Пик интереса к купонным сайтам, созданным по образу Groupon, уже миновал, однако рынок продолжает порождать разные модификации той же бизнес-модели. С конца прошлого года в России появилось не менее трех клонов американского стартапа Savored, который предлагает услуги онлайн-бронирования столиков в ресторанах со скидкой. Александр Киреев, исполнительный директор проекта «Пан Гурман», уверен, что в сегменте общепита эта модель эффективнее купонной, и прогнозирует появление новых игроков на рынке.
Скидочные сервисы новой волны пытаются убедить пользователей и партнеров в преимуществах, которые они имеют перед «купонниками». Отличия действительно есть. Потребитель, заплатив «Пану Гурману» 100 рублей, не только получает скидку в выбранном ресторане, но и одновременно заказывает столик на конкретное время. Это, с одной стороны, может восприниматься как преимущество (клиенту точно не придется есть стоя), но с другой — накладывает определенные ограничения. Владельцев ресторанов «Пан Гурман» пытается привлечь щадящими условиями: дисконт составляет всего 30%, в то время как купонные сайты настаивают на огромных (до 90%) скидках. Кроме того, рестораны имеют возможность открывать двери для любителей скидок лишь в определенные часы, когда обычных посетителей меньше всего. Никакой мощной CRM-системы за этим пока не стоит. «Наши менеджеры связываются с рестораном и выясняют, есть ли свободные столики на ту или иную дату и время, и формируют слоты, доступные для пользователей, — поясняет Александр Киреев. — Затем пользователь выбирает удобное для него время, и мы по телефону, электронной почте или SMS информируем ресторан. Менеджеры ресторанов тоже могут отмечать доступные для бронирования слоты в личном кабинете на нашем сайте».
По словам Киреева, рестораны-партнеры отбираются очень тщательно: во-первых, средний чек должен быть не меньше 1500 рублей; во-вторых, заведение не должно сотрудничать с купонными сервисами. Киреев считает, что умеренная скидка привлечет не «халявщиков», а целевую публику, из которой с большой вероятностью сформируется прослойка лояльных клиентов. С «Паном Гурманом» уже сотрудничают (на постоянной основе, а не в формате разовых акций) 65 московских ресторанов, в том числе сеть Ginza Project и заведения Аркадия Новикова. Со временем число партнеров планируется довести до 200-300 (впрочем, даже в этом случае «Пан Гурман» не сможет сравниться с крупными «купонниками» по разнообразию предложений). Александр Киреев уверяет, что рестораны только выигрывают от сотрудничества с «Паном Гурманом», получая дополнительную прибыль от посетителей в те часы, когда другие предприятия общепита вынужденно простаивают, а также бесплатный пиар. «Рестораны ничего не платят нам, но мы продвигаем их брэнды. Весь поток заказов мы пропускаем через себя, но заведения только выигрывают, когда о них узнает больше людей», — говорит Александр Киреев. Основная часть расходов «Пана Гурмана» — затраты на продвижение в интернете, а доходную часть бюджета формирует только тот небольшой «залог», который оставляют пользователи системы за бронирование каждого столика.
Упомянутый в начале статьи американский сервис Savored.com в 2011 году принес партнерским ресторанам дополнительную выручку на общую сумму $25 млн. Инвестиции в этот проект составили $3,75 млн. В России и емкость рынка, и энтузиазм инвесторов гораздо скромнее: стартап RestoMesto (один из конкурентов «Пана Гурмана») получил $200 тыс. от венчурного фонда Social Space Fund, а сам «Пан Гурман», по не подтвержденной информации из СМИ, — $600 тыс. Инвестором выступил Леонид Глузман, принимавший участие в развитии купонных проектов Zina.ru и «КупиКупон».
Текст: Дмитрий Кристофор
Иллюстрация: archetype