Изделия, изготовленные по эскизам бразильского дизайнера Доминго Тоторы, можно встретить на аукционах и выставках в разных частях света. Цена небольшого журнального столика — более 500 евро, декоративной вазы — 380 евро. Между тем материал для своих произведений Доминго Тотора находит в буквальном смысле на свалке — это крафт-картон и отходы с банановых плантаций.
К идее заняться бизнесом на отходах Доминго Тотора пришел не сразу. Окончив в начале 1990-х годов престижную школу дизайна FAAP (Fundacao Armando Alvares Penteado) в Сан-Паулу, Тотора вернулся в родной городок Мария-да-Фе в горной провинции Минас-Жерайс. Основным занятием местных жителей всегда было выращивание картофеля и бананов, и новоиспеченный дизайнер стал помогать отцу-фермеру. Однако сезонная сельскохозяйственная коммерция балансировала на грани, многие крестьяне разорялись. И Доминго стал искать другой источник дохода.
Он обратил внимание на мусор и отходы. Использованный упаковочный крафт-картон, без которого в современном мире не обходится ни производство, ни торговля, в огромных количествах свозился на свалки. Там же гнили горы органики, остающейся после сбора урожая бананов. Несмотря на то что Бразилия почти не экспортирует бананы, а выращивает их для внутреннего пользования, площади банановых плантаций в стране весьма внушительны.
Тотора знал, что в прежние времена крестьяне определенным образом обрабатывали прочные волокна бананового дерева и применяли их в быту — плели веревки, циновки и даже конскую упряжь. Другие ремесленники перерабатывали волокна в однородную массу и лепили из нее разные изделия. Однако рецепт такой массы был утерян, и Тотора решил его восстановить. У него зародилась идея открыть мастерскую по изготовлению разной утвари с ярко выраженным этническим колоритом.
На разработку новой технологии Доминго потратил около пяти лет. Ему очень пригодилось высшее дизайнерское образование по классу декоративного искусства. Новая «банановая» технология принципиально похожа на один из типов папье-маше, когда масса формируется из измельченной бумаги и клеящего вещества — мучного клейстера или столярного клея. В качестве одного из наполнителей дизайнер также использовал продукт целлюлозного производства — крафт-картон. После переработки он превращается в настолько пластичный материал, что из него можно формовать любые предметы. Другая составляющая массы — отходы бананового дерева. Строго говоря, банан — это многолетнее травянистое растение, плодоносящее несколько лет. Так что отжившую свое «банан-траву» просто выкорчевывают и выбрасывают. Тотора выяснил, что для получения волокон годится и массивный стебель («ствол»), и листья. Часть волокон можно переработать, перемолоть и добавить в массу, другую часть обработанных волокон использовать для внешнего декорирования изделий. Оба органических наполнителя — целлюлоза и банановые волокна — соединяются при помощи специального клея, при этом масса может дополнительно окрашиваться. Натуральные пигменты — еще одна гордость Доминго Тотора, он научился получать красители из растений и даже песка и почвы.
Однако процесс изготовления предметов из такой массы длителен и трудоемок. Будучи человеком, ориентированным на сохранение окружающей среды, Тотора не хотел открывать промышленное или даже просто механизированное производство. «Ведь наши предки как-то обходились без этого, делая все вручную», — замечает он. Так что дизайнер изначально рассчитывал только на ручной труд, намереваясь привлечь к работе жителей Мария-да-Фе. Создателя «банановой» технологии в его начинании поддержали власти страны, запустившие проект развития сельского туризма во всех уголках Бразилии. Одной из составляющих проекта как раз стало развитие ремесел и создание новых рабочих мест в этой сфере — главным образом для жителей отдаленных районов страны.
В 1999 году Доминго Тотора зарегистрировал свой кооператив ремесленников — Gente de Fibra («Люди волокна»). Поначалу в нем числилось всего 5 человек, но сейчас в объединении более 60 работников. Все они — бывшие фермеры, прежде выращивавшие картофель и возделывавшие банановые плантации. Условия, которые им предложил Доминго Тотора, были во всех смыслах лучше сезонной работы в поле. Члены кооператива не только имеют стабильный круглогодичный заработок, но и пользуются скидками в местных супермаркетах, мясных лавках, аптеках и больницах. К слову, со всеми этими и другими городскими учреждениями Тотора договорился о том, чтобы забирать для своих целей картонные коробки, оставшиеся от товаров. Отходы бананового производства фермеры пригородных поселений также сдают в кооператив.
Работа в кооперативе, конечно, не курорт. Цикл производства одного изделия может превышать неделю. Перед использованием картон и волокна необходимо измельчить в порошок и высушить на солнце. Затем порошкообразные компоненты смешивают с клеем и эту целлюлозно-банановую массу закладывают в специальные формы, придающие будущим заготовкам необходимую фактуру, объем и размер. После утрамбовки и корректирующей лепки подсыхающей массы изделие нужно высушить. Это самый продолжительный этап, поскольку Тотора, следуя экологическим принципам, решил сушить все изделия, независимо от их размера, на солнце (сохнуть возле печи их кладут только в дождливую погоду или если необходимо существенно ускорить производственный процесс).
В результате получаются прочные как камень, но почти невесомые заготовки — ведь в них практически не остается влаги. После этого работники кооператива начинают их обрабатывать при помощи разнообразных инструментов, шлифовальных и полировочных машинок. Это один из немногих механизированных процессов, хотя в основном изделия обтесываются и шлифуются тоже вручную — при помощи наждачной бумаги или тряпочек с абразивным покрытием. В завершение некоторые вещи декорируются банановыми волокнами и расписываются естественными пигментами.
Этнические мотивы и дизайнерский минимализм были очень благосклонно приняты ценителями декоративного искусства во всем мире, когда продукция Gente de Fibra стала поступать на экспорт. Сейчас продажа изделий зарубежным покупателям стала главным источником доходов предприятия. Благодаря этому каналу сбыта удалось быстро окупить все затраты на организацию кооператива. Так, уже в 2005 году оборот Gente de Fibra составил феноменальную для небольшого кооператива в сельской Бразилии сумму — $394,8 тыс. Инициатива оказалась заразительной: вокруг объединения Доминго Тоторы уже сформировались новые кооперативы, работающие с другими распространенными в стране природными материалами — джутом, ротангом, соломой. Сообща они производят до 800 изделий в месяц.
Доминго Тотора
Окончил школу дизайна FAAP в Сан-Паулу. Увлекшись народными ремеслами и декоративным искусством, разработал технологию изготовления предметов из органической массы, состоящей из смеси целлюлозы и волокон бананового дерева. В 1998 году основал кооператив ремесленников Gente de Fibra в городе Мария-да-Фе.
Текст: Ольга Венседорина