Выбор правильного заместителя — пожалуй, самое ответственное решение для многих предпринимателей и СЕО. Ведь нужно найти человека, который будет следить за порядком внутри компании, доведет идеи начальства до реализации и будет служить «амортизатором» между безумным предпринимателем и остальными членами команды.
К сожалению, большинству предпринимателей не удается назначить на столь ответственную позицию подходящего человека. И, единожды обжегшись с плохим заместителем, они отказываются от дальнейших попыток, обрекая себя на сверхурочную работу и неподобающие статусу занятия, с которыми мог бы лучше справиться кто-то другой. В итоге компания несет огромные финансовые потери, поскольку ее глава выполняет рутинные обязанности, вместо того чтобы уделить внимание рынку и внедрению инноваций.
Три десятка лет я наблюдаю за тем, как СЕО разных компаний принимали удачные и неудачные решения при назначении заместителей. Я также наблюдал за бесчисленными малыми и средними компаниями, для руководителей которых выбор заместителя становился вопросом жизни и смерти. Но особенно остро этот вопрос стал меня волновать, когда настало время самому подыскивать заместителя. Я начал анализировать закономерности, которые определяли успех или неудачу при выборе второго лица компании. К моему удивлению, оказалось, что критически важен лишь один критерий отбора: как долго СЕО проработал бок о бок со своим будущим заместителем, прежде чем назначить его на эту должность. Хорошим примером может служить тандем Билла Гейтса и Стива Баллмера, которые дружили со времен учебы в Гарварде.
Лучшие заместители получаются из членов семьи, сотрудников, которые быстро поднимаются по карьерной лестнице, бывших клиентов и партнеров, давних друзей и коллег по прошлой работе. В случае с Ричардом Кури, владельцем калифорнийской инжиниринговой компании Chino с оборотом $17 млн., его успешный заместитель, которого зовут Дейв, прежде был субподрядчиком. Имея лишь среднее образование, Дейв впервые обратил на себя внимание своего будущего босса, безупречно выполнив заказ со стороны Chino. Кури сразу понял, что перед ним незаурядный человек, и поддерживал дружеские отношения с ним на протяжении нескольких лет. Четыре года назад Кури решил, что ему пора нанимать заместителя, и пригласил Дейва занять эту должность. Ричард признается, что присутствие Дейва буквально преобразило компанию: «Меня постоянно заносит, а он помогает мне держать себя в руках». Не менее важно, что Дейв позволяет Кури фокусироваться на росте бизнеса и найме новых людей. «Он взял на себя то, что мне не нравилось делать, что мне не удавалось как следует, и то, с чем он лучше справляется», — отмечает Ричард Кури.
Я исследовал полсотни подобных примеров и могу сказать, что в 90% случаев успешным заместителем оказывается тот, с кем вы проработали достаточно продолжительное время. Если вы созрели для поиска «номера два», начните с составления списка людей, с которыми работали в последние годы, — клиентов, партнеров, бывших сотрудников, которые переросли свою должность и покинули вашу компанию, а также членов семьи, друзей детства и т.д. В поле вашего зрения наверняка попадет человек, который даст вам необходимую поддержку и свободу действий, необходимую, чтобы сделать вашу компанию лучше, — и сделает это гораздо успешнее, чем неведомый соискатель со стороны.
Мнения читателей
Алексей
Заместитель или правая рука — важная позиция, в поисках которой всегда есть компромисы. Статья интересная, но очень короткая. Мало сути.
Татьяна Соколова
Ничего себе «рекомендация» взять в дело.. родственника или «Друга»,
Вполне распространённая практика: брать квалифицированного Наёмного УПравляющего — со стороны (!)
Родственные связи — разрушат Бизнес!
Автор, ты не прав.