В России каждый десятый профессиональный водитель признает, что хотя бы раз в год ему случается заснуть за рулем. С автолюбителями такое случается реже (один человек из 25), при этом 35% автолюбителей время от времени вынуждены садиться за руль не выспавшимися. Исследования показывают, что сонный водитель опасен не меньше, чем пьяный за рулем. В мире разработано уже несколько технологий для предупреждения «сонных» ДТП — от примитивной «пищалки» за ухом до сложных анализаторов нейронной активности. Созданный в России прибор Stop Sleep может стать оптимальным решением, сочетающим достаточно высокую эффективность и приемлемую цену.
Отследить момент, когда водитель начинает «клевать носом», можно разными способами. Например, основой технологии Eye Tracker являются видеокамеры, которые постоянно следят за глазами шофера. Как только глаза начинают слипаться, система включает вибрацию руля и звуковой сигнал. Недостатки этой технологии — относительно высокая (пока что) стоимость и необходимость профессионального монтажа. Среди дешевых решений в России получил распространение прибор «Антисон» — небольшой «крючок», который крепится за ухом водителя и реагирует на наклон его головы вперед. Однако такое решение не предупреждает засыпание, а лишь пытается разбудить уже провалившегося в сон водителя.
По иному принципу работает устройство Stop Sleep, изобретенное специалистом Института психологии РАН Владимиром Суходоевым. Прибор, внешне напоминающий массивный перстень, надевается на два пальца руки и ведет постоянный мониторинг состояния человека, основанный на измерении проводимости кожи (кожно-гальваническая реакция). Делая 10 замеров каждую секунду, устройство способно моментально определить ослабление реакции, одной из возможных причин которого является сонливость. Форм-фактор «перстня» выбран не случайно: кожа пальцев пронизана большим числом нервных окончаний, поэтому измерить ее электропроводимость проще. К тому же устройство всегда остается на виду у водителя.
Выявив опасность, Stop Sleep издает звуковой сигнал и следит за дальнейшим развитием событий. Если проводимость кожи продолжает снижаться, прибор увеличивает громкость сигнала и начинает вибрировать, а если водитель пришел в себя — прекращает сигнализировать об опасности и возвращается в режим обычного мониторинга. Stop Sleep оснащен разъемом USB, который позволяет не только подзарядить аккумулятор, но и реализовать функцию «черного ящика». Информация о срабатывании сигналов тревоги записывается в память прибора. Подключив его к компьютеру, можно увидеть полный отчет. Руководство крупного автотранспортного предприятия сможет таким образом выявить водителей, которые садятся за руль в полусонном состоянии.
Коммерциализацией изобретения Владимира Суходоева занялся бывший топ-менеджер Александр Левенштейн, вложивший в проект, по его собственному утверждению, 3 млн. рублей. Для продвижения Stop Sleep на рынок Александр и Владимир три года назад создали компанию «ПФС-Диагностика». Денег Левенштейна, к которым добавилось 700 тыс. рублей от других частных инвесторов, хватило на создание прототипа для патентования и выпуска опытной партии. В октябре 2011 года первая серийная партия Stop Sleep была произведена на пензенском заводе «Старт», с которым «ПФС-Диагностика» договорилась о сотрудничестве. Левенштейн обещает, что к апрелю 2012 года на российский рынок поступит не менее 50 тыс. устройств, которые в рознице стоят по 3900 рублей.
В стратегии продвижения Stop Sleep упор сделан на развитие дилерской сети. У компании уже есть дилеры в Москве, Санкт-Петербурге, на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Нижегородской области, Татарстане, в ряде регионов Центральной России, а также за рубежом — в странах СНГ, в Европе и Израиле. Александр Левенштейн оценивает объем инвестиций, необходимый для развития продаж, в $5 млн. и готов предложить инвестору 40% в капитале компании. Но пока, по его словам, все предложения поступают только от желающих купить контрольный пакет.
Электроды,
контактирующие с кожей пальцев водителя, позволяют измерить ее проводимость. Чем она ниже, тем более ослаблена реакция.
Если водитель потерял бдительность, прибор сигнализирует об опасности звуковым сигралом, миганием светодиода и вибрацией.
Текст: Елена Краузова
Фото: Stop Sleep