Проводя время за непринужденной беседой с венчурными капиталистами на Сэнд Хилл Роуд или потягивая коктейли в компании предпринимателей в клубе The Battery, самом модном кабаке среди айтишников в Сан-Франциско, легко попасть под впечатление, что Кремниевая долина будет вечно пребывать на вершине мира. Но это совсем не обязательно так.
Действительно, Долина, и так обладающая безупречной деловой репутацией в том, что касается создания первоклассных компаний, в последнее время сделала новые успехи. Компания Uber, является, пожалуй, самым быстро и глобально развивающимся стартапом из всех. Привлечь более $1 млрд инвестиций в стартап стало почти обычным делом. И, наконец, остальной мир, похоже, принимает всерьез глобальные социальные последствия доминирующего экономического положения этого технологического центра. Даже если это принимает форму снобисткого неодобрения, — как в недавней статье в журнале The Economist, где автор сравнил сегодняшних технологических магнатов с баронами-разбойниками, американскими капиталистами XIX века, называя первых Кремниевыми султанами, — ключевым моментом остается то, что мало кто сегодня сомневается – происходящее в Кремниевой долине влияет на весь мир, и никакое другое место в мире не может приблизиться по значимости и судьбоносности к их инновационным предпринимательским решениям.
Однако, как говорится, дьявол гордился, да с неба свалился. Самые неожиданные предпринимательские инновационные разработки сейчас появляются в самых невероятных местах. Возможно, и даже весьма вероятно, грядущие прорывы в предпринимательстве произойдут именно там, а не в Кремниевой долине.
Именно об этом написана потрясающая новая книга, «С другой стороны света», где рассказываются истории предпринимателей из семи разных стран – Мексики, Нигерии, Китая, Индии, России, Турции и Пакистана, — разрушающих каноны и открывающих новые горизонты. (Первоначально у книги было рабочее название «Стив Джобс живет в Пакистане», что мне весьма нравилось).
Сообщаю подробности: автор, Эльмира Байразли, — мой друг, и в процессе написания книги мы неоднократно спорили о приводимых ею аргументах. Впервые мы встретились, когда она работала на некоммерческую организацию Endeavour, которая оказывает поддержку так называемым «предпринимателям высокой эффективности» из развивающихся стран и создает что-то вроде сети консультантов и наставников для предпринимателей, которых в Кремниевой долине принимают как должное, а в остальном мире их как будто и вовсе не существует. Свидетельством успешности этой организации за границей является тот факт, что недавно она уступила требованиям предоставлять свои услуги и дома, в Америке. (Линда Роттенберг, со-учредитель компании, является автором популярного руководства для предпринимателей под названием «Сумасшедший — это комплимент: сила движения против течения», Crazy is a Compliment: The Power of Zigging When Everyone Else Zags).
Эльмире Байразли удалось собрать цветастую коллекцию персонажей, чтобы проиллюстрировать свой тезис: несмотря на значительные препятствия, предпринимательство берет старт в самых невероятных местах. Например, Булент Келеби, создатель интернет-компании из Турции, который додумался, как создать высокоэффективную бизнес-культуру в стране, где раньше такого не водилось; Шафи Матер, которого уровень коррупции в государственных службах в Мумбае привел в такое отчаяние, что он создал некоммерческую организацию по оказанию неотложной помощи, которая оказывает услуги бесплатно пациентам из бедных семей за счет более высокой платы для богатых клиентов (более справедливая бизнес-модель, которая может стать эффективной в развитых странах, где стремительно растет неравенство); Яна Яковлева, чьи должностные обязанности включают в себя борьбу за обеспечение законности, поскольку ее компания была создана в России во времена правления Владимира Путина.
Hанее в этом году я совершенно случайно натолкнулся в аэропорту на Тайо Овису, предпринимателя из Нигерии, чья история описывается в книге. Я был очарован его историями о создании Paga, компании, которая осуществляет проведение платежей через мобильные телефоны в Нигерии, стране с зачатками банковского обслуживания для физических лиц, которое в развитых странах уже стало обычным делом. (В следующем месяце Овису выступит с докладом на конференции журнала The Economist по финансовым технологиям «Долина выходит в народ», где будет освещать вопрос, смогут ли новые финансовые методы в развивающихся странах сделать рывок вперед и опередить достижения богатых стран, таких как Америка).
Как отмечает Эльмира Байразли, существует семь регулярно возникающих препятствий, с которыми сталкиваются предприниматели в развивающихся странах: недостаток квалифицированного персонала и руководства, бедная инфраструктура, недостаток пространства для сотрудничества, монополии, коррупция, слабое правовое государство и сопротивление статус кво. Но, как уверена автор, с разной степенью успешности, но неумолимо эти препятствия преодолеваются.
Компании расширяют свой охват по всему миру, и, во многом, глобализация – именно тот процесс, который позволяет это реализовать: на уровне идей — делая мировыми знаковыми брэндами самых успешных предпринимателей Кремниевой долины, а на практике — предоставляя предпринимателям из самых отдаленных мест планеты доступ к гораздо более обширному рынку за пределами их национальных границ. Помимо этого, увеличивается число предпринимателей, которые приобрели навыки в Кремниевой долине, а теперь отправляются домой попытать счастья там.
Самой яркой иллюстрацией этого тезиса служит история предпринимателя из Китая, особенно когда позиции его фирмы укрепились еще больше после написания книги. Если вам еще не доводилось слышать о человеке по имени Лэй Цзюнь и основанной им компании Xiaomi (китайский брэнд смартфонов и других высокотехнологичных устройств), вы вскоре услышите, учитывая, что они оказались серьезными соперниками для Apple и Samsung, особенно на бурно растущих рынках в развивающихся странах.
Что же касается вопроса, какая из стран, где побывала Эльмира Байразли, пока писала свою книгу, обещает раньше всех превратиться в генератор новых предпринимательских идей, ее выбор пал на Мексику, поскольку именно там наиболее успешно и всесторонне преодолеваются указанные семь препятствий. Так что намотай это себе на ус, Дональд Трамп!
Насколько трагична для Кремниевой долины потеря позиции мирового господства? По справедливому мнению Эльмиры Байразли, может, и вовсе нет. Конкуренция поможет всем исправить ошибки и повысить эффективность, а это беспроигрышная ситуация для всех. С другой стороны, предупреждает автор, в Кремниевой долине существует тенденция направлять все внимание на решение проблем богатых людей, в то время как предприниматели в остальном мире более расположены уделять внимание проблемам обычных людей, и, возможно, этот второй вид инновационных решений окажется в долгосрочной перспективе более надежной ставкой.
Книгу закрывает смелое предсказание: «Следующим Стивом Джобсом, великим новатором, станет не представитель Кремниевой долины, а человек из Мексики, Нигерии, Пакистана или даже Турции. Так и есть, следующий Стив Джобс уже живет где-то там». Ну, посмотрим. Кремниевая долина все еще не оскудела талантами и масштабными идеями, которые ждут своего часа. Но если вы сидите на Сэнд Хилл Роуд или в баре в The Battery, пора всерьез задуматься над этой возможностью.
Оригинал этой статьи был опубликован в LinkedIn Pulse
Перевод: Елена Гордишевская