Оренбургский предприниматель Сергей Кондрашов четвертый год развивает онлайн-сервис для самостоятельного изучения китайского языка Laoshi.ru, но до сих пор не смог сформировать портрет пользователя. «Кто-то учит китайский, потому что хочет прочитать в оригинале «Дао Дэ Дзинь», кто-то планирует путешествие по Китаю, а кому-то психолог посоветовал чертить иероглифы для снятия стресса. Поэтому мы «бьём дробью» по рынку», — говорит Кондрашов.
Первый бизнес-проект Сергея Кондрашова был связан с Китаем. Окончив университет в родном Оренбурге, он принял предложение своего одногруппника создать сервис для заказа товаров из китайского интернет-магазина Taobao.com. «Мы тогда были единственной компанией на этом рынке, — вспоминает Сергей. — Работали официально, предоставляли все документы и т.д. Но клиенты этого не ценили, они готовы были рисковать своими деньгами, заказывая товары через частных лиц, лишь бы немного сэкономить». Бизнес просуществовал полтора года, после чего основатели окончательно в разочаровались в выбранной бизнес-модели.
«В 2011 году я поехал в Шанхай на полгода, — продолжает свой рассказ Кондрашов. — Цели особой не было, хотел развеяться. Я изучал китайский язык на курсах в университете и одновременно ездил по заводам-фабрикам, искал, чем можно заняться». Одно время он работал в штате сотового оператора в Шанхае, где его обязанности сводились к тому, чтобы находиться на рабочем месте и учить китайский. Начальник таким образом поднимал свой престиж — еще бы, ведь у него работает европеец! Подобным образом наш герой работал «американцем» в шанхайском филиале Университета Арканзаса — ездил с ректором по школам и предлагал директорам сотрудничество. А еще успел сняться в нескольких фильмах, преимущественно исторических сериалах.
Вернувшись домой, Сергей все еще не знал, чем заниматься дальше, поэтому подрабатывал, где придется. А потом решил поучить кого-нибудь китайскому языку, чтобы самому его не забыть. «Развесил объявления — и понеслось! — говорит Кондрашов. — Желающих было так много, что я решился на открытие своей школы китайского языка в Оренбурге. Спустя год, в 2012-м, ученики начали агитировать меня организовать обучение через интернет. Кто-то не мог больше заниматься из-за работы, кто-то жил в другом городе и не мог посещать занятия. Затем в игру вступил купонный сервис Biglion. Буквально каждые две недели мне предлагали сделать акцию на их сервисе. Но обычная школа их не интересовала, они просили какие-то онлайн-курсы, которые можно тиражировать на всю страну. Так в декабре 2012 года родилась идея Laoshi».
Cервис ориентирован на желающих самостоятельно изучать китайский язык. Как отмечает основатель, большинство языковых сервисов делают акцент на пополнении словарного запаса. Laoshi же предлагает вдобавок к словам учить грамматику, студенты выполняют упражнения и знакомятся с культурой, традициями и историей Китая.
Начав активно работать над проектом в апреле 2013 года, Кондрашов летом того же года поехал на два месяца в Шанхай. Там он нашел университетского профессора, который согласился составлять онлайн-уроки. «За два месяца упорной работы мы с ним сделали то, с чем запустились в декабре 2013 года. Там же, в Шанхае, мы сделали нашу первую озвучку всех уроков, — говорит Сергей. — У меня не было абсолютно никакого опыта работы в IT. Было только упорное желание сделать то, что задумал. Поэтому запуск проекта занял так много времени, я допустил много ошибок и потерял часть вложенных денег. Первая ошибка — неудачный наем исполнителей. Сначала была проблема с дизайнером, потом с методистом. А деньги я тратил не думая, в том числе делал вещи, которые к продукту мало относились. Например, заказал производство рекламного видеоролика, который оказался бесполезным».
По мнению основателя, у Laoshi нет прямых конкурентов: «На российском рынке работает международный «языковой супермаркет» busuu.com, но там нет комплексного изучения языка. Есть ресурсы, предлагающие обучение по скайпу, но это совсем иная ценовая категория. Также есть множество сайтов, которые позиционируют себя как обучающие, но они «заточены» под SEO и контекстную рекламу, на них нет уроков, а есть лишь справочная информация. Наше преимущество в том, что мы предлагаем самостоятельно изучать на нашем сервисе полный комплекс языка — кроме разговорного. На Laoshi вы заучиваете новые слова, пишете их в наших прописях, читаете и переводите тексты, изучаете грамматику и выполняете интерактивные упражнения. Также к каждому уроку можно скачать материалы в форматах pdf и mp3».
Разработкой учебных материалов занимаются четыре человека: это тандем из двух преподавателей (китайца и русского; последний является автором нескольких учебников китайского языка), контент-менеджер и контролер качества, тестирующий уроки и проверяющий их на наличие ошибок и неточностей. «Только сейчас мы начали понимать, что создали свой собственный онлайн-учебник китайского языка, который выгодно отличается от традиционных бумажных учебников», — замечает Кондрашов.
Год обучения на Laoshi стоит 3000 рублей. «Урок по скайпу или с репетитором стоит 600 рублей, — рассуждает Сергей. — То есть за 3000 рублей вы прозанимаетесь 5 часов. За это время не успеете даже привыкнуть к произношению. Конечно, можно заниматься самостоятельно по учебнику. Учебник стоит до 1000 рублей. Но наш сервис намного удобнее учебника. У нас есть озвучка всех текстов и новых слов. В учебниках она часто тоже есть, но файлы озвучки лежат где-то на диске. Упражнения у нас проверяются сразу, а в учебнике в лучшем случае вы посмотрите ответы. Ведется статистика — вы всегда знаете количество выученных вами слов и свою среднюю оценку по урокам.
В марте 2014 года проект получил дальнейшее развитие в офлайне. К тому моменту Сергей Кондрашов являлся резидентом бизнес-инкубатора ИТ-парка в Набережных Челнах. «Жил в этом городе год, деньги на проект заканчивались, и я решил открыть школу китайского языка в Челнах», — объясняет Сергей. Это начинание оказалось успешным, и с сентября 2014 года новые школы открылись в Казани, Уфе и Воронеже. В каждом городе — местные преподаватели, в каждой школе есть человек, ответственный за развитие. Программа и методика обучения — собственные. В качестве бонуса ученики получают доступ к сайте Laoshi, что позволяет им заниматься дополнительно дома или «нагонять» программу в случае пропуска занятий.
Сочетание онлайна и офлайна оказалось удачной стратегией, поскольку пользователи сайта могут стать клиентами школы в случае, если решат заниматься с преподавателем. В обратную сторону конверсия тоже работает: если кому-то приходится покинуть курсы, он может продолжать занятия в онлайне самостоятельно. В любом случае сохраняется лояльность к брэнду Laoshi. «У других школ китайского языка нет такого потока учеников, как у нас», — уверяет Кондрашов. Управляет своими школами он удаленно, и пока, по его словам, обходится без проблем. В мае этого года начнется продажа франшизы школ.
Офлайн-школы пока что генерируют большую часть выручки и позволяют финансировать развитие интернет-сервиса. На инвесторов Сергей не рассчитывает. «Я привлек в проект небольшие внешние инвестиции, о чем сейчас жалею. Те деньги, которые я привлек, я мог бы сам заработать, если бы в то время не попал под влияние мантры «стартап, инвестиции, миллиардный бизнес». Своих денег я вложил около 1,5 млн. рублей. Был транш на 500 тыс. рублей от частного инвестора. Также я прошёл половину акселерационной программы в Фонде развития интернет-инициатив, получив 700 тыс. рублей».
На дизайн и разработку ушло порядка 500 тыс. рублей. Примерно столько же было вложено в производство контента. На маркетинг потратили около 300 тыс. рублей. «Остальное кануло непонятно куда», — улыбается Кондрашов. Что касается отношений с инвесторами, он жалеет не о том, что размыл свою долю, а о том, что попал в зависимость: «Чтобы изменить устав или юридический адрес, нужно собрать всех совладельцев, — говорит предприниматель. — Когда ты один владеешь компанией — ты ее полновластный хозяин. А если отдал хотя бы 3%, то уже ощущаешь себя наемным работником, который обязан отчитываться. Новые инвестиции я ни в коем случае не хочу привлекать».
На сайте Laoshi.ru сейчас зарегистрировано 15 тыс. пользователей, из которых 1500 платят за уроки. «У нас очень хорошо работает «органика» (бесплатный трафик с поисковых систем — прим.ред.). Также привлекаем пользователей через социальные сети и нестандартные инструменты. Например, у нас на сайте есть автоматический сервис по переводу имен на китайский язык, который притягивает трафик», — объясняет Кондрашов.
В данный момент основатель Laoshi находится в Китае, где занимается разработкой двух новых продуктов — учебного курса для детей, а также курса подготовки к экзамену на знание китайского языка HSK. «Сейчас мы работаем только на русском языке, поэтому круг потенциальных пользователей сильно ограничен. Выход на англоязычный рынок — следующая ступень развития Laoshi. Наша методика сильно отличается от того, что доступно на Западе, и мы видим для себя там хорошие перспективы», — говорит Сергей.
Сергей Кондрашов
28 лет
Родился в Оренбурге. Окончил в Оренбургский государственный университет по специальности «Антикризисное управление» и колледж в Дании по специальности «Маркетинг менеджмент». Основатель и главный акционер интернет-сервиса изучения китайского языка Laoshi и одноименной сети офлайновых школ в городах Поволжья.