Идея создать бизнес по выполнению поручений возникла у петербуржца Игоря Варгафтика еще в 2006 году, когда он понял, что интернет является неисчерпаемым источником человеческих ресурсов. Варгафтик, владелец небольшой компании по производству солнечных батарей, был одним из завсегдатаев краудсорсингового проекта «Е-генератор». Наблюдая за тем, как десятки тысяч пользователей из разных стран генерировали идеи рекламных роликов и придумывали слоганы, Варгафтик подумал: «А ведь эти люди могут и в офлайне выполнять разные поручения или заказы клиентов. Почему бы этим не воспользоваться?»
Предприниматель изучил рынок, и, не найдя ничего похожего на сервис поручений, загорелся этой идеей. Решив, что проще развивать новое направление на базе действующего проекта, Игорь Варгафтик отправился на переговоры к руководству «Е-генератора». Гендиректор «Е-генератора» Юрий Белоусов не сразу решился запустить новый проект, считая, что риск слишком велик: к работе пришлось бы привлекать совершенно незнакомых людей, а ответственность за их просчеты или недобросовестность при выполнении поручений все равно несла бы компания. Однако Варгафтик убедил его попробовать, и вскоре нанял программиста для разработки сайта, а сам принялся описывать весь функционал будущего агентства поручений, обязанности менеджеров, систему обслуживания заказчиков и принцип ценообразования. В сентябре 2007 года сайт был официально запущен как один из проектов «Е -генератора» (недавно в процессе реорганизации «Поручено.ру» было зарегистрировано как самостоятельное юридическое лицо, но состав акционеров остался прежним — «Е-генератор» и несколько физических лиц, из которых самой большой долей владеет Варгафтик).
Основатель проекта вспоминает, что первоначальных инвестиций потребовалось немного — около $300 тыс. (с учетом расходов на рекламу). Но продвижением в основном занимался «Е-генератор» и его акционер – холдинг «Финам», который задействовал всю мощь своих многочисленных медийных ресурсов. «Поэтому мы быстро получили серьезный приток посетителей. Конечно, поначалу среди них преобладали просто любопытствующие, но затем стало расти и число клиентов, и уже через полгода мы вышли на самоокупаемость», — говорит Варгафтик. Позже у «Поручено.ру» появилось немало клонов, но создатель сервиса уверяет, что никто из них до сих пор не может конкурировать с оригиналом.
Сегодня у компании 16,5 тыс. постоянных агентов во всех более или менее крупных городах России и стран бывшего СССР, а также в Германии, США, Израиле, Польше, Италии и даже в Китае. «Это русскоязычные люди, которые выполняют поручения других русскоязычных людей, — поясняет Варгафтик. — Иностранцы не очень нас интересуют: я понял, что они очень недоверчивы, просят различных гарантий и попросту не хотят иметь дел с россиянами в таком формате, который предлагаем мы».
Любой, кто регистрируется на сайте как агент, принимает договор оферты, где прописаны права и обязанности обеих сторон. «Изначально я рассчитывал, что работать у нас будут те, кто располагает свободным временем, — студенты, домохозяйки, пенсионеры, — рассказывает руководитель проекта. — Поэтому для меня стало большой неожиданностью, когда выяснилось, что агентами часто становятся индивидуальные предприниматели, менеджеры, а то и вовсе руководители предприятий».
В компании работает три менеджера. Все они, как и агенты, проживают в разных городах — Пензе, Новороссийске и Владивостоке. При поступлении заказа менеджер сначала решает, возьмется ли компания за него (агентство не принимает заказы, противоречащие законодательству и нормам морали). Затем на основе специальной инструкции менеджер оценивает стоимость услуги и не позднее чем через 15 минут выходит на связь с клиентом. «В соответствии с нашим регламентом после размещения заказа на сайте менеджер обязательно должен как можно скорее связаться с заказчиком и сообщить ему о стоимости услуги или задать уточняющие вопросы — чтобы клиент понимал, что все наше внимание сосредоточено на решении его задачи», — объясняет Игорь Варгафтик. Если цена устраивает заказчика, менеджер выставляет ему счет (оплата происходит по безналичному расчету или электронными деньгами) и связывается с агентами, которые проживают в тех населенных пунктах, где нужно выполнить поручение.
«Поручено.ру» уже обладает такими ресурсами, что может выполнить задание любой сложности и срочности. К примеру, некоторое время назад в агентство обратился клиент, которому срочно требовалось доставить из Москвы в Магаданскую область тендерную документацию для энергетической компании. Он уже обзвонил все крупные службы доставки, но те брались довезти пакет только через десять дней. «Поручено.ру» доставило документы по адресу за два дня. Вот как это происходило. «Агент в Москве получил пакет от заказчика и отвез его в аэропорт Домодедово, где вручил одному из пассажиров, улетавшему вечерним рейсом в Магадан. За эту работу агент получил 1,5 тыс. рублей, — рассказывает Игорь Варгафтик. — Утром в аэропорту Магадана пассажира встретил другой агент и к назначенному сроку привез документацию в поселок Синегорье, который находится в 500 км от Магадана. Этот агент получил 7,5 тыс. рублей — дороги в Магаданской области неважные. Непосредственно агентству заказчик заплатил еще некоторую сумму».
Со временем компания сместила акцент с поручений от физических лиц на работу с организациями, поскольку индивидуальные заказчики довольно прижимисты: мало кто готов выложить больше тысячи рублей, чтобы вручить цветы или подарок в другом городе. Спектр потребностей корпоративных клиентов весьма широк. Например, крупная аптечная сеть заказала услугу «тайный покупатель» в 2000 своих точек по всей стране — таким способом компания проверяла наличие определенного списка лекарств и работу провизоров. А сеть обувных магазинов поручила агентству провести опрос по специальной анкете с дальнейшее ее оцифровкой. Все чаще появляются заказчики, которые просят найти в Китае поставщиков или доставить оттуда груз. «Мы уже несколько раз поставляли контейнеры с кабельной продукцией из Китая в Пермь, — рассказывает Варгафтик. — Разумеется, этим занимаются и специальные фирмы, но они часто игнорируют мелких заказчиков, а мы всегда откликаемся на их обращения».
Стоимость подобного рода поручений варьируется от 150 тыс. до 500 тыс. рублей. Ежемесячно в агентство обращаются от 100 до 150 заказчиков. Трое менеджеров уже не справляются с объемом работы, так что вскоре в команде «Поручено.ру» появится четвертый менеджер — в Липецке. Кандидатуры москвичей Варгафтик не рассматривает: они обошлись бы компании слишком дорого.
Чтобы не упускать рынок услуг для индивидуальных заказчиков, компания полгода назад ввела новую услугу «Свой человек». «Фактически мы продаем за 400 рублей персональные контакты агентов (с их согласия, конечно) в том месте, где клиенту требуется выполнить поручение, — объясняет глава «Поручено.ру». — И в дальнейшем они связываются друг с другом напрямую. Если мы откажемся от заданий «физиков», то просто потеряем эту категорию клиентов, а так хоть небольшие деньги получим».
Игорь Варгафтик
Окончил в 1982 году Грозненский нефтяной техникум, обучался в Грозненском нефтяном институте, в 1992 году переехал в Санкт-Петербург, где занялся бизнесом. В 2003 году создал компанию «Добрая энергия», которая занимается производством солнечных батарей для роботизированных устройств. В 2007 году основал проект «Поручено.ру». Объем продаж агентства — 2-5 млн. рублей в месяц.
Текст: Ольга Венседорина
Фото: D000air