Цель всемирного конкурса Lunar X Prize — положить конец монополии государств на освоение космоса. На главный приз конкурса — $20 млн. — претендует и группа россиян под руководством Сергея Седых. Команда проекта «Селеноход» разработала и изготовила прототип лунохода, который должен отправиться на Луну до 2015 года.
Конкурс проектов Lunar X Prize в 2007 году основал американский предприниматель Питер Диамандис при финансовой поддержке Google. Участники конкурса сами финансируют разработку луноходов (помощь государства не должна превышать 10%). В 2009 году российский предприниматель Сергей Седых познакомился с изобретателем Николаем Дзись-Войнаровским, который к тому моменту вместе с небольшой командой уже проектировал на бумаге разные типы луноходов. Они решили участвовать в «лунной гонке» и оперативно собрали регистрационный взнос в размере $10 тыс. Сейчас над запуском «Селенохода» работает 25 человек — инженеры, конструкторы, программисты, менеджеры. Многие из них имеют опыт участия в государственных космических программах, а проектом «Селеноход» занимаются в свободное от основной работы время — в надежде сорвать банк. Впрочем, Сергей Седых мыслит более прагматично: у него есть замысел коммерциализации «лунных» технологий на земле, благодаря чему проект до конца 2013 года должен выйти на самоокупаемость и превратиться в компанию-работодателя. В прошлом году «Селеноход» стал резидентом кластера космических технологий в инновационном центре «Сколково». Последний помогает проекту в основном консультациями и оказанием бухгалтерских и юридических услуг.
К моменту выхода этой статьи команда проекта обещает завершить сборку полностью работоспособного прототипа лунохода. Принцип движения «Селенохода» не колесный (как у большинства существующих планетоходов), а лыжно-шагающий. Это позволяет аппарату передвигаться, опираясь как на боковые элементы (лыжи), так и на центральную часть (корпус). Такая конструкция обеспечивает уверенное перемещение по рыхлому лунному грунту. А система автоматического распознавания препятствий с помощью лазера и сенсоров помогает роботу обходить любые барьеры — большие камни, ямы и опасные кратеры.
Аппарат будет оснащен видеокамерами, делающими фотоснимки в высоком разрешении (эти «вещдоки» являются одним из условий выигрыша в конкурсе). «Селеноход», возможно, будет оснащен и специальными устройствами для сбора грунта и его транспортировки.
Чтобы получить $20 млн., команде Сергея Седых нужно запустить «Селеноход» в космос к 2015 году. Более затратный вариант доставки — найти $30-40 млн. на запуск собственной ракеты-носителя. «В этом случае будет сделан беспрецедентный шаг в освоении космоса на негосударственном уровне. В этом наша миссия: помочь обществу осознать, что Луна в пределах нашей с вами досягаемости. Полеты на нее реальны, а технику может разработать и изготовить любая компания, которая в этом заинтересована и достаточно компетентна в космической технике», — говорит Седых.
Альтернативный сценарий предусматривает запуск аппарата в рамках государственной лунной программы (использование государственной ракеты-носителя не противоречит условиям конкурса). Предположительно, это может произойти в 2015-2017 году. «К сожалению, пока мы не можем назвать дату пуска точнее — она зависит от планов государства по лунной миссии, — рассказывает Сергей. — Если мы к тому моменту найдем инвестиции и подготовим аппарат, его доставят на Луну».
Для сборки и оснащения планетохода, приспособленного к работе в реальных условиях космоса, требуется $1,5-2 млн. Пока найти инвестора, который, вложив $2 млн., может рассчитывать на долю в главном призе, не удалось. Однако победа в Lunar X Prize — не единственный вариант извлечения прибыли из проекта. «Селеноход» можно использовать, например, в горнорудном деле. Земной вариант аппарата, себестоимость изготовления которого не превышает 4 млн. рублей, способен работать в экстремальных условиях — независимо от температуры внешней среды и вредного излучения. Другой вариант коммерциализации имеющихся наработок — проектирование изделий из углепластика и разработка систем электропитания. Уже сейчас разработчики «Селенохода» изготавливают детали из углепластика совместно с компанией «КБ1901», специализирующейся на работе с этим материалом. «Так мы диверсифицируем свою деятельность и зарабатываем средства, которые затем вкладываем в строительство «Селенохода», — отмечает Сергей Седых. По его мнению, углепластик — чрезвычайно перспективный материал. В авиастроении, автомобилестроении и космической отрасли до сих пор используют сплавы легких металлов, а к углепластику относятся настороженно, так как свойства этого материала в условиях космического холода не до конца изучены. Создатели «Селенохода» решили в порядке эксперимента изготовить луноход из углепластика, более легкого и прочного материала по сравнению с металлом. В успехе эксперимента инженеры не сомневаются.
Помимо «Селенохода» в конкурсе Google Lunar X Prize принимают участие 29 команд из 17 стран мира.Большинство находятся на той же стадии, что и россияне, — ищут инвесторов. «В конкурсе лидируют две американские команды, которым удалось привлечь и венчурное финансирование, и помощь от NASA, — комментирует Седых. — Но они еще не определились, как долететь до Луны. Проектирование и запуск собственной ракеты — слишком затратный путь. У нас есть конкурентное преимущество: «Селеноход» может быть доставлен на Луну на государственной ракете, а это в разы снижает требуемый объем вложений».
Сергей Седых
В 1998 году окончил Международный университет в Москве (специальность — «Менеджмент информационных систем», имеет степень магистра). Длительное время работал в сфере IT. До 2011 года занимал должность менеджера по разработке новых услуг в ОАО «Вымпелком». С 2009 года по настоящее время — исполнительный директор ООО «Селеноход». Параллельно работает в компании RoboCV, принимает участие в разработке мобильного решения для мониторинга самочувствия пожилых людей в рамках проекта iCare.
Текст: Дмитрий Кристофор
Иллюстрации: Selenokhod, SmirnovDesign