Люди с избыточным весом нередко заявляют, что не видят в этом никакой проблемы, поскольку чувствуют себя комфортно. В мае этого года я весил 128 кг, и тоже не испытывал дискомфорта. Болезни родственников, у которых после 80 лет начались множественные проблемы со здоровьем, заставили меня задуматься о том, как я себя буду чувствовать в 80 лет. Я решил, что от того, как я сегодня смотрю на проблему лишнего веса, во многом зависит мое самочувствие в старшем возрасте. Есть у меня и позитивный пример – еще один родственник, который в 95 лет сохраняет здоровье и бодрость. Сейчас я вешу 116 кг, и я уверен, что могу сбросить еще 10-15 кг. Избавление от лишнего веса приобрела для меня символический подтекст, когда я обнаружил параллели со своим бизнесом.
Лишний вес бывает не только у людей, но и у организаций – и там к нему зачастую тоже относятся как к норме. Мы не замечаем, как обрастаем излишествами и начинаем воспринимать их как неотъемлемую часть себя. В течение многих лет я стабильно прибавлял по килограмму в год. Кажется, что килограмм – это немного, но через сорок лет я мог бы весить на сорок килограммов больше, что однозначно имело бы разрушительные последствия для моего здоровья. То же самое может произойти и с компанией. Например, в Gameland до недавнего времени оставались структуры, построенные в период быстрого роста. С тех пор рынок сильно изменился, но мы не позволяли себе усомниться в необходимости этих структур. Решив сбросить вес, я стал нащупывать и «жировые отложения» в компании. Мне удалось существенно упростить систему корпоративного управления. В большинстве случаев было достаточно обеспечить должный финансовый контроль. В ряде подразделений удалось от традиционного менеджмента перейти к самоуправлению на местах. Мы сократили существенную часть сотрудников, потребность в которых для меня не была очевидной, в целом расходы снизились на 15%. Поскольку сокращения коснулись также продающих подразделений и маркетинга, нам пришлось смириться с небольшим падением выручки, зато рентабельность бизнеса резко возросла.
С начала лета я сбросил 12 кг. Я доволен этим результатом, но знаю, что избыточный вес еще остался. В отношении компании вывод такой же: мы все еще не в идеальной форме. Я не одержим манией экономии любой ценой, поэтому убираю только лишнее, не нарушая течение основных бизнес-процессов. Компания не экономит на зарплатах оставшихся сотрудников –наоборот, я с удовольствием плачу больше тем, кто согласился взять на себя дополнительные функции. Уход большинства «избыточных» людей не привел к каким-либо потерям. Более того, выяснилось, что эти люди, подразделения и процессы порой создавали отрицательную добавленную стоимость, поскольку на прибыль почти не влияли, но зато оттягивали на себя ресурсы – время, энергию, лишние связи. Новые связи, которые выстраиваются сейчас, работают быстрее и проще, с меньшим количеством процедур и уровней согласования. В компании чувствуется больше легкости, гибкости и подвижности, и это соответствует моим ощущениям после потери 12 кг.
Мой опыт свидетельствует о том, что процесс избавления от «лишнего веса» в компании не сводится к простому алгоритму – нам пришлось смотреть на бизнес под разными углами. Одним из индикаторов, свидетельствующим о наличии излишеств, может быть норма прибыли: если она находится на уровне ставки по банковским депозитам или ниже, значит, есть лишние расходы. Также можно сравнить свой бизнес с другими компаниями отрасли. Как только мы признали проблему «избыточного веса», начинаем «считать калории», т.е. анализировать измеримые показатели, влияющие на рентабельность. Грубо говоря, каждый сотрудник должен прямо или косвенно оказывать положительное влияние на прибыль. Если человек не приносит деньги непосредственно, то нужно оценить, как изменится финансовый результат, если он не будет работать. Хорошим решением может быть совмещение разных функций и внедрение технологий, заменяющих ручной труд. Например, нужен ли мне охранник на входе в офис, если есть электронная система доступа? Наконец, просто отказ от всего, без чего можно обойтись. Конечно, чаще всего мы начинаем «сбрасывать вес», когда нас вынуждает к этому прямая угроза – кризис, конкуренция, убытки и т.д. Возможно, эта колонка пробудит в ком-то желание взглянуть на свой бизнес как на стартап. Мне такой взгляд сильно помог. Трудно представить себе компанию с двадцатилетней историей, в которой не предусмотрены секретари, помощники, личные водители и т.п. Кажется, что все это необходимо для комфортного существования, но в стартапе без этого обходятся совершенно спокойно. Возможно, кто-то спросит, почему владелец компании, которая 20 лет работает на рынке, должен смотреть на нее как на стартап. Мой ответ – а почему бы и нет? Молодая компания, как правило, крепче, гибче и здоровее, чем корпорация, заплывшая бюрократическим жирком.