Верн Харниш
Основатель всемирной предпринимательской организации EO (Entrepreneurs’ Organization), руководитель учебных программ для предпринимателей в Массачусетском технологическом институте (MIT), основатель и CEO компании Gazelles Inc.
vharnish@gazelles.com
Как отмечает Джим Коллинз в предисловии к моей новой книге «Величайшие бизнес-решения всех времен» (The Greatest Business Decisions of All Time), мы живем во времена огромной неопределенности. Многие CEO растущих компаний чувствуют, что они не контролируют ситуацию. «Что важнее всего сделать в условиях этой неопределенности?» — задается вопросом Джим. И сам отвечает: «Взять с собой правильных людей». А после этого, добавляет он, вы должны принимать правильные решения, для чего зачастую необходимо просить этих прекрасных людей, которых вы взяли с собой, направлять вас в областях, которые лежат за пределами вашей основной компетенции. Результаты исследования Коллинза показывают, что лидеры, которые создавали условия для достижения выдающихся результатов, «ощущали себя совершенно комфортно, признаваясь в том, что чего-то не знают».
Принятие великих решений — это именно то, что должна делать каждая растущая компания, чтобы создавать и поддерживать конкурентные преимущества в сегодняшней динамичной глобальной экономике. Вспомните, как Apple приняла решение вновь пригласить Стива Джобса на должность CEO после того, как он отсутствовал десять лет, — и он вернул компанию на вершину славы. Не было ли это одним из самых невероятных бизнес-решений всех времен?
Думаю, все согласятся с тем, что успех — это общая сумма всех принятых решений. И, как полагает Джим Коллинз, к величию ведет комбинация тысяч решений. Есть небольшая группа решений, которые отличаются от остальных, являясь аналогом «черного лебедя», если позаимствовать определение из одноименной книги Нассима Талеба. Часто наступают моменты, когда на кон поставлено все, и CEO ломает голову: пойти ли ему направо, налево или остаться на месте. Выбор, который в итоге делают великие лидеры, часто кажется противоречащим здравому смыслу и сдвигает компании или отрасли в совершенно новое направление.
18 управленческих решений, которые попали в наш финальный список, выделяются как раз потому, что они казались парадоксальными. С чего это Энди Гроув решил, что компонент компьютера может иметь название, известное всем? Но теперь у нас есть Intel Inside. Какой руководитель в здравом рассудке выделит сотрудникам время на мечты? Но именно так поступил CEO 3M Уильям Макнайт в 1948 году.
Многие из этих нестандартных решений со временем породили шквал имитаций. Теперь Google тоже позволяет своим сотрудникам тратить часть времени на свои проекты — через полвека после того, как Макнайт создал прецедент в 3M. Некоторые из этих идей — например, решение Билла Гейтса тратить одну-две недели в год только на чтение и размышления (привычка, которая помогла Microsoft несколько раз изменить стратегию) — остались без последователей. Это не значит, что «неделя размышлений» Гейтса не окажется отличным рецептом для кого-то из сегодняшних руководителей. В конце концов, все эти великие решения прошли проверку временем, создали огромную ценность и образцы для управления любым бизнесом.
Занимаясь отбором решений для книги, мы сначала хотели сгруппировать их по категориям. Но вскоре стало ясно, что подобная классификация не имеет смысла. В итоге мы решили рассматривать каждое решение исходя из его собственных достоинств. Вот топ-5 моих самых любимых бизнес-решений всех времен — в обратном порядке:
№5: General Electric. Решение Джека Уэлча вложиться в запуск Crotonville, первоклассного учебного центра, который стал образцом для тысяч компаний, создавших позднее свои собственные корпоративные университеты. Это решение также помогло сформировать целое поколение руководителей GE, которые затем управляли множеством компаний.
№4: Samsung. Два десятилетия назад этот южнокорейский гигант запустил беспрецедентную программу творческих отпусков: самые креативные сотрудники компании отправлялись в отдаленные уголки мира на год. Это решение позволяет Samsung стабильно входить в ведущую двадцатку глобальных брэндов.
№3: Wal-Mart. Решение Сэма Уолтона провести субботнее совещание с участием всех сотрудников его первого магазина положило начало традиции быстрого принятия решений и привело к созданию одной из крупнейших компаний в мире.
№2: Apple. Решение вернуть Стива Джобса на пост CEO
основанной им компании после десяти лет отсутствия обернулось «лучшей работой в его жизни» и способствовало созданию самой дорогой публичной компании в мире.
№1: Ford. Решение Генри Форда удвоить зарплаты рабочим означало, что сотрудников считали уже не автоматами, которым надо платить как можно меньше, а ценными активами. В свою очередь, рабочие теперь могли позволить себе купить то, что производят. Это породило революцию потребления, которая сформировала самую богатую нацию в мире.
Чему мы можем научиться у этих легендарных руководителей, чтобы самим принимать великие решения? Джим Коллинз дает совет: начните спорить о следующих шагах со своей командой. «Принятие решений не происходит с помощью консенсуса», — говорит он.
Текст: Верн Харниш
Перевод: Ирина Сергеева