Придумывая свои приложения, Карла Уайт, в общем-то, ничего не придумывала. Однажды решив изменить свою жизнь, она взяла за правило ежедневно записывать как минимум пять вещей, за которые она была благодарна. Психологи давно утверждают, что подобная практика заметно улучшает не только психическое, но и физическое состояние человека, а также его отношения с социумом. Испытав эффект дневника благодарности на себе, Карла решила создать его аналог для iPhone — так появилось приложение Gratitude Journal. Другая известная практика, которая оказала влияние на ее жизнь, — визуализация желаний: человек создает коллаж из образов, которые он хочет привлечь в свою жизнь, концентрируется на них — и добивается желаемого. Чтобы не расставаться со своей «картой желаний», Карла создала приложение Vision Board. Как ни удивительно, эти простые (но сделанные с любовью и со вкусом оформленные) программы за 99 центов приобрели множество фанатичных приверженцев. Когда доходы от продажи приложений стали сопоставимы с зарплатой на высокооплачиваемой наемной работе, которой Карла занималась до прошлого года, она приняла решение полностью посвятить себя любимому делу.
«Я не умею программировать»
Правильно ли я понимаю, что вы решили создать свое приложение для iPhone, не будучи программистом или дизайнером интерфейсов? Многие считают, что для этого нужны навыки разработки ПО. Умели ли вы что-то такое? Или, быть может, специально научились?
Я не умею программировать. Кое-что я освоила — например, могу с помощью специальной программы загружать код и тестировать его. Если на меня снизойдет вдохновение, то смогу добавить какие-то графические элементы в интерфейс приложения. Но это все, что я умею делать как разработчик ПО. Разбираться в этой теме я стала благодаря общению со многими разработчиками из разных стран — Австралии, Индии, США, Канады. Я прошла онлайн-тренинг от Apple, читала о пользовательских интерфейсах, о том, как они должны быть устроены, читала о кодинге, но не сильно продвинулась в этом — засыпала над книгой. Мне более интересен графический дизайн, и я сфокусировалась на этом. Я придумываю, как все должно выглядеть, а потом готовлю детальное техническое задание. Когда я обращаюсь с этим заданием к разработчику, он может сразу назначить справедливую цену, поскольку ему не приходится догадываться о каких-то функциях или беспокоиться о том, что я что-то упустила.
Насколько эффективной была передача разработки на аутсорсинг в вашем случае?
Я вполне успешно аутсорсила разработку. Я пробовала также аутсорсить дизайн своего первого приложения, но из этого ничего не вышло. Дело было в 2008 году. И даже сейчас дизайнеры, которые специализируются на приложениях для iPhone или iPad, — большая редкость. Найти хорошего дизайнера довольно трудно, а тогда это было практически невозможно. Поэтому я отправилась в библиотеку, взяла несколько пособий по Adobe Photoshop, прошла несколько онлайн-тренингов. Моего уровня владения Photoshop хватило для того, чтобы делать простые операции — такие как заливка градиентов и т.п. Затем я установила на свой iPhone несколько приложений, которые мне нравились визуально, и попыталась самостоятельно нарисовать их интерфейс в Photoshop, чтобы понять, как создается такая графика. Вот так я получила базовые навыки графического дизайна, и все они были нацелены на разработку интерфейсов для iOS.
Почему вы решили, что вам по силам создать приложение, которое будет популярным и за которое люди будут платить? Если беспристрастно оценивать функционал Gratitude Journal, то можно сказать, что он весьма примитивен…
Да, я удивлена, что Gratitude Journal живет так долго, что он вообще стал популярным. Когда я решила сделать приложение, то рассуждала так: если хотя бы несколько людей загрузят его, будут им пользоваться и это повлияет на их жизнь, это уже будет означать успех проекта. Я думала: если затраты не окупятся, то я хотя бы научусь делать мобильные приложения. Если выйду в ноль — еще лучше. Еще до того, как я выпустила приложение, я решила, что если оно станет доходным, то 10% прибыли отдам на благотворительность. Неожиданно для меня Gratitude Journal уже в первую неделю продаж вышло на первое место в категории Lifestyle. Мне повезло, потому что приложение появилось в App Store перед Рождеством, когда люди обзаводятся новыми гаджетами и тут же хотят установить на них разные приложения.
Занимались ли вы продвижением?
Нет, я даже не планировала этим заниматься. Но я получила бесплатный пиар, поскольку у Gratitude Journal была довольно необычная история, которая заинтересовала прессу. Я хотела показать людям, как вести дневник благодарности, поскольку подобный инструмент, только в бумажном варианте, помог мне изменить свою жизнь. Решимость создать это приложение заставляла меня вставать в пять утра, я также уделяла ему время после работы. Я даже подумать не могла, что когда-нибудь это и станет моим основным занятием.
Я слышал, что Опра Уинфри рассказывала о вашем приложении в своем телешоу. Вы помните этот момент? Повлияло ли это как-то на продажи в App Store?
Я не видела это шоу — пыталась потом найти видеозапись, но так и не нашла. И я не знаю, отразилось ли это как-то на продажах. Когда продаешь через App Store, нет возможности понять, откуда приходят покупатели. Я появлялась в утреннем телешоу Good Morning America, о моем приложении писали в USA Today и рассказывали в радиошоу Джона Теша. Я ожидала, что это отразится на продажах, но у меня нет способа проверить это. Например, сразу после публикации в USA Today не было всплеска продаж, но он был примерно через неделю — и я не до конца уверена, что между этими событиями есть связь. Но я думаю, что освещение в СМИ способствовало поддержанию интереса к моим приложениям в течение долгого времени.
Чем вы занимались до того, как полностью посвятили себя созданию приложений?
Я была консультантом по юзабилити в одном из проектов NASA, моей задачей было улучшение пользовательских интерфейсов — не просто сделать приложение или сайт симпатичным или выбрать хорошую цветовую гамму для него, а сделать его удобным в использовании. Собственно, iPhone меня заинтересовал как раз потому, что я была специалистом по юзабилити. Это был первый гаджет, спроектированный так, чтобы любому человеку было просто пользоваться им. Я увидела, как мой годовалый племянник сразу сообразил, как листать фотографии на iPhone, и подумала: вот устройство, для которого я хочу разработать интерфейс.
До NASA я работала в Microsoft, где приобрела опыт управления проектами. А еще раньше я немного программировала — правда, очень плохо. Это было в эпоху бума доткомов, когда была такая нехватка программистов, что брали любых. Так что я по крайней мере понимала, что нужно программисту, чтобы сделать свою работу. С этим багажом я и пришла к работе над приложениями.
Где вы живете?
Хороший вопрос! Я живу в США, в штате Южная Дакота. Мы с мужем переехали сюда из Лондона шесть лет назад. Чтобы вы понимали, что такое Южная Дакота: iPhone здесь появился в продаже только в прошлом году. Забавно, да? Многие думают: я не могу создать приложение, потому что у меня нет связей с людьми из этой отрасли, ведь я живу не в Сан-Франциско и не в Нью-Йорке. На самом деле это не имеет значения. Вы можете жить где угодно. Вы можете даже не иметь iPhone и все равно создавать приложения для него.
«Пользователи Android считают, что приложения должны быть бесплатными»
Вы упомянули, что вели дневник благодарности на бумаге и это вдохновило вас на разработку приложения. Расскажите подробнее об этом.
Я вела дневник несколько месяцев, отмечая в нем все хорошее, что со мной происходило, и однажды осознала, что моя жизнь за эти месяцы очень сильно изменилась. Этим открытием мне захотелось поделиться со всеми. На тот момент у моего блога было три постоянных читателя — моя мама, мой муж и один из друзей. Так что если бы я написала в блог, об этом бы узнали только самые близкие люди. Тогда я подумала, что было бы здорово сделать приложение для iPhone, чтобы не объяснять людям, что такое дневник благодарности, а сразу предложить им готовый инструмент. У меня были сомнения, сочетается ли дневник с цифровым гаджетом, но жизнь показала, что ведение записей в электронной форме столь же эффективно. Количество людей, которые не просто скачивают приложение из любопытства, а пользуются им, на удивление велико. Причем среди пользователей оказалось много очень успешных людей из самых разных сфер — звезды спорта, журналисты, путешественники. Внезапно у меня оказалось множество фолловеров в Twitter, люди стали читать мой блог, писать мне письма — я не успевала отвечать. Люди интересовались, как я создала приложение. Я начала писать длинные письма, объясняя весь процесс. А потом подумала, что лучше написать электронную книгу. Мне казалось, что хватит одного уик-энда, чтобы записать все, что мне известно о разработке мобильных приложений. Но в итоге работа над книгой, которая была названа Ideas to Apps («Идеи для приложений»), растянулась на несколько месяцев.
Сколько экземпляров вам удалось продать?
Хороший вопрос. Наверное, около десяти тысяч, но книга до сих пор хорошо продается. И это при том, что мы никак ее не продвигали.
Расскажите о своих методах поиска программистов. Как вы выбираете разработчиков, которые способны хорошо справиться с поставленной задачей за адекватное вознаграждение?
Это сложно, и даже сегодня мне зачастую приходится полагаться на интуицию. Но есть способы проверять и контролировать разработчиков. Первым делом я попала на виртуальную биржу фрилансеров Elance.com — я нашла этот сайт случайно. Я стала смотреть, как другие заказчики описывают свои проекты приложений для iPhone, пытаясь понять, какую информацию нужно включать в задание. Описание должно быть достаточно детальным. Если оно размытое, то разработчики, как правило, опасаются браться за проект. Не надо раскрывать все свои идеи в техническом задании, которое вы публикуете на сайте, но без подробностей не обойтись. Я опубликовала свой проект, и от разработчиков стали поступать предложения. Некоторых претендентов я попросила прислать образцы кода. Я сама ничего не понимаю в программном коде, даже не знаю, как на него смотреть, но у меня есть друг, который помог мне с этим. Он мог посмотреть на код и сказать: это пойдет, хорошо задокументировано, будет работать. В прошлый раз, когда мне нужно было найти исполнителей, я уже склонялась к найденной на Elance группе кодеров из Китая. Они были хорошо представлены на сайте, имели много выполненных проектов, с ними было очень легко общаться. Кстати, это тоже важный критерий отбора — насколько быстро и внятно отвечают на ваши письма, хорошо ли вы понимаете смысл написанного. Я почти отдала им заказ, считая, что с ними все в порядке, но мой друг-разработчик настоял на том, чтобы я запросила образец кода, и тут выяснилось, что они вообще не программируют в среде Cocoa (API, использующийся для разработки приложений для продуктов Apple — прим. ред.). В итоге я нашла другую группу разработчиков из Индии, мы отлично сработались и, я надеюсь, будем сотрудничать и дальше.
Насколько жестко нужно контролировать разработчиков?
Постоянное общение с разработчиками остается моей ответственностью, я должна убедиться, что на каждом этапе создания приложения у них есть вся информация, которая им нужна. Но это, так сказать, формальная часть нашего общения, а еще очень важно поддерживать с разработчиками хорошие отношения. Надо следить за тем, чтобы у них все было хорошо, чтобы они не тревожились и не нервничали. В то же время отношения не должны быть слишком близкими.
Как бы вы порекомендовали строить отношения с подрядчиками?
Во-первых, предоставляйте им достаточное количество верной информации. Во-вторых, ваши ожидания должны быть адекватными. Первая версия кода не будет идеальной. Тестирование приложения — это ваша ответственность. Поскольку вы владелец авторских прав на приложение, делайте свою часть работы. Обнаружив ошибки, сообщите разработчикам детальную информацию о них, точно описав последовательность действий, при которой «вылезает» ошибка. И помните, что вашим подрядчикам важно испытывать гордость за выполненную работу. Сначала расскажите им о том, что сделано хорошо и что вы цените, затем напишите о выявленных проблемах и закончите опять благодарностью — теплыми словами о ценности их вклада. В этом случае они будут охотнее с вами работать и быстрее отвечать на ваши запросы. После того как вы нашли хорошего разработчика, его важно удержать. У меня есть друзья, которые когда-то начали работу над приложениями, сейчас их проекты находятся в подвешенном состоянии, и они даже не знают, живы ли еще их разработчики. Важно понимать, что, когда приложение принимают в App Store, проект не заканчивается — он просто переходит в другую стадию, и ваш разработчик вам еще понадобится. Рано или поздно Apple выпустит новую версию операционной системы, вашим клиентам понадобятся новые функции, вы захотите поменять графику, чтобы сделать приложение еще более привлекательным. Каждое успешное приложение продолжает развиваться.
Вы упомянули, что сотрудничаете с разработчиками из Индии. Это дешевле? Сколько вы им платите?
Я договариваюсь не о почасовой оплате, а о фиксированном размере вознаграждения за проект. Они запрашивают за такие проекты от $2000 до $4000, последний проект — универсальное приложение для iPhone и iPad — стоил $5000. После того как цена и исполнители определены, мы договариваемся о схеме оплаты: обычно я плачу аванс 25%, при достижении определенных результатов — еще 25%, потом еще четверть, а последнюю четверть — когда приложение принимают в App Store, потому что есть риск, что оно не будет принято. Так вы можете быть уверены, что разработчики не потребуют дополнительной оплаты, если для того, чтобы приложение соответствовало всем требованиям Apple, потребуются какие-то изменения. Когда приложение принято, все обязательства разработчика считаются исполненными. Если проект выполняется с опережением графика, я выплачиваю бонус — от $100 до $1000 в зависимости от масштабов проекта.
Каким был общий объем инвестиций в ваше первое приложение, Gratitude Journal?
Главной инвестицией была покупка Macbook Air, за который я заплатила около $2000. На лицензию разработчика приложений Apple я потратила $99, еще $500 ушло на оплату подрядчиков. Тогда программистов можно было нанять гораздо дешевле, поскольку все только учились делать приложения и были скромны в своих запросах. Сейчас рынок создания приложений стал более зрелым, и вы можете найти разработчиков с большим опытом. Но надо учитывать, что опыт и навыки у всех разные. Если вы заказываете код для приложения, узнайте, создавал ли выбранный вами разработчик именно тот функционал, который нужен вам. Например, если нужно много сложной графики и анимации, то разработчику понадобятся глубокие знания отдельного набора функций API. Мало кто из разработчиков обладает опытом во всех сферах.
Я читал, что вы заработали $7000 за первый месяц на Gratitude Journal. Это правда?
Да, это было в январе 2009 года. Тогда iPad только вышел на рынок, поэтому приложение покупали в основном владельцы iPhone. И, кстати, iPhone тогда продавался не во всех странах. Так что рынок был довольно узким. Если бы мы выпустили приложение сейчас, то продажи за первый месяц были бы выше в четыре раза как минимум.
Сколько денег вы заработали, прежде чем решились уйти с основной работы и посвятить себя созданию приложений? Было ли это сложным решением?
Это решение было непростым, мне очень нравилось работать для NASA. И это решение не было продиктовано финансовыми соображениями, а было новым этапом в карьере, переходом к более творческой работе, возможностью посвятить часть времени публичным высту плениям и писательству. Зарабатываю ли я сейчас столько же, сколько получала от NASA? Может быть, почти столько же. Пока Happy Tapper был побочным бизнесом, мне казалось, что проект приносит неплохие деньги, а теперь, когда он стал основным, нужно его развивать, нанимать людей и т.д. За прошлый год я даже с учетом дохода от продажи книги заработала менее $100 тыс.
Вашими следующими приложениями стали Vision Board и Little Buddha. Как они появились?
Как и в случае с первым приложением, идея Vision Board пришла мне в голову, когда я посмотрела на инструменты, которыми пользовалась, чтобы сделать свою жизнь лучше. Для меня было очень полезно создавать коллажи, визуализирующие мои мечты, и я подумала: хорошо бы иметь возможность делать это на iPhone, чтобы всегда иметь эти коллажи при себе. Обычно я делала их очень большими и вешала дома на шкаф. Идея в том, что вы постоянно смотрите на эти изображения и притягиваете соответствующие объекты в свою жизнь. Реализовать приложение мне помог разработчик из Сиэтла. Ему хотелось изучить платформу iOS, освоить пакет для разработчиков, поэтому он оценил свои услуги весьма скромно. Я не возражала, чтобы он набирался опыта в процессе работы над моим приложением, и это было очень хорошее партнерство. После этого мы вместе сделали еще пару проектов. Он очень хороший разработчик, и мне было приятно поработать с кем-то из Америки. С Little Buddha связана другая история. Британский дизайнер Скотт Джексон нарисовал одну из иконок в Gratitude Journal. Вообще-то он нарисовал ее задолго до появления приложения, я просто увидела картинку и связалась с автором, чтобы попросить разрешения использовать ее. Позже он нарисовал джинна для Vision Board. А потом он показал мне изображение Будды, которое он нарисовал для одного клиента, а тот больше не вышел на связь. Скотт не знал, что делать с этим Буддой, и предложил мне использовать его для приложения. Я согласилась. Это была непростая работа. Мне нравится это приложение, но, поскольку я не сама его придумала, мне было сложнее его реализовать.
С тех пор я сделала Gratitude Journal для iPad, меня просят выпустить версию Vision Board для iPad, и я собираюсь этим заняться. Я также получаю запросы сделать аналогичные приложения для других ОС — например, для Android, — но я решила не заниматься этим, так как другие платформы гораздо менее развиты.
Вы имеете в виду неразвитость технологий или рынка?
Экосистема Apple гораздо более зрелая по сравнению с другими платформами, поэтому я хочу сфокусироваться на ней. Другие создатели приложений рассказывали мне, что у них был опыт выпуска приложений для Android, которые очень плохо продавались, хотя пользователей Android гораздо больше. Они предполагают, что дело тут вот в чем: владельцы гаджетов Apple заплатили высокую цену за сами устройства, поэтому они готовы платить и за приложения. А система Android создана Google как открытое ПО и распространяется бесплатно. Поэтому пользователи считают, что и приложения должны быть бесплатными. Это не научно подтвержденная теория, а лишь предположение о том, почему рынок приложений для iPhone более привлекателен для разработчиков.
Считаете ли вы, что успех вашего первого приложения способствовал популярности последующих?
Да, безусловно. Я не сомневаюсь в том, что Visual Board — полезное приложение с красивым дизайном и удобным интерфейсом. Насчет Little Buddha я не так уверена, но оно тоже продавалось очень хорошо, просто поскольку людям было интересно, что еще я сделала.
Сложно ли переносить на iPad приложения, разработанные для iPhone? Это отдельный проект?
Да, функционал и размеры экрана на iPad настолько отличаются, что нужно все продумывать заново. Мне кажется, создавать приложения для iPad гораздо сложнее, чем для iPhone. Маленький экран iPhone очень ограничивает, поэтому приложения становятся «микропрограммами», их не нужно усложнять. На iPad гораздо больше пространства, поэтому возникает искушение добавлять все новые функции. Поиск оптимального баланса между простотой и функциональностью — очень тонкое дело. Приложение для iPhone должно быть минималистичным, а возможности приложения для iPad должны быть богаче.
Какое из ваших приложений приносит вам больше всего доходов сейчас?
Как ни странно, это по-прежнему Gratitude Journal. Я помню, как обсуждала его с разработчиками, и они спрашивали, что должно произойти, если пользователь будет вести дневник больше года. Я ответила: этого не произойдет, никто не пользуется одним приложением больше года. Но оказалась неправа. Я никогда не думала, что Gratitude Journal заведет меня так далеко.
Продолжаете ли вы его улучшать? Выпускаете новые версии?
Да, после выхода iOS 5 я создала вторую версию, полностью переделанную. В ней есть интеграция с Twitter и Facebook, резервное копирование в облачном хранилище iCloud, поддержка экрана с высоким разрешением, экспорт в PDF и т.д. Работа над этой версией заняла 9 месяцев.
«Лучшее решение, которое я приняла за всю свою жизнь»
Давайте поговорим о вашей карьере автора и консультанта. Вы сами признаете, что не являетесь знатоком iOS, однако люди обращались к вам за советами еще до выхода книги. Как вы думаете, почему они обращались именно к вам?
Они читали мой блог, узнавали о моей частной жизни, и у них появлялось ощущение, что они меня знают и могут ко мне обратиться. И еще потому, что я человек, готовый отдавать. Я считаю, что если я хочу что-то получить, то сначала надо отдать, и это тоже привлекает многих. Я знаю, что если помогать людям, то потом либо эти же люди, либо другие помогут мне. Так что я всегда рада помочь.
Что побудило вас написать книгу? Только ли стремление помочь людям? Или, может, вы хотели добиться известности?
Нет, я меньше всего ожидала, что стану знаменитостью. Я стала писать эту книгу, когда обнаружила, что есть много людей с интересными идеями приложений — таким же человеком была и я в начале пути. И еще я заметила, что многие приложения, которые создаются программистами без участия дизайнеров или специалистов по юзабилити, не очень приятны в использовании. Так что, если вы уже что-то знаете о дизайне интерфейсов, у вас большое преимущество. Вы придумываете концепцию, создаете дизайн, заказываете разработку — и вот уже готово прекрасное приложение. Я хотела привлечь больше людей к созданию приложений.
На своем сайте вы предлагаете персональные консультации по телефону — с какими запросами к вам обращаются? И каковы результаты?
У одних людей есть идеи приложений — они предлагают мне стать их деловым партнером. Другим просто нужны советы коуча. В одних случаях результат — совместные проекты, в других — отрезвление, когда люди понимают, скольких трудов стоит создание приложения. Мне нравится быть активной участницей сообщества разработчиков, видеть, как создаются приложения, продумывать их вместе с авторами исходных идей.
Скольких вы уже проконсультировали?
Несколько десятков человек.
И сколько из них добились успеха как разработчики приложений?
Примерно половина. Некоторые попробовали и поняли, что для этого требуется больше усилий и ресурсов, чем они ожидали. Но остальные уже продают свои приложения в App Store.
Как повлияла на вашу жизнь работа над приложениями и тот успех, которого вы добились? Какие изменения в вашей жизни вы считаете самыми главными?
Пожалуй, главные изменения начались, когда я стала жертвовать на благотворительность 10% прибыли. До этого я никогда не давала денег на благотворительность. Когда я начала делать это регулярно, я почувствовала, насколько это прекрасно. Я помогала детскому дому в Непале. Дело не только в том, что в ответ получаешь благодарность детей — на самом деле ты получаешь отклик на разных уровнях. Я захотела сделать следующий шаг: не просто помогать детям на другом краю света, а взять их под свое крыло, самой растить их, дать им больше возможностей. И мы с мужем решили взять в семью приемного ребенка. Я думаю, что если бы я не вставала в пять утра, чтобы работать над Gratitude Journal, я до сих пор покупала бы еду на вынос, обедала в машине и думала, что же мне делать с моей жизнью. Я не ожидала, что создание приложений настолько изменит мою жизнь. Думала, что просто научусь еще паре вещей. А оказалось, что это было лучшее решение за всю мою жизнь.
Карла Уайт
В 1993 году окончила Университет Южной Дакоты, где изучала немецкий язык, бизнес и дизайн. В 1994 году получила степень MBA в том же учебном заведении. С 1994-го по 1996 год работала в компании Science Applications International Corporation (SAIC). С 1997-го по 2002 год была руководителем консалтингового подразделения Microsoft в Европе. С 2002-го по 2007 год руководила подразделением британской компании Trematon. С 2006 года в качестве эксперта по юзабилити компании ADNET Technologies участвовала в проекте NASA по разработке интерфейса для представления спутниковых снимков Земли. В 2008 году занялась разработкой мобильных приложений и основала компанию Happy Tapper. В июле 2011 года покинула ADNET Technologies и полностью сосредоточилась на своем бизнесе.
Беседовал: Артем Пащук
Текст: Ирина Сергеева