В начале «нулевых» Игорь Сысоев, работавший тогда системным администратором в интернет-компании Rambler, столкнулся с ограничениями популярного движка для веб-серверов Apache, который на типичном «железе» мог одновременно обрабатывать запросы не более чем нескольких тысяч пользователей. Сысоеву требовалась масштабируемость на порядок выше, и, поскольку другие имевшиеся на рынке платформы проигрывали Apache в гибкости, в 2002 году он начал в свободное от работы время разрабатывать «для себя» движок, получивший название Nginx (произносится “engine X”). В 2004 году первый релиз Nginx стал распространяться в виде ПО с открытым кодом (подобно Apache). К настоящему времени платформу, которая позиционируется как продукт «от инженеров для инф=женеров», используют Amazon, Facebook, «Яндекс», Dropbox, WordPress, «ВКонтакте», Instagram и другие сайты с высоким трафиком. Захватив со своим некоммерческим проектом примерно десятую часть мирового рынка софта для веб-серверов, Игорь Сысоев наконец занялся монетизацией: перед основанной им компанией стоит цель довести долю на рынке до 30% и зарабатывать $50 млн. в год.
В удивительном мире программного обеспечения с открытым исходным кодом вы можете создать продукт, который занимает существенную долю глобального рынка, становится выбором десятков миллионов потребителей, используется крупнейшими транснациональными корпорациями — и не приносит вам ни копейки. Именно в таком мире Игорь Сысоев («по натуре не бизнесмен», как он сам уверяет) жил несколько нет — без бизнес-плана, не занимаясь маркетингом, но внимательно следя за ростом числа пользователей Nginx. Поначалу движком пользовались только в Рунете (документация была на русском, техподдержку разработчик тоже оказывал лишь на родном языке), но за несколько лет Nginx приобрел известность в США, Европе и Азии. Сысоеву для этого не пришлось ничего делать. «Сработало сарафанное радио, — говорит он. — Документацию кто-то перевел с помощью Google Translate, со временем сформировалось англоязычное сообщество». На руку разработчику сыграло то, что в США (а тем более в Китае) проблема с подключением большого числа пользователей стоит еще острее, чем в России. Сысоев замечает, что сервер на базе Apache может в среднем одновременно обрабатывать до 5 тыс. запросов, а Nginx проектировался таким образом, что 10 тыс. запросов для него являются «нижним пределом возможностей». Таким образом, сайты с высоким трафиком масштабируются эффективнее, работают быстрее, и получают значительный резерв для будущего роста нагрузки. Вдобавок Nginx обеспечивает экономическую выгоду: чтобы обслуживать то же число пользователей, нужно меньше физических серверов. «Нам известны случаи, когда Nginx выдерживал до 2 млн. одновременных подключений к физическому серверу со сравнительно скромными характеристиками», — хвастается Сысоев. Именно это привлекло к проекту интерес венчурных инвесторов: Nginx пользуется популярностью у основателей интернет-стартапов, каждый из которых вынужден экономить на этапе запуска бизнеса, но рассчитывает привлечь многомиллионную аудиторию — а потому заранее волнуется о масштабируемости. По словам Сысоева, пять из десяти крупнейших стартапов 2011 года используют именно Nginx.
Представители венчурных фондов, наслушавшись хвалебных отзывов о движке, еще в 2008 году несколько раз предлагали Игорю перевести проект на коммерческие рельсы, но он неизменно отказывался, боясь, что ему придется от любимого дела — программирования — перейти к управлению бизнесом. Еще два года он продолжал развивать и поддерживать проект собственными силами, оставаясь главным сисадмином Rambler, но в конце концов сдался. «В какой-то момент я понял, что проект начал проявлять признаки стагнации. Количество пользователей продолжало расти, а вот обновления и новые функции я уже не успевал делать. Проект вырос настолько, что мне одному с ним было уже не справиться», — вспоминает Сысоев. Тогда он принял решение уйти из Rambler и «продаться» инвесторам — это давало ему возможность полностью сосредоточиться на развитии движка.
Компания Nginx Inc. была создана в июле 2011 года и через три месяца получила первые инвестиции в размере $3 млн. от венчурных фондов BV Capital, Runa Capital и MSD Capital (последний создан основателем Dell Майклом Деллом). На привлеченные средства Игорь нанял 10 сотрудников, которые должны помочь ему повторить сисадминский подвиг десятилетней давности. «Тогда я смог увеличить производительность серверов в несколько раз. Сейчас перед нами стоит задача создать инструмент, который обеспечит потребности пользователей на следующие десять лет. Ведь многое меняется: операционные системы, «железо», способы и средства разработки.
Но проблема масштабирования веб-сайтов остается. Рост числа мобильных пользователей, приложений, основанных на использовании протокола HTTP, растущие ожидания пользователей — все это ложится тяжким бременем на веб-архитекторов и системных администраторов», — говорит Сысоев. Задачей следующей версии Nginx он видит развитие «горизонтального» подхода к строению Сети. «Вместо «вертикально интегрированного» веб-сервера, нагруженного множеством функций, большинство из которых может никогда не использоваться в конкретной конфигурации, будет компактный и максимально эффективный «строительный кубик». Мне приходит на ум такая аналогия: Nginx, подобно «микропроцессору», будет связывать множество отдельных компонентов: контейнеры приложений, базы данных, файловые хранилища и т.д.».
По данным британской аналитической компании Netcraft на октябрь 2012 года, в мире насчитывается более 73 млн. сайтов, работающих на Nginx.Клиентов, которые платят компании Игоря Сысоева, всего десять (причем не миллионов). Сайты, выбравшие Nginx (в их числе Facebook, «Яндекс», Dropbox, WordPress, «ВКонтакте», Instagram, TechCrunch и др.), пользуются движком бесплатно. Единственный «довесок», который можно попытаться продать, — услуги техподдержки. Сейчас Nginx Inc. предлагает линейку тарифных планов: $350 в месяц, $1500 в месяц и еще один «премиальный» план с договорными ценами. Последний вариант выбрал, в частности, американский сервис потокового видео Netflix, на долю которого приходится 30% от общего интернет-трафика в США. Сысоев утверждает, что благодаря использованию российского движка Netflix серьезно сократила свои издержки. Среди клиентов, оплачивающих техподдержку Nginx, также упоминаются WordPress.com, GlobalSign, DigiCert, Comodo, Airbnb .
Можно сказать, что прямой связи между количеством пользователей Nginx и числом клиентов Nginx Inc. нет — дело не в том, какую долю рынка имеет движок, а в том, насколько успешно компания продает услуги техподдержки. Но факт остается фактом: в сегменте активных сайтов Nginx вышел на второе место, в январе 2012 года обогнав по популярности серверную платформу Microsoft. По классификации Netcraft «неактивными» считаются, например, сайты, захваченные киберсквоттерами, зарезервированные хостинговыми компаниями для своих клиентов или наполняемые автоматически сгенерированным контентом в целях поисковой оптимизации. Если отсеять весь этот «мусор», то получится, что на движке Nginx работает 12% сайтов. Кажется, что платформа Apache с долей около 60% недосягаема, но картина меняется, если взглянуть на статистику сайтов, входящих в первую тысячу по посещаемости. В этой категории разрыв заметно меньше: у Apache — 38,6%, а у Nginx — 28,2%. Учитывая сохранение высоких темпов прироста глобальной интернет-аудитории (за последний год прибавилось 226 млн. пользователей), можно предположить, что владельцев популярных сайтов будет волновать вопрос масштабирования. Во всяком случае, на это рассчитывает Игорь Сысоев, по прогнозу которого к концу 2014 года на долю Nginx должно приходиться 30% мирового рынка. Сысоев считает, что у компании есть потенциал через пять лет довести годовую выручку до $50 млн. Текущая задача — выйти на самоокупаемость к середине 2013 года.
Игорь Сысоев
Родился в 1970 году в Казахстане в семье военного, до 18 лет жил в Алма-Ате. В 1994 году окончил МГТУ им. Баумана, после чего семь лет проработал системным администратором в компании нефтегазового сектора. В 2000 году непродолжительное время работал в интернет-магазине XXL.ru, затем стал сисадмином компании Rambler. В 2002 году занялся разработкой собственной платформы для веб-серверов. В июле 2011 года основал компанию Nginx, в которой занимает должность технического директора (CTO).
Текст: Алексей Упатов
Фото: Юлия Ефремова