Гендиректор кровельной компании «Алтес» Александр Дадченко до сих пор благодарен своему дедушке, который много лет назад дал внуку мудрый совет: «В жизни очень важно иметь нужную людям профессию. С такими навыками будешь хорошо себя чувствовать везде, при любой власти. Например, если станешь первоклассным механиком, то нигде не пропадешь». Механиком Дадченко не стал, но совет деда интерпретировал по-своему: нужно стремиться стать специалистом в своей отрасли, быть лучшим — тогда на твои услуги всегда будет спрос, ведь даже в самые тяжелые кризисы рынок не проваливается до нуля. Именно такой стратегии придерживается компания «Алтес», добившаяся статуса одного из наиболее профессиональных подрядчиков в своем сегменте.
В далеком 1988 году студенту-второкурснику Александру Дадченко, увлеченному альпинизмом, нужны были деньги на поездки и покупку снаряжения. Тут и выяснилось, что экстремальное хобби можно превратить в источник доходов. В компании с тремя друзьями Дадченко занялся покраской крыш: «Были очень сложные крутоскатные крыши, которые профессиональные кровельщики не хотели обслуживать из-за высокого риска. Занимаясь этим, я зарабатывал больше, чем мои родители — дипломированные специалисты с учеными степенями». Студенты успешно совмещали работу с учебой на дневном отделении и спортивными сборами. Постепенно к Дадченко перешла роль бригадира, поскольку ему лучше других удавалось вести переговоры с заказчиками: «В какой-то момент я понял, что у меня не осталось времени лазать по крышам самому. Характер мне достался занудный, люблю порядок. Поэтому я сосредоточился на организации работы своих товарищей — так и родился бизнес».
Компания, которая сегодня известна как «Алтес», была основана в том же 1988 году. Наличие юридического лица было необходимо прежде всего для возможности принимать безналичные платежи от заказчиков. Окончив институт, Дадченко пошел работать на Ленинградское оптико-механическое объединение (ЛОМО) — скорее из любопытства, чем по необходимости. Кровельный бизнес к этому времени уже прочно стоял на ногах: помимо покраски крыш компания занималась их ремонтом и обслуживанием, предпринимались попытки попробовать себя в других видах строительных работ. В ЛОМО Дадченко выдержал пару месяцев — за это время он понял, что на большом неповоротливом предприятии проявить себя не удастся, и решил сконцентрироваться на своем бизнесе. К этому времени двое из четырех партнеров-основателей покинули компанию.
С оставшимся напарником предприниматель проработал до 1996 года, а потом из-за накопившихся разногласий было принято решение о разделе бизнеса: «Я был коммерческим директором, а мой партнер — генеральным. Соответственно, я отвечал за поиск клиентов, а он — за производственную структуру. Партнер настаивал на том, чтобы мы привлекали как можно больше заказов, хотя у нас не хватало ресурсов, чтобы их выполнить. Мне очень повезло с партнером — несмотря на вал проблем, накопившийся из-за этих разногласий и связанных с ними финансовых трудностей, мы смогли договориться и аккуратно поделить компанию на две части. Сложнее всего было разделить даже не активы, а обязательства, долги. Нам это удалось».
На протяжении всей своей новой истории «Алтес» развивался постепенно, без резких рывков. Отчасти медленный рост был обусловлен принципиальным решением работать честно. На традиционно коррумпированном строительном рынке такая принципиальность существенно сужает круг потенциальных клиентов. Но Александра Дадченко это не смутило: «Я предположил, что должны существовать заказчики, которым в первую очередь нужна не наша способность оказывать «финансовые услуги», а наше умение качественно строить и отвечать за построенное. Ведь несмотря на расхожее представление о том, что после окончания строительства здание служит почти вечно, это не так. Любой дом, любая крыша требует обслуживания, и тогда она действительно может служить долго и надежно».
Заказчики, которым нужен качественный результат, действительно нашлись. Во-первых, это собственники строящейся недвижимости, которые кровно заинтересованы в надежности готовой крыши. Во-вторых — профессиональные девелоперы, которые умеют зарабатывать свои деньги, строя вовремя и качественно. Третья категория, по определению Дадченко, — «прозревшие», как правило, владельцы мансардных квартир или индивидуальных домов: «Это люди, наученные горьким опытом. Потратив 3 тыс. рублей на квадратный метр крыши, они кладут под ней паркет стоимостью 30 тыс. рублей за кв. м. Через некоторое время из-за протечки паркет приходит в негодность. Его ремонтируют, но ситуация повторяется вновь и вновь. Жизнь в постоянном ремонте похожа на ад, и приходит понимание, что на капитальных конструкциях дома, которые состоят всего-то из фундамента, стен и крыши, лучше не экономить».
Начиная с 1998 года Александр Дадченко стал регулярно посещать международные выставки кровельных технологий. Там он наладил прямые контакты с кровельными компаниями из других стран, производителями материалов и инструмента, носителями технологий, которые помогают ему повысить конкурентоспособность собственной компании. Параллельно с этим предприниматель ощутил нехватку управленческих навыков и в 2003 году стал студентом бизнес-школы: «Главная ценность бизнес-образования заключается в том, что появляется возможность гораздо шире смотреть на свой бизнес, видеть взаимосвязи с внешней средой, оценивать возможность влияния самых разных факторов на отрасль и видеть гораздо дальше во времени. Кроме того, появляется новый круг общения. Почти все руководители компаний, решившие сесть за парту, — совершенно неординарные люди. С ними интересно».
Как правило, в архитектурных проектах зданий конструкция крыши обозначена весьма условно. «Алтес», позиционирующий себя как подрядную кровельную компанию, имеет собственное конструкторское бюро, которое готовит детальные чертежи крыши в рамках заданной архитектуры. В компании также есть строительное подразделение (около 50 человек), эксплуатационная и аварийная службы и «управление кровельной комплектации», фактически являющееся дилером немассовых кровельных материалов и специального инструмента. Один день в неделю — по вторникам — Александр Дадченко работает в отдельно расположенном офисе этой дилерской компании, которая обслуживает не только собственное строительное подразделение, но и партнеров и конкурентов по кровельному бизнесу.
«Наблюдать за торговым залом крайне любопытно, — замечает он. — Еще пару лет назад к нам частенько заходили как в музей — поглазеть, а сейчас приходят по-деловому, со списком того, что нужно купить. Три года назад мы радовались, если в день совершалась одна покупка, а сейчас происходит до десятка продаж только в торговом зале, не считая заказов в другие города». При этом рост продаж не связан напрямую с объемами строительства, а обусловлен ростом профессионализма кровельных подрядчиков и постепенным проникновением на российский рынок более совершенных кровельных технологий, которые пропагандирует «Алтес». Дадченко поясняет, что качество крыши больше зависит не от используемых при строительстве материалов, а от общего подхода к делу, начиная с проектирования и заканчивая монтажом. «Крыша любого здания — продукт штучный, и ее качество на 90% зависит от рук, которые ее делают. В России многолетними усилиями разработчиков регламентов сложилась уникальная по своей комичности и драматичности ситуация: проект делают по одним нормативам, материалы производят по другим, стройку ведут по третьим, а обслуживание крыш делают по четвертым. А все эти требования во многом не связаны друг с другом. И в итоге не с кого спросить за результат! Несмотря на обилие нормативов, ни в одном документе не записана банальная фраза: «Крыша не должна протекать». Смешно, но обязанность подрядчика — не сделать надежную крышу, а сделать крышу по проекту.
И когда заказчик жалуется, что крыша течет, то ответов много: это проект такой или материал плохой, а может, вы пользуетесь своей крышей неправильно, а спросить за брак не с кого».
Одна из системных проблем, которую пришлось решать компании «Алтес», — это острая нехватка квалифицированного персонала. Ни одно учебное заведение в России не готовит инженеров-кровельщиков, а рабочих для этой отрасли системно перестали готовить три десятка лет назад. По оценке Дадченко, сейчас квалифицированных кровельщиков в 20-25 раз меньше, чем требуется рынку, и вакансии часто заполняются случайными людьми. Рост подрядного кровельного бизнеса, да и рынка в целом во многом сдерживается именно отсутствием специалистов. Компании попадают в зависимость от квалифицированных рабочих, осознающих свою незаменимость. Шантаж со стороны персонала влечет рост зарплат, что в итоге приводит к неоправданно высокой стоимости или низкому качеству услуг. «Нам надо было что-то с этим делать, и мы создали при компании школу кровельщиков, чтобы не обучать рабочих на стройках за счет заказчиков, рискуя качеством работ и репутацией компании, и иметь постоянный резерв специалистов. Также на базе школы проводится повышение квалификации и аттестация для уже состоявшихся специалистов», — говорит Александр Дадченко.
Школа кровельного мастерства продолжает существовать, теперь уже при Национальном кровельном союзе (Дадченко возглавляет это отраслевое объединение), и в 2010 году она впервые получила госзаказ на подготовку кровельщиков для жилищно-коммунальных служб.
Несмотря на кризис, больно ударивший по строительной отрасли, «Алтес» сумел сохранить объем выручки на уровне, близком к докризисному. В 2009 году компания получила прибыль (еще за счет старых контрактов), а в 2010 году сработала в ноль: пришлось снизить цены, чтобы сохранить объем подрядов. В 2011 году Дадченко прогнозирует небольшой рост. При этом увеличение размера компании не является для него главным приоритетом: «Как показывает история, в случае со строительными подрядчиками с узкой специализацией расширение географии работы не снижает издержки, а увеличивает их. Необходимо учитывать огромное количество региональных ограничений, специфику каждого местного рынка. Применять единые требования невозможно, и вследствие этого наблюдается либо рост затрат, либо падение качества. Я предпочитаю, чтобы моя компания наращивала прибыль не за счет увеличения вала подрядов, а путем снижения издержек и продажи дополнительных услуг».
Александр Дадченко
Окончил Ленинградский электротехнический университет (ЛЭТИ) по специальности «системы автоматизированного проектирования», программу Entrepreneurship Essentials в Стокгольмской школе экономики. С 1996 года занимает должность генерального директора кровельной компании «Алтес». Глава Национального кровельного союза России.
Текст: Артем Пащук
Фото: «Алтес»