В нынешних экономических реалиях коллекционирование картин может стать выгоднее сделок на фондовом рынке. В 2011 году индекс Mei Moses All Art, отражающий доходность вложений в предметы искусства, вырос на 11%, в то время как фондовый индекс S&P 500 прибавил лишь 2,25%. Однако для успешных инвестиций в искусство необходим солидный багаж знаний, чутье и терпение. Позволить себе играть на этом рынке могут только те, кто не одержим желанием поскорее зафиксировать прибыль.
Cредняя доходность арт-рынка составляет 7-8% в год, но в особых случаях вложения могут приносить и 100-300% годовых — например, когда речь идет о работах Пикассо, Климта, Уорхола, Джакометти и Леонардо да Винчи. Одним из индикаторов темпов роста рынка может послужить статистика аукционного дома Christie’s. По итогам 2011 года суммарная выручка от продаж составила $5,7 млрд. — на 9% больше по сравнению с предыдущим годом. При этом выручка от продаж предметов искусства частным лицам возросла на 44% и составила $808 млн. «На недавних майских торгах работа Марка Ротко «Оранжевый, красный, желтый» была продана за рекордные для полотен художника $86,9 млн. и таким образом стала самым дорогим произведением послевоенного искусства», — рассказывает международный директор департамента импрессионизма и модернизма, председатель отделения Christie’s в Швейцарии Андреас Румблер. В том же месяце знаменитая картина «Крик» норвежского художника Эдварда Мунка была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за $119,9 млн. Это абсолютный рекорд для произведений искусства. Ранее самой дорогой картиной была «Обнаженная, зеленые листья и бюст» Пабло Пикассо, проданная в 2010 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за $106,5 млн. Андреас Румблер не может припомнить подобного скачка цен в арт-бизнесе (а ему есть что вспомнить: Румблер пришел в этот бизнес более 20 лет назад, приняв эстафету от своего отца и деда).
Майкл Мозес, создатель индекса Mei Moses All Art Index, не удивлен его ростом. Количество богатых людей в последние годы не уменьшилось, а цены на искусство, по его мнению, скорее зависят именно от этого показателя, чем от колебаний на фондовых рынках. Кроме того, Андреас Румблер объясняет возросший интерес к покупке произведений искусства развитием технологий: благодаря интернету потенциальным покупателям стало проще следить за тем, работы какого художника растут в цене и кто будет представлен на следующих торгах. Среди других причин роста индекса эксперты называют поиск стабильных объектов для инвестиций и резко возросший спрос со стороны китайских коллекционеров, которые массово выкупают предметы древнекитайского искусства, ранее проданные за границу.
Хотя инвестиции в искусство прочно ассоциируются с долгосрочной стратегией и низкой ликвидностью, посредники уверяют, что лучшего вложения на случай серьезного кризиса не придумать. «Если вам нужно срочно уехать из страны, вы берете картину Пикассо, садитесь в частный самолет и летите куда глаза глядят. Везде, куда бы вы ни прилетели, за Пикассо вам предложат хорошие деньги», — говорит Андреас Румблер. Он считает, что вложения в искусство можно сравнить с любыми другими инвестициями. Если для вас важна стабильность и вы хотите сохранить деньги, то имеет смысл покупать объекты классического искусства. А если хотите хорошо заработать, рискуйте: ищите новых художников, выясняйте, чем они примечательны, и решайте, стоит ли делать на них ставку.
При покупке имеет смысл учитывать и мировые тенденции. Так, в 2011 году работы старых мастеров подорожали на 4,8%, произведения импрессионистов и модернистов — на 14%, а предметы древнекитайского искусства — на 20,6%.
Нужно учитывать, что при покупке произведения искусства придется оплатить экспертизу, страховку, транспортировку и хранение. Дополнительные расходы вас ждут и при продаже. Поэтому поспешно расстаться с предметом инвестиций едва ли удастся. Кроме того, картины и скульптуры имеют не только номинальную стоимость, но и художественную ценность. Настоящие коллекционеры выбирают объект инвестиций, руководствуясь не только рациональными соображениями, но и личными вкусами. Поэтому не исключено, что купленное произведение искусства вызовет эмоциональную привязанность и расстаться с ним будет не так легко, как с пакетом акций или золотыми слитками. Впрочем, в этом есть и несомненный плюс: у человека появляется нетривиальное увлечение, которое обогащает его внутренний мир.
Если вы решили инвестировать в искусство, но не знаете, с чего начать, — познакомьтесь с лучшими работами в Пушкинском музее, Третьяковской галерее или Нью-Йоркском музее современного искусства. «Пусть сейчас вы не можете позволить себе то, что там представлено. Все равно вы должны знать лучшее. Изучите коллекции Щукина и Морозова в Пушкинском. Познакомьтесь с «голубым периодом» Пикассо, полотнами Матисса и Гогена. Вы «пропитаетесь» хорошим искусством и сможете сформировать собственное мнение. Доверяйте своим глазам, а не ушам. Если арт-критики советуют купить картину за $50 тыс., а вам кажется, что за нее жалко и доллара, не стоит ее брать. Инвестировать нужно в то, что любишь. Именно это даст результат», — говорит Андреас Румблер.
Арт-консультант Анастасия Постригай предлагает придерживаться другой стратегии. По ее мнению, для начала нужно обратиться к специалисту, который поможет изучить рынок. Минимальный порог вхождения на инвестиционный рынок предметов искусства — $10 тыс., верхней границы не существует. «Очень важно оценить свой бюджет и выработать тактику. К примеру, какое количество произведений искусства вы планируете купить? Хранить одну-единственную картину в течение долгих лет вряд ли будет выигрышным решением. Коллекции ценятся больше, чем подборки дорогих, но разрозненных предметов», — полагает Постригай. Она уверена, что инвестиции в искусство — долгосрочный проект, и часто поддерживает дружеские отношения с клиентами, надеясь на повторные сделки. «Я честно говорю клиентам, что за покупку произведения искусства беру комиссионные в размере 5-10% от их стоимости», — говорит Анастасия Постригай. И клиенты, рассчитывающие заработать гораздо больше, готовы оплачивать экспертное мнение и чутье опытного искусствоведа.
Типичный российский коллекционер ни вкусами, ни толщиной кошелька не похож на Романа Абрамовича, выложившего $106,5 млн. за картину Пабло Пикассо. Отечественные инвесторы неравнодушны к русскому искусству — начиная с XIX века и заканчивая современным. Причем речь идет не о художниках с мировым именем (таких как Казимир Малевич, Василий Кандинский или Любовь Попова), а о тех, кто известен преимущественно на родине и среди русской диаспоры за рубежом. «Покупая арт-объект, задайтесь вопросом: будет ли он вам нравиться через десять лет? А через двадцать? Если вашим ответом будет «да», то с большой вероятностью он может понравиться кому-то еще — а значит, это хорошее вложение денег», — говорит Андреас Румблер.
Текст: Ольга Венседорина
Текст: Ольга Бахлина
AjnjфотоAjnФфото: Christie’s Images LTD. 2012