Как пивоваренной компании проложить оптимальные маршруты для полутора тысяч железнодорожных вагонов, развозящих продукцию по всей России? Как ритейлеру понять, сколько складов и где нужно построить, чтобы обеспечить поставки в пятьсот магазинов в трехстах городах? А оператору сотовой связи узнать, насколько и за счет чего можно нарастить клиентскую базу? На все эти вопросы клиенты российской софтверной компании XJ Technologies получили ответы при помощи инструмента имитационного моделирования AnyLogic. Начав освоение рынка с США, основатель XJ Technologies Андрей Борщев уже несколько лет продвигает свой продукт в России, но его основными заказчиками по-прежнему являются иностранцы.
Математик и программист Андрей Борщев создал прообраз AnyLogic в 1990-х, когда в партнерстве с профессором Юрием Карповым занимался прикладными исследованиями в питерском политехническом институте. В конце 1990-х Борщев и Карпов зарегистрировали компанию XJ Technologies, а в 2000 году представили свою разработку на конференции по моделированию в США. Начинающим предпринимателям удалось заинтересовать специалистов из McKinsey и Boeing, а позже — GE и IBM. Уже в процессе общения с заказчиками Борщев начал понимать, какие проблемы бизнеса может решить имитационное моделирование. На конференции он заключил первые коммерческие сделки, количество которых росло на протяжении следующих трех лет. В 2004 году, после того как система была усовершенствована и «заточена» под потребности клиентов из сферы бизнеса, разработчик дополнил программный продукт услугами консалтинга и вышел на российский рынок.
Сейчас у XJ Technologies три офиса: в Санкт-Петербурге, в Париже и в Нью-Джерси. Российский офис занимается в основном разработками и консалтингом, зарубежные — продажами. Кроме того, компания активно сотрудничает с дистрибьюторами по всему миру. Емкость российского рынка бизнес-аналитики пока невысока по сравнению с Западом: три четверти оборота компании по-прежнему обеспечивают иностранные заказчики.
Андрей Борщев утверждает, что решения XJ Technologies могут найти применение в любой отрасли, но сейчас у компании преобладают клиенты, специализирующиеся на логистике, медицинских услугах и строительстве. «В определенный момент развития компании оптимизацию системы становится сложно просчитать при помощи электронных таблиц, статистических пакетов или средств ERP. Имитационное моделирование — следующий шаг, оно позволяет провести анализ более полно и глубоко», — объясняет Борщев. Среди клиентов XJ Technologies в России — одна из крупнейших российских пивоваренных компаний, которая использовала имитационную модель для оптимизации железнодорожных перевозок. Прежде пивовары решали, куда им отправить каждый из полутора тысяч вагонов, опираясь на опыт, здравый смысл и собственные аналитические способности. Получив в свое распоряжение инструмент имитационного моделирования, они, как утверждает Борщев, смогли сэкономить до 10% транспортных расходов. Другой пример: при строительстве мультимодального портового терминала в Гавре (Франция) XJ Technologies осуществила моделирование еще не построенной части порта, в том числе и схемы железнодорожных маршрутов между терминалами. В итоге выяснилось, что при проектировании были допущены просчеты, которые могли бы привести к транспортному коллапсу в масштабах всего порта. После этого в проект были внесены изменения.
Ноу-хау XJ Technologies — сочетание всех методов моделирования, существующих на сегодняшний день. Два из них — «дискретно-событийное моделирование» и «системная динамика» — появились еще полвека назад, третий — «агентное моделирование» — возник не так давно. «Дискретно-событийный метод» представляет систему как процесс. Например, он помогает оптимизировать обслуживание клиента в банке, которое «раскладывается» на отдельные операции — от появления во фронт-офисе до обслуживания операционистами. «Системная динамика» имеет дело со стратегическим планированием, ее задача — выявить тренды и взаимовлияния. Например, можно смоделировать отдачу от рекламы или окупаемость новых продуктов. «Агентный» метод изучает не процессы или тренды, а отдельные объекты, анализируя предпочтения и поведение потребителей, скажем, сотовой связи. «Такое сочетание и комбинирование трех подходов не имеет аналогов на мировом рынке», — уверяет Андрей Борщев.
Сейчас соотношение доходов от продажи софта и консалтинга — примерно 70/30, а оборот компании, по словам основателя, составляет несколько миллионов долларов. Одним заказчикам XJ Technologies только поставляет ПО (клиенты проходят обучение на тренингах и сами строят имитационные модели своих процессов). Другим удобнее получить консалтинг и уже готовую модель от экспертов компании, которые при необходимости могут достаточно глубоко погрузиться в изучение нюансов бизнеса своих клиентов. Так было с компанией «Вымпелком» (брэнд «Билайн»), решившей при помощи имитационного моделирования выработать оптимальную стратегию поведения оператора на рынке сотовой связи. У XJ Technologies не было четкого представления об особенностях работы в данной отрасли, поэтому модель создавалась в тандеме с маркетологами заказчика, обладающими экспертными знаниями о поведении пользователей, специфике работы с дилерами, точках принятия решений.
Безусловно, самый важный вопрос, который волнует потенциальных клиентов, — насколько надежны прогнозы моделей AnyLogic. Андрей Борщев считает, что это зависит от разработчика конкретной модели и соблюдения ряда правил, в частности — вовлечения клиента на всех этапах процесса. Косвенным индикатором полезности создаваемых моделей может служить тот факт, что 60% клиентов регулярно продлевают лицензию. Борщев подчеркивает, что имитационная модель — лишь один из аналитических инструментов и замыкаться на нем не стоит. К примеру, однажды XJ Technologies моделировала проект по строительству распределительного центра для X5 Retail Group. Заказчик, взглянув на имитационную модель, заявил, что склад так работать не сможет, и оказался прав: в описании процессов была ошибка.
Андрей Борщев надеется, что со временем AnyLogic превратится в мировой стандарт имитационного моделирования подобно MATLAB на рынке инженерного моделирования. Конкурентов (Arena, ProModel, Flexsim и др.) он планирует победить гибкостью и универсальностью своего продукта.
Андрей Борщев
Родился в Санкт-Петербурге в 1966 году. В 1989 году окончил факультет технической кибернетики Ленинградского политехнического института (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет). В 1992 году и с 1995-го по 1996 год работал инженером в лабораториях HP в Бристоле (Великобритания). С 1989-го по 2000 год — преподаватель СПбГПУ. В 1992 году основал компанию XJ Technologies, в которой занимает пост генерального директора. Кандидат технических наук.
XJ Technologies
Компания имеет офисы в России, Франции и США. В штате 30 сотрудников (включая зарубежные офисы). Ключевые клиенты в мире: GE (США), Boeing (США), IBM (США, Индия, Израиль), PWC (Россия, США), Thales (Франция), Rolls-Royce (Вели-кобритания), MITRE (США). Ключевые клиенты в России: «Вымпелком», «Балтика», IBS, «Газпром», X5 Retail Group.
Текст: Дмитрий Кристофор