Почти каждый десятый предприниматель в Черногории — россиянин. Понять мигрантов легко: кроме солнца и моря бизнесменов ждут низкие налоги, отсутствие сложностей с получением визы и простая процедура регистрации фирмы. Черногория заметно опережает Россию по легкости ведения бизнеса (страны занимают соответственно 56-е и 120-е места в рэнкинге Doing Business 2012). Корреспондент «Своего Бизнеса» Дмитрий Кристофор пообщался с несколькими предпринимателями, покинувшими Россию, чтобы начать новую жизнь в Черногории, и узнал, сбылись ли их мечты.
Светлана Прокофьева приехала с мужем и детьми в Черногорию из Москвы в начале 2008 года. Семья поселилась в Будве — крупнейшем курортном городе страны. Почти сразу Прокофьева открыла свой первый бизнес: в то время все предложения по аренде автомобилей ограничивались экономичными малолитражками, привычными для европейцев. А вот взять напрокат большой внедорожник, в котором русский турист чувствует себя наиболее комфортно и уверенно, было негде. Эту пустовавшую нишу Светлана и решила заполнить. Она нашла партнера, вместе с которым открыла контору по аренде машин. Число клиентов росло, количество трудностей тоже: скоро у Светланы не стало хватать времени ни на что, кроме бизнеса. «Я отводила детей на пляж, но поиграть с ними было некогда — я постоянно висела на телефоне, выясняя, сдали клиенты машину или нет. Часто разрешить проблемы по телефону не удавалось — приходилось сдавать детей няне, переодеваться и ехать в офис, — рассказывает Светлана. — Со временем сервис стал одним из самых известных в стране. Если кто-то узнавал, что я директор My Rent A Car, мне уважительно жали руку».
В кризис 2008-2009 годов туристов в cтрану стало приезжать меньше, а постоянные клиенты Светланы вместо прожорливых внедорожников начали брать более экономичные машины. Не договорившись с партнером, как выходить из кризиса, Прокофьева вышла из бизнеса. После чего открыла новое дело — салон красоты, нацеленный опять же на русских клиентов. Прокофьева нашла русскоговорящий персонал, дала рекламу в СМИ, разместила баннеры на улицах города — и в салон потянулись клиенты со всех уголков страны.
Полтора года назад Светлана задумалась над новым бизнес-проектом. «Я вдруг осознала, что кризис подкосил немногие русскоязычные печатные издания, а русскоязычного телевидения в стране нет, в отличие от Германии и США». И, когда на продажу выставили действующую радиостанцию, Прокофьева решила приобрести частоту — ради этого ей пришлось срочно продать жилье в Москве. Дальнейшие платежи за лицензию, выданную на десять лет, составили около 10 тыс. евро в год.
Бизнес-леди заключила контракт с «Русским радио», и в августе 2011 года вещание стартовало. С появлением радиостанции у Светланы не осталось времени на управление салоном красоты, и она его продала, получив хорошую прибыль. Программы «Русского радио» Прокофьева решила разбавлять продуктами собственного производства, но столкнулась с кадровой проблемой: местные радийщики не говорили по-русски, а русскоговорящих профессионалов, живущих в Черногории, найти не удалось. Однако проблема решилась быстро: достаточно было разместить объявление в интернете, как подходящие претенденты сразу нашлись, причем некоторые россияне были готовы работать почти бесплатно — ради возможности жить в Черногории. А вот другую трудность преодолеть не удалось до сих пор: в стране разрешено вещание только на черногорском, хорватском или македонском языках. «Когда Черногория отделилась от Сербии, вещание разрешили только на этих языках, чтобы ограничить употребление сербского. Но «отрезанными» оказались и английский, немецкий, русский», — комментирует Светлана. Пока местные законодатели рассматривают поправки к закону, радиостанция вынуждена разбавлять русскоязычные программы новостями на черногорском языке.
Меньше чем через год Светлана отказалась от услуг «Русского радио», выбрала похожее название «Русское радио Море» (по-видимому, чтобы не потерять постоянных слушателей) и стала создавать программы своими силами. Под этим же брэндом она планирует заниматься организацией концертов российских эстрадных исполнителей в Черногории. Пока радио не окупило первоначальные вложения, но уже не является убыточным и приносит стабильный доход.
Предприниматели, начавшие свое дело в Черногории, уверяют, что это просто. «Получить разрешение на работу и годовую визу можно за полдня. Зарегистрировать предприятие также несложно. После открытия дела никто не мешает — ни инспекции, ни конкуренты», — комментирует Константин Скорняков, переехавший в Черногорию в 2007 году. Он, в отличие от Прокофьевой, видит своими клиентами не приезжих из России, а местных жителей.
Правда, построить успешный бизнес Константину удалось не сразу: сначала он открыл агентство недвижимости, которое быстро прогорело. Объяснить этот феномен Скорняков не может до сих пор: «Когда я предлагал неплохие варианты по сравнительно низким ценам, люди почему-то уходили к проходимцам и покупали у них бросовое жилье, да еще и с проблемными документами. Вероятно, я не научился обманывать и говорить то, что хочет услышать покупатель».
Предприниматель решил сменить отрасль и сейчас поставляет из Китая системы отопления, кондиционирования и обогрева воды, работающие на солнечной энергии. Целевая аудитория открытой им компании Solariа — от пенсионеров, живущих в горах, до владельцев вилл класса «люкс» на побережье, а сами устройства стоят от 450 евро до 47 тыс. евро. В штате Solariа работает четыре постоянных сотрудника и еще столько же — на аутсорсинге. Традиционная реклама в случае с Solaria не дала результата. «Продажи стали расти только тогда, когда я начал общаться с людьми на выставках, ездить по деревням, когда соседи стали рассказывать друг другу, как хорошо наши системы работают», — признается предприниматель.
За первый год оборот компании составил всего 30 тыс. евро, через три года достиг 120 тыс. евро, а сейчас, на четвертый год, Константин планирует довести оборот до 200 тыс. евро. «Я установил около 300 систем. Только на побережье — около 50 тыс. домостроений, из них моими потенциальными клиентами являются 80%», — уверен предприниматель. Также Скорняков продает импортированное из Китая оборудование в соседние Албанию и Косово.
Продукция, которую предлагает Solaria, не уникальна на черногорском рынке: около 15 фирм оказывают аналогичные услуги. Но конкуренция, по словам Константина Скорнякова, не такая, к какой привыкли россияне: «Рынок очень маленький, поэтому многие компании узко специализированы. На днях я получил письмо от прямого конкурента, он предложил скооперироваться и совместно участвовать в тендере». О «бархатной» конкуренции рассказывает и Светлана Прокофьева, уверяя, что в пик сезона работы хватает на всех.
Помимо торговли Константин зарабатывает на жизнь консалтингом — помогает российским предпринимателям открывать бизнес в Черногории. Чтобы создать репутацию гуру, он даже написал книгу «Как создать бизнес в Черногории: руководство для русских предпринимателей», которая бесплатно распространяется в электронном виде. В ней Скорняков предупреждает, что гостеприимство черногорцев обманчиво: «Как бы ни располагали к себе местные жители с первого взгляда, вы — как иностранец — для них не более чем Буратино с пятью золотыми за щекой. Увидев в вас «богатого русского», они могут поднять цены на товары или услуги в несколько раз. Обмануть русского, итальянца, немца, американца считается особым шиком. Черногорец будет гордиться, что в этой конкретной сделке он показал себя умнее, изворотливее иностранца и доказал, что он, необразованный, обвел вокруг пальца чванливого приезжего».
Скорняков считает, что не нужно питать иллюзий и по поводу местных сотрудников — требовать от них высокой производительности труда бессмысленно: «Вы должны осознать, что здесь люди живут по средиземноморским обычаям. Даже если вы будете работать в темпе 30-50% от московского, вас все равно будут здесь считать метеором». Тем не менее он уверен, что бизнесменам есть за чем ехать в Черногорию. В этой стране, с недавних пор являющейся членом ВТО, одна из самых низких в мире ставок налога на прибыль организаций — 9% — и такая же ставка подоходного налога. НДС в Черногории ниже, чем в среднем в ЕС, — 17%, а согласно недавним поправкам в налоговое законодательство — 7% для гостиничного бизнеса, частной медицины, коммунальных сервисов, транспорта, сферы образования, учреждений культуры и искусства.
Предприимчивым мигрантам Константин Скорняков рекомендует инвестировать в туризм, разумеется, учитывая при этом его сезонность. До распада Югославии высокий сезон длился почти полгода: жители севера некогда единой страны ехали отдыхать на море уже в середине мая. Потом это стало для них слишком дорого, сказалось введение евро и хлынувший поток туристов из России. Сейчас высокий сезон сократился до двух пиковых месяцев — июля и августа. При переезде нужно учитывать и специфику регионов. Скорняков отмечает, что Черногория условно поделена на национальные туристические зоны: в Ульциньской ривьере отдыхают преимущественно немцы, в Бока-Которской бухте остальные западноевропейцы и скандинавы, Будванскую ривьеру облюбовали россияне.
Светлана Прокофьева рекомендует обратить внимание на строительную отрасль. «Влияние кризиса сходит на нет, российские покупатели недвижимости вновь потянулись в Черногорию», — уверяет Светлана. Она отмечает, что среди клиентов черногорских риэлторов есть немало российских звезд кино и шоу-бизнеса. Это, по ее мнению, один из показателей перспективности рынка.
Как считает Прокофьева, многие при переезде в Черногорию ориентируются на покупку готового бизнеса. У Скорнякова создалось другое впечатление: он уверен, что часто из России прибывают люди не для того, чтобы работать, а чтобы отдыхать — как в отпуск, в котором к тому же можно разбогатеть. «Просят дать им работу, чтобы ничего не делать и хорошо зарабатывать. Черногория — страна, в которой человек попадает в такие условия, когда он сам себе должен создать работу и занять свободное время. К сожалению, не знаю ни одного крупного успешного инвестиционного проекта, осуществленного россиянами», — говорит Константин.
Как открыть фирму в Черногории
Самая популярная организационно-правовая форма бизнеса в Черногории — ДОО, аналог нашего ООО. Виды деятельности не ограничиваются ничем, за исключением отраслей, на которые распространяется государственная монополия (например, добыча полезных ископаемых).
- Первый шаг регистрации — заверение в Основном суде трех экземпляров учредительного договора. Один из них передается в Привредный суд, к нему прилагаются заверенные в Основном суде ксерокопии паспортов учредителей и директора. Одновременно необходимо оплатить регистрационные пошлины. Затем выдается Подтверждение о регистрации фирмы с регистрационным номером предприятия. Через несколько дней в Служебном листе Республики Черногория (консолидированный государственный реестр, носящий в данном случае функции, аналогичные российскому ЕГРЮЛ) появляется запись о вновь созданной компании. Затем изготовляется печать (стоимость около 30 евро).
- Следующий этап — внесение данных о фирме в Завод о статистике. После этого открывается расчетный счет в банке. На счет нужно будет положить сумму, эквивалентную уставному капиталу (от 1 евро). После этого все полученные документы доставляются в налоговую инспекцию. Через 3-4 дня фирма будет поставлена на учет. Средний срок регистрации фирмы — в пределах 10 рабочих дней. Средний объем расходов (большую часть из которых составляют пошлины и заверение копий документов) — 350 евро.
Текст: Дмитрий Кристофор