на них; в) превращение из узкоспециализированного продукта в платформу (открытие API, создание своих дополнительных решений на своей платформе, привлечение сторонних разработчиков).
Достижимость: 50%
Дмитрий Богданов, генеральный продюсер Ривелти групп
БИХАГ: стать лидером российского рынка корпоративных визуальных инструментов.
Чего успели достичь: мы специализируемся на корпоративных визуальных инструментах: видеофильмы, презентации, интерактивные системы, мультфильмы и пр. Мы стали первой компанией из России, которая получила «Золотого дельфина» на фестивале корпоративных медиа в Каннах. Мы стали финалистами нью-йоркского фестиваля International Television & Film Awards. Мы написали книгу по корпоративному видеопроизводству. До нас никто на эту тему книг не издавал в нашей стране. Нашими клиентами являются крупнейшие компании: Роснефть, Сбербанк, Роснано, РусГидро, Аэрофлот, ВТБ 24 и другие. Наш оборот в прошлом году составил 30 млн. рублей.
Достижимость: 100%
Вадим Бугаев, основатель проекта «Книги для бизнеса»
БИХАГ: привить людям привычку к самообразованию в течении всей жизни, сделать ее естественной, понятной в реализации и популярной.
Чего успел достичь: за 2 года провел 48 мероприятий в открытом формате, 14 мероприятий в корпоративном формате, 3 учебных курса по продажам и запустил 2 корпоративных книжных клуба.
Достижимость: 100%
Сергей Сучков, основатель Radario
БИХАГ: стать международной компанией сродни Google и Amazon в своей нише (услуги e-commerce для клубов, театров, организаторов концертов и фестивалей: продажа электронных билетов, цифрового контента, мерчендайзинг).
Чего успели достичь: более 600 партнеров (клубы и театры) по всей России доверяют продажу билетов Radario. За три года оборот с 70 тыс. рублей вырос до 10 млн. рублей в сутки. Компания имеет представительства во всех регионах РФ. В августе 2014 года компания открыла офисы в Португалии, Финляндии и Франции. В декабре 2014 года проект стал лучшим по версии Google на конкурсе GSEA, летом этого года основатели едут в кампус поисковика в Сеул для презентации проекта. В мае 2015 года компания будет представлена на международной конференции Collision в Лас-Вегасе. Объем инвестиций на июнь 2013 года — $1,2 млн.
Достижимость: 80%
Судя по этим примерам, типичной целью предпринимателей является лидерство на рынке или подражание нынешним лидерам («стать как компания Х»). Однако может ли такая цель отражать смысл существования организации? Безусловно, лидерство на рынке — очень четкая цель, измеримая и позволяющая отслеживать прогресс. Но, на наш взгляд, ей недостает осмысленности.
Цель, сформулированная в виде общей идеи (например, «привить людям привычку к самообразованию») вроде бы выглядит более осмысленной, но при этом является слишком неявной — судить о ее достижении довольно сложно.
Каков ваш БИХАГ? Приглашаем вас поделиться им с читателями «Своего Бизнеса».