Сергей Митрофанов
Основатель компании Mitrofánov & Partners. Управляющий партнёр Pulsar Venture Capital, преподаватель бизнес-школы AMI. Эксперт-практик в области брэндинга.
Одним из знаков этого года в глобальной экономике можно считать резкий рост компаний, которые предлагают нам решение в формате «уберизации» того или иного сектора. И сегодня можно говорить о том, что практически в каждом секторе, особенно потребительского рынка, есть место своему «Уберу». В чём секрет такого феномена и каковы выгоды от этих перемен для предпринимателей?
Весной этого года я встретился со своим старым знакомым, который отправлялся развивать свой новый проект в Майами. На мой вопрос, что это за бизнес, он ответил: «Интернет-сервис по аренде катеров и яхт: если коротко Uber для тех, кто хочет покататься».
Сегодня Uber, наряду с Amazon, Airbnb и Booking.com попал в категорию брендов, которые я называю брендами новых бизнес-моделей. Эти идеи не просто пришли в нашу жизнь в последние годы, они стали неотъемлемой частью новой модели взаимоотношений потребитель-поставщик. О подобной схеме в конце 2000-х мы говорили с менеджментом крупнейшей мировой сети частной авиации NetJets, но 6–7 лет назад подобные идеи казались немного странными: «Заказать самолёт как такси? Как это так!?»
Время шло, и сейчас мы видим, что многие отрасли попадают под влияние новых моделей управления отношениями между заказчиком и поставщиком. Причин роста проектов, которые подпадают под понятие «уберизации», несколько.
Во-первых, развитие коммуникационных технологий, которые позволяют предпринимателям достаточно просто заявлять о своих возможностях, а потребителям с трудом находить в этом море предложений решение проблем, которые не являются повседневными. Как ни странно, но, например, для 2/3 жителей городов, задача вызова такси является редкой и, зачастую, сложной, поскольку в среднем они заказывают такси намного реже чем 1–2 раза в месяц и появление «кнопки по которой можно заказать такси за разумную цену» для них стало решением такой проблемы.
Во-вторых, повышенная мобильность: мы нуждаемся в потреблении качественных услуг и товаров там, где мы находимся, а не там, где их оказывают. Приезжая в другой город или даже район нам недостаточно «погуглить», чтобы найти решение. Поисковики выдают слишком много вариантов, в которых ещё надо разобраться, а когда у тебя ограничено время, разбираться с отзывами вообще некогда. Тогда на помощь приходит «уберизированная» платформа-гарант, которая упрощает выбор исполнителя.
В-третьих, активный рост фриланса и самозанятости. Это проявляется во многих сферах: от мелкого домашнего ремонта до сложных проектных работ. И, несмотря на кажущуюся простоту присутствия любого человека в интернете, большинство специалистов с трудом могут заполнить информацию о себе даже в социальных сетях. На помощь им приходят подобные платформы, предоставляя не только возможность стабильного получения заказов, но и дополнительные сервисы для частного предпринимателя.
И, наконец, в-четвёртых, мы, как потребители, не только получаем исполнителей для решения своих задач и проблем, но и способны влиять на будущий успех тех, кто хорошо и честно делает своё дело. И не только деньгами, но и оценкой качества работы.
Что же ждет подобные платформы? Что будет «уберизировано» в ближайшее время? Есть ли свободная ниша для такого сервиса в вашей отрасли? Ответ достаточно прост. Если в запросе исполнителю можно чётко и коротко сформулировать задание, то все эти задачи рано или поздно подпадут под молох «уберизации». Например: «забрать меня в точке А и отвезти в точку Б»; или «разбит экран у iPhone»; или «нужно сделать красивый дизайн этой презентации»; или «проверьте грамматику моей статьи» и так далее.
Кому стоит бояться уберизации? Во-первых, тем, кто считает, что они контролируют рынок. Во-вторых, тому, кто до сих пор живёт в состоянии «пипл хавает», кому менять нечего не надо. В-третьих, тому, кто не готов ответственно относится к потребителю. Как вы видите, это относится не к отраслям экономике, а к подходу к своей работе.
Что делать предпринимателям? Я часто говорю, что в «эпоху Цукерберга» необходимо пересматривать свою бизнес модель. Поэтому предпринимателям нужно понять, как они встраиваются в «уберизацию» своей отрасли, насколько они верят в то, что скоро вся их индустрия будет для многих потребителей ассоциироваться с приложением на смартфоне.
Что делать тем, кто задумал что-либо «уберизировать»? Главное — помнить, что ваша платформа не просто биржа контактов: теперь вы отвечаете за то, как работают исполнители и от качества их подбора зависит вирусный эффект вашего продвижения. Сегодня нет сложностей создать ещё один софт, успех «уберизаиции» всё больше зависит от людей. Так что инвестируйте в отношения, а не только в лидогенерацию.
Что ждать нам, потребителям? Для начала, этап проб и ошибок. Я помню, как 4 года назад мы, эксперты на питчах стартапов, не верили в то, что такси можно будет заказать через приложение. Ведь проще выйти на улицу и проголосовать! Затем нас ждёт конкуренция между платформами, когда наконец настроится вся система «уберизации». И, в конце концов, мы забудем названия многих сервисных компаний, поскольку за уборку отвечает это приложение, а за ремонт гаджетов — другое. Возможно, ремонтом будет заниматься сам Uber. Ведь ремонт для многих связан с процессом «забрать из дома и отвезти в мастерскую», а куда везти подскажет приложение.
Как-то, общаясь с предпринимателями о брендинге, я услышал хорошую фразу: «Раньше для того, чтобы стать успешным брендом нужно было просто качественно делать свою работу». Да, именно это мы и ждём от тех, кто предоставляет нам услуги или производит для нас товары. И я верю, что «уберизация» экономики XXI века будет только усиливать успех таких брендов.