XXI век открыл множество новых возможностей для ведения бизнеса. Мобильность, современные средства коммуникации, мир без временных и пространственных границ – реальность. Сегодня в YouScan работают больше 30 человек, причем часть нашей дружной команды находится в офисе в Москве, а другая часть — в Киеве. Мало того — с нами удаленно работают аналитики из разных городов, а менеджер одного из продуктов прожила год с семьей на Филиппинах, не переставая работать. Если у разработчика есть потребность сфокусироваться на определенной задаче и отвлечься от «внешних раздражителей» (например, от CEO, который приходит и задает глупые вопросы о том, когда будет сделан очередной тикет), он волен работать из дома.
Естественно, иногда это усложняет коммуникации — например, нельзя просто подойти к коллеге в соседней комнате и узнать, как обстоит дело с таким-то вопросом, если этот коллега находится в другом городе. Или позвать работающего удаленного аналитика на кухню выпить чая и обсудить подготовку очередного исследования для клиентов.
Конечно, есть e-mail, Skype и даже телефон (да-да, иногда мы еще пользуемся этим средством связи из прошлого века). Разработчики используют систему Assembla для совместной работы над техническими задачами и Trello для их обсуждения со всей командой. И все же довольно сложно с помощью технологий заменить живое общение лицом к лицу как по скорости передачи информации, так и по эффективности. Даже видеозвонок через Skype (пожалуй, самый приближенный к личному общению способ связи) не совсем то, что надо — требуется звонить, теряется ощущение непосредственности общения. Поэтому мы придумываем различные способы, чтобы быть ближе к друг другу (хотя бы виртуально), общаться чаще. И вот как мы это делаем.
Начнем со Skype: в нем у нас организовано несколько постоянных «горячих линий» — чатов, в которые включены все люди, связанные с определенными бизнес-процессами. Например, есть «горячая линия» по продукту, где в течение рабочего дня общаются разработчики; горячая линия для тех, кто работает с клиентами (продажи и служба поддержки); чат с обсуждением вопросов по маркетингу и так далее. По пятницам в чате Sales & Support («продажи и поддержка») мы договорились общаться на английском (правда, обычно мы вспоминаем об этом только во второй половине дня). Мы используем эти чаты для того, чтобы оперативно обсудить вопрос, который касается многих людей в команде, а иногда — просто чтобы пошутить и посмеяться.
Однако, и Skype – уже совсем не современное средство связи. Сейчас мы переходим на связку Slack + Google Hangouts. Второй инструмент — Yammer. Это внутренняя социальная сеть, где мы обсуждаем вопросы, не требующие срочной реакции, делимся новостями и интересной информацией, постим фотографии, лайкаем, комментируем — все как в Facebook, только «для своих». Мы начали пользоваться «Яммером» довольно давно, и он нам нравится. Главное – не превратить корпоративный портал в банальную «болталку» и обсуждение последних сплетен. Данный инструмент может эффективно решать бизгнес-задачи и налаживать обратную связь между верхами и низами. Лучше выделить человека-куратора, который будет поднимать на портале актуальные темы, собирать обратную связь, регулярно привлекать к обсуждению бизнес-тем топ-менеджеров. Выбирая корпоративную социальную сеть сегодня, я бы еще рассмотрел «ДаОфис» и «Битрикс24».
Недавно мы открыли для себя еще один совершенно новый способ видео-общения — приложение Sqwiggle. Это нечто вроде «видео-рации»: в отличие от скайпа, в котором вам нужно «дозваниваться» до другого человека, в Sqwiggle как таковой звонок делать не надо. Просто держите приложение в отдельной вкладке браузера открытым: ваша камера будет фотографировать 1 раз в 30 секунд в очень низком разрешении. Соответственно, коллеги могут увидеть, на рабочем месте вы или нет, и если захотят с вами поговорить — просто кликнут на ваше изображение, чтобы вызвать. Камера и микрофон включатся сразу, и ваш коллега сможет вам что-то моментально сказать. Это самый близкий способ к тому, чтобы виртуально «подойти к столу» коллеги и задать ему вопрос. Например, наш сейлз-менеджер из Москвы может легко подключиться к пространству разработчиков в Киеве и задать срочный вопрос кому-то из тех, кто не ушел на обед.
Для качественного эффекта присутствия мы используем веб-камеры с ультра широким углом обзора Genius WideCam и широконаправленные микрофоны со спикером Jabra Speak. Рекомендую! Конечно, хочется попробовать мобильных «ботов» для удаленного телеприсутствия – возможно, мы сделаем это в следующем году.
Отдельно хочется упомянуть систему управления проектами Trello – на сегодняшний день это самая легкая и понятная каждому «доска» с описаниями текущих и будущих задач. Каждый член команды может оставлять комментарии, голосовать за приоритетность и дополнять отзывами от клиентов.
Все эти инструменты позволяют оперативно связываться с каждым членом команды, обсуждать бизнес-задачи, собирать обратную связь, налаживать общение между топами и линейными сотрудниками, которые работают в разных точках страны и мира.
Записала Марина Сипатова