Около трех лет назад минский предприниматель Александр Пашков стал свидетелем того, как его супруга, учительница русского языка и литературы, находившаяся в тот момент в декретном отпуске, консультировала по телефону племянницу. Это наблюдение натолкнуло его на мысль о том, что дистанционное репетиторство может быть вполне эффективным — и как способ передачи знаний, и как бизнес-модель. Пашков пригласил участвовать в проекте своего партнера Валерия Соловьева. Первым делом они изучили принципы работы американских сервисов онлайн-репетиторства tutor.com и tutorvista.com, став пользователями этих систем, а затем создали по их подобию сервис tutoronline.ru, ориентированный на русскоязычную аудиторию.
Приступив к работе над проектом, друзья собрали аналитику по рынку репетиторства и удостоверились в том, что наткнулись на золотую жилу. Данные исследования российского рынка от InFolio Research Group и глобального от американской компании Global Industry Analysts обнадежили: емкость рынка репетиторства в России составляет почти $1 млрд. и будет ежегодно расти на 15%. К 2016 году совокупная выручка российских репетиторов достигнет $1,5 млрд., из которых не менее 6% ($90 млн.) придется на долю онлайн-репетиторства. Мировой рынок развивается в русле тех же тенденций — доля онлайн-репетиторства будет расти, как и доходы онлайн-репетиторов. Основатели tutoronline.ru считают, что есть еще один тренд, который позволяет надеяться на успех проекта. «Происходит все большая персонификация услуг в разных сферах: личный тренер в фитнесе, личный гид во время путешествия. И в образовании набирают силу те же процессы», — говорит Александр Пашков. Для Рунета тема онлайн-репетиторства пока еще экзотика. Гораздо больше распространены сайты, где учащийся может найти готовые ответы на вопросы, за деньги или бесплатно скачать уже написанный кем-то реферат или курсовую. А вот количество ресурсов, помогающих получать реальные знания, а не фиктивные отметки, крайне ограничено. И если в Москве и других крупных городах можно относительно легко найти квалифицированного репетитора по любому предмету, то в провинции получить помощь хорошего частного преподавателя зачастую невозможно. «Если молодой человек из небольшого села хочет поступать в столичный вуз, то репетиторство через интернет может стать для него единственной возможностью повысить собственный уровень знаний», — замечает Валерий Соловьев.
Платформу для сайта и программное обеспечение партнеры заказали минской IT-компании Brimit. Помимо оригинального движка необходимо было создать программу для общения, виртуальную классную доску, систему передачи голоса и прочие специальные приложения, а также систему биллинга. Пользоваться готовыми решениями предприниматели не захотели, поскольку все процессы необходимо было интегрировать с сервисом. К тому же применение стороннего ПО и сервисов, даже бесплатных, всегда сопряжено с неконтролируемым риском. По словам Пашкова и Соловьева, они потратили на разработку технологии $400 тыс., вложив в стартап прибыль от других своих бизнес-проектов — студии веб-дизайна и бюро переводов.
Подготовка к запуску длилась полтора года, и 1 марта 2011 года сайт tutoronline.ru заработал. В Минске у компании находится бэк-офис, на который возложены функции управления и разработки (как это часто бывает с IT-стартапами, развитие программной части не прекращается и после официального запуска). Фронт-офис, объединенный с бухгалтерией, предприниматели открыли в Москве. За качеством предоставляемых услуг следят штатные кураторы — два специалиста по математическим дисциплинам и два по русскому языку. Как отмечает Александр Пашков, поначалу до 80% запросов приходилось именно на эти предметы. Со временем основатели tutoronline.ru планируют нанять кураторов и из числа экспертов по другим дисциплинам. Кураторы контролируют всю образовательную деятельность портала: набирают учителей, проверяют их сессии с клиентами.
Создатели сервиса утверждают, что преподаватели, сотрудничающие с tutoronline.ru, проходят многоступенчатое тестирование: необходимо убедиться в их компетентности, способности преподавать при помощи интернет-технологий и адекватности в общении с учениками. За первый год работы проверку выдержали около 800 репетиторов, из них 150 активно предоставляют свои услуги посетителям сайта. Труд учителей оплачивается повременно. Качество преподавания оценивается пользователями сервиса: понравившегося преподавателя ученик может занести в список «любимчиков». Когда такой «любимчик» выходит в сеть, ученики видят его присутствие и могут выбирать именно его. Получается, что любимые учителя проводят больше сессий, а значит, и зарабатывают больше денег.
Преподаватели, как и ученики, проживают в разных регионах России, Белоруссии и Украины. Единственное условие для подключения к сервису — наличие широкополосного доступа в интернет. По данным фонда «Общественное мнение», ежемесячно интернетом пользуется 57,8 млн. россиян, а основной прирост сейчас происходит за счет регионов — именно тех мест, где услуга онлайн-репетиторства может быть наиболее востребованной из-за дефицита местных репетиторов.
Доходы tutoronline.ru формируются исключительно за счет платы за обучение. Размещать рекламу на сайте и использовать другие способы заработка не планируется. Час занятий (который может состоять из нескольких сессий) стоит 690 рублей. Чем больше часов покупает клиент, тем дешевле один час занятий. Поскольку первоочередная задача основателей tutoronline.ru — добиться максимального охвата целевой аудитории, первый пробный урок для ученика бесплатен. В итоге любителей «халявы» оказалось немало: в первый год работы более половины учебных сессий были проведены бесплатно. На данный момент в tutoronline.ru зарегистрировано около 12 тыс. человек, из них регулярно занимаются, оплачивая уроки, более 500 учеников. Это совсем мало на фоне западных сайтов с аналогичной функциональностью, да и на фоне общего количества потенциальных российских клиентов ресурса. Валерий Соловьев сетует на то, что реклама пока не принесла ресурсу желаемого уровня известности, а также на новизну бизнес-модели: «Родители и дети морально не совсем готовы к такой услуге, продолжают ориентироваться на традиционное репетиторство», — говорит он.
Неожиданным стал тот факт, что до 30% платных учеников оказались студентами вузов, которым требуется помощь по высшей математике, сопромату и прочим научным дисциплинам. Кроме того, сформировался «пул» русскоязычных клиентов, постоянно или временно проживающих за границей. «Это дети работников дипломатических миссий или бизнесменов, уехавших в длительные командировки, — объясняет Пашков. — Есть даже один русский студент из Пекина, который с помощью нашего сайта «подтягивает» высшую математику». Самым забавным клиентом стала восьмилетняя москвичка. Ее мама, убедившись в адекватности онлайн-репетиторов, пожелала, чтобы все рабочие вопросы, включая оплату учебных сессий, менеджеры портала решали напрямую с второклассницей.
Александр Пашков и Валерий Соловьев надеются, что в ближайшее время tutoronline.ru перейдет в стадию взрывного роста. Их цель — к 2016 году занять 40-45% российского рынка онлайн-репетиторства, что в денежном выражении составляет около $40 млн. Для этого проекту необходим внешний инвестор. По словам Пашкова, уже ведутся переговоры с рядом заинтересованных организаций.
Александр Пашков
Окончил Белорусский государственный университет. В 2003 году запустил интернет-ресурсы usluga.by, valexweb.by, skripta.ru. С марта 2011 года — гендиректор tutoronline.ru.
Валерий Соловьев
Окончил Белорусский государственный университет. Соучредитель сервисов usluga.by, valexweb.by, skripta.ru и tutoronline.ru.
Текст: Ольга Венседорина
Иллюстрация: Lightspring