В России 18 млн. людей старше 65 лет. Вследствие нарушений опорно-двигательного аппарата и иных проблем со здоровьем они подвержены серьезному риску: по статистике, каждый третий человек в этой возрастной группе в течение года хотя бы раз падает, причем половина падений заканчивается травмами, после которых пострадавшие не могут самостоятельно подняться и вызвать «скорую помощь». Соучредитель компании «Кнопка жизни» Ирина Линник вспоминает, что в подобном незавидном состоянии оказалась и ее бабушка. А дед после инсульта стал забывать свой адрес, несколько раз терялся и не мог найти дорогу домой.
Ирина Линник и ее компаньон Дмитрий Юрченко, вместе с которым она окончила программу МВА в школе управления «Сколково», создали первую в России систему экстренного вызова помощи для пожилых людей с ограниченными возможностями. Сама идея не нова; еще в 1980 году швейцарская корпорация Lifewatch, специализирующаяся на системах мониторинга состояния пациентов, предложила свою «тревожную кнопку», которую пожилому человеку или инвалиду достаточно нажать, чтобы передать сигнал SOS в центр поддержки и службу «скорой помощи». Как ни удивительно, за тридцать лет в России не появилось подобной услуги — и именно эту пустующую нишу решили занять основатели «Кнопки жизни», выпустив на рынок два аппаратных решения в комплекте с абонентским обслуживанием. Первое решение, рассчитанное на пожилых людей, ведущих активный образ жизни, — мобильный телефон, на тыльной стороне которого расположена большая красная кнопка вызова помощи. Второе, предназначенное для «домоседов», состоит из браслета с «тревожной кнопкой» и датчиком падения, а также отдельного устройства громкой связи. При нажатии на кнопку или срабатывании датчика оператор центра помощи выясняет, что произошло, и в зависимости от обстоятельств связывается с родственниками, соседями, вызывает «скорую помощь», МЧС или иную службу.
Стартап был принят в бизнес-инкубатор Московской школы управления «Сколково» и получил там небольшое помещение под офис. Первоначальные вложения в проект составили около $50 тыс., включая собственные средства основателей. Часть денег была потрачена на закупку первой партии оборудования, но реализация сервисной составляющей проекта оказалась более сложным и затратным делом. Линник и Юрченко решили привлечь внимание потенциальных инвесторов, участвуя во множестве конкурсов бизнес-проектов. В итоге «Кнопка жизни» победила во всероссийском конкурсе «БИТ 2011» (обойдя около 700 претендентов), а также в конкурсах «ТелекомИдея», «Стартап года», «Бизнес-успех 2011», вошла в десятку лучших команд года по версии Pruffi, в пятерку лучших инновационных продуктов Зворыкинской премии. Засветившись где только можно, основатели сумели привлечь инвестиции на сумму около $500 тыс. и наконец нашли стратегического партнера — МТС. В декабре 2011 года «Кнопку жизни» можно было купить в пяти салонах МТС, в феврале 2012 года — в 50, а сейчас планируется расширить сеть сбыта до 500 точек. Продажи растут, хотя еще очень сильно отстают от прогнозировавшихся показателей.
Основные доходы компания собирается получать не от продажи устройств, а за счет абонентской платы. Сейчас мобильник с тревожной кнопкой продается за 4730 рублей, включая три месяца обслуживания (далее абонентская плата составляет 580 рублей в месяц). Домашний комплект из браслета и спикерфона стоит 9990 рублей, а его абонентское обслуживание — 990 рублей в месяц. Юрченко признает очевидный факт: не каждому пожилому человеку или инвалиду такая сумма по карману. Но «Кнопка жизни» — не благотворительный проект; основатели считают целевой аудиторией детей и внуков, которые хотят быть спокойными за своих пожилых родственников. Чтобы достичь запланированного годового оборота $50 млн., придется продать около 75 тыс. комплектов. Дмитрий Юрченко отмечает, что в московском регионе проживает около 3 млн. пожилых людей. Если уровень проникновения услуги составит хотя бы 2,5%, план будет выполнен. Через пять лет, по прогнозам Юрченко, индустрия мобильной медицины придет во все российские города-миллионники. А через десять лет медицинская сигнализация станет обычным делом в каждой семье.
Текст: Юлия Щукина
Фото и иллюстрация: «Кнопка жизни»