Изображение, висящее в воздухе, казалось выпускнику Астраханского государственного технического университета Максиму Каманину таким же атрибутом научной фантастики, как летающие автомобили и лекарство от всех болезней, — до тех пор, пока он не осознал, что в его распоряжении есть все необходимое для воплощения этой идеи. От замысла до реализафции прошло меньше трех лет, и уже этой осенью на рынок должна поступить первая партия воздушных дисплеев Displair, реагирующих на прикосновения.
Создать первый прототип устройства Максиму Каманину помогли его отец и старший брат. Привлечь внимание инвесторов помогла презентация на молодежном форуме «Селигер 2010». Очень скоро компания стала резидентом двух российских технопарков — Сколково и IT-парка в Казани.
Принцип работы экрана — проекция изображения на тонкий слой распыленных в воздухе частиц воды. Каманин отмечает, что в аналогах Displair используется пар, от которого на полу, стенах и потолке помещения остается конденсат, а в его разработке — холодный туман, создаваемый методом кавитации.
В мае этого года компания получила «посевные» инвестиции в размере $1 млн. от фонда Leta Capital и ряда частных инвесторов. Этих денег хватило на доработку прототипа и подготовку к серийному производству, старт которого намечен на осень этого года. Каманин обещает, что к этому времени прототип подвергнется доработке: серийные образцы будут меньше шуметь и смогут работать непрерывно в течение многих часов.
Сейчас в штате Displair работает 53 человека, среди которых специалисты не только из российских регионов, но и из Парижа и Мюнхена. Команда совершенствует аппаратную основу и программное обеспечение, которое позволяет, в частности, «смахнуть» картинку с экрана iPad или iPhone на инновационный дисплей. Экран Displair, хоть и не имеет физической поверхности, является сенсорным и даже поддерживает «мультитач».
Создатели воздушного экрана считают, что после всех доработок из него получится отличный рекламный носитель. Дисплей может работать в широком диапазоне температуры окружающей среды (от – 50 °С до +50 °С) и в качестве дополнительной опции может источать аромат.
«Интерактивный Displair собирает вокруг себя толпы, это не преувеличение», — говорит Каманин. Воздушный экран можно также использовать в образовании (вместо интерактивных досок) и в медицине (это единственная сенсорная поверхность, к которой хирург может прикасаться в операционной, не нарушая стерильности).
Маркетинговая стратегия Displair проста: устройства будут продаваться и сдаваться в аренду напрямую и через сеть дилеров. Предположительно, экраны из первой партии будут продаваться по $10-15 тыс. В декабре 2011 года на переговоры с Displair вышла компания Samsung — однако до предзаказов дело не дошло. Зато Каманину удалось договориться с оператором сотовой связи «Мегафон», которая уже с успехом использовала прототип воздушного экрана для рекламного мероприятия. Кроме этого, вместе с американской компанией Autodesk, создающей программное обеспечение для трехмерного моделирования, разработчики Displair в рамках программы Developer Network создают систему управления 3D-объектами в пространстве. Детали проекта Максим пока не раскрывает, но уверяет, что «это будет революция».
Конкуренция на рынке минимальна. Есть финский проект FogScreen, который позиционирует свой продукт как устройство для шоу, а также американская компания Heliodisplay, создавшая установку для непрямой (BTL) рекламы. Недостатком обоих дисплеев можно считать слабую интерактивность. Но Каманин опасается, что все может быстро измениться: «Есть риск, что какая-нибудь компания вступит с нами в прямую конкуренцию. Для нас это выльется в повышенные издержки на разработку, производство, маркетинг».
Опасаясь нашествия конкурентов, Максим переживает не столько о своих шансах разбогатеть, сколько о возможности самореализации. «Люди, которые приходят в инновационный бизнес ради денег, чаще бросают силы на софтверные проекты: они окупаются быстрее и реализовать их проще, — говорит он. — В такие проекты, как Displair, приходят, чтобы развернуть свой интеллектуальный потенциал».
Сергей Топоров, менеджер по инвестициям Leta Capital, считает Displair одним из наиболее перспективных проектов в портфеле фонда: «Во-первых, и это самое основное, у проекта очень сильная команда во главе с харизматичным лидером. Во-вторых, проект точно попадает в тренд организации интуитивных интерфейсов человеко-машинного взаимодействия, которые со временем должны стать мейнстримом на рынке».
Максим Каманин
Окончил Астраханский государственный технический университет по специальности «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем». C 2010 года — генеральный директор DisplAir. Финалист Зворыкинского проекта в номинации «Лучший инновационный проект».
Текст: Елена Краузова
Фото: Displair