Чешский стартап CleverMaps развивает технологию, которую основатели без лишней скромности называют «Google Analytics для офлайн-бизнеса». Параллели действительно есть. Оценивая интернет-проект, мы изучаем трафик, его источники, социально-демографические показатели аудитории, конверсию и т.п. CleverMaps оценивает не сайты, а землю — с точки зрения того, насколько выгодно на этой земле построить магазин, автозаправку, отделение банка и т.п. Анализ автоматизирован и учитывает множество параметров. Потенциал для роста бизнеса в определенном месте оценивается с учетом конкуренции, местных жителей, транспортной инфраструктуры и т.д. Подобный анализ, но по другим параметрам, производится для инвесторов, фермеров, дорожников и даже для государства. Компания, основанная летом 2013 года, закончила 2014 год с оборотом 70 млн крон (около 2,5 млн евро). Корреспондент «Своего Бизнеса» Андрей Скрипкин пообщался с основателями CleverMaps и узнал, на чем они заработали миллионы.
Ондржей Томас и Ян Сиротек, два чеха, имевшие опыт в геоинформатике, увидели большой потенциал в «аналитической картографии» и запустили CleverMaps при поддержке словенской фирмы Sinergise, занимавшейся разработкой системы для регулирования дотаций сельхозпроизводителям.
Пока CleverMaps сосредоточена в основном на европейском рынке, при этом компания уже успела реализовать проекты в Африке и видит возможность для развития в Америке. Но вот локализация сервиса в России вызывает трудности: очень много закрытых данных, реестров и статистик, без которых сервис не может функционировать.
CleverAnalytics
Сервис CleverAnalytics позволяет анализировать демографические, экономические, транспортные и другие факторы, чтобы выяснить какой есть потенциал у той или иной отрасли в данном районе города, и каких максимальных значений может достичь предприниматель.
«Такой анализ мы делаем для банков, сетей заправочный станций, сетей супермаркетов, страховых компаний и т.д., — говорит Ондржей. — Например, мы работаем для клиента A, у него есть конкуренты B,C,D. Наш клиент предоставляет нам точные сведения о своей фирме. На основании сведений о доле рынка нашего клиента мы экстраполируем доли рынка конкурентов с учетом данных о местных жителях и о тех, кто бывает в этой конкретной области. Используются, например данные об интенсивности дорожного движения. Мы всегда высчитываем максимальный потенциал рынка в той области, которая интересует нашего клиента, а потом разбиваем рынок на доли клиента и его конкурентов».
Ян Сиротек добавляет: «На сегодняшний день у каждого предпринимателя огромное количество разной информации о своей фирме, но мало кто умеет эффективно обращаться с этими цифрами и обращать внимание на то, что действительно важно. Карта очень хорошо подходит для наглядной демонстрации необходимых цифр и статистических данных, это целая наука и вместе с тем возможность для заработка. На картах можно увидеть зависимость разных факторов друг от друга, что в любом другом случае не удалось бы выявить».
Вот конкретный пример: один из ключевых клиентов CleverMaps — сеть магазинов бытовой химии Teta (757 розничных точек). Директор по маркетингу Teta говорит, что раньше у него были только таблицы с цифрами, просто данные о том кто, где, когда и почем купил товары в магазинах Teta, а теперь он на карте может увидеть закономерности, которые не получилось бы выудить из таблиц. Скажем, когда открывали новый магазин в Оломоуце (город на востоке Чехии), все местные франчайзи стали паниковать, но в результате оказалось, что паника была необоснована. Дело в том, что доля Teta на рынке бытовой химии в Оломоуце была еще слишком мала и, следовательно, был потенциал для роста. Это стало понятно и из первой карты продаж и из второй, более сложной, где использовались данные карт лояльности Teta: стало ясно, что в новый магазин в основном ездят новые клиенты.
В будущем предполагается создать из CleverAnalytics глобальный продукт при помощи сети партнеров, которые будут продавать лицензии по всему миру.
CleverFarm
Это приложение для фермеров, которое анализирует информацию с оцифрованных карт полей. Благодаря этому можно выяснить какая площадь засеяна, чем именно, какова удаленность от водоемов и т.д.
Оцифровка помогает поддерживать в порядке документацию по аренде участков – видно поле, видно границы владений разных арендодателей: в Европе фермеры, как правило, берут землю в аренду и количество арендодателей может доходить до сотни и даже тысячи. Контролировать договора об аренде при таком объеме очень тяжело (как правило на ферме работают несколько человек), приложение оповещает, когда нужно обновить договор, оповещает об изменениях в кадастре, если кто-то из владельцев земли продал свой участок.
Большинство сельхозпроизводителей в Европе живут за счет дотаций, а для их получения необходимо соблюдать множество требований, в случае нарушений фермеру грозит штраф, или полное лишение дотаций. Все упомнить очень тяжело, а приложение подскажет, что, когда, где делать нельзя, и напомнит о том, что сделать необходимо.
Новая функция, которая еще не пользуется особым спросом, в связи с консервативным подходом фермеров — синхронизация данных с GPS-навигаторов, установленных в сельскохозяйственной технике. Загружая эти данные в приложение, можно составлять статистику по расходу топлива, семян, химикатов, удобрений и т.д. Кроме того это помогает оптимизировать траекторию работы на технике, что позволяет избежать нахлестов при засевании или обработке химикатами: «Кажется, что это экономия на спичках, — говорит Ондржей, — но если разобраться, здесь можно сэкономить процент, там полпроцента, а по результатам сезона экономия может составить до 20%».
CleverAssets
Приложение для инвесторов, которые ищут, где можно приобрести сельхозземли — это сейчас хит среди инвесторов в Чехии. CleverMaps работает в качестве посредника, а карты сельхоз земель на продажу — это инструмент для инвесторов.
При анализе данных из кадастра и из системы регулирования сельхоздотаций результатом являются тысячи контактов, с которыми стоило бы связаться по поводу приобретения земли.
CleverRoads
Это приложение для организаций и компаний обслуживающих дорожно-транспортную сеть. Оно анализирует данные о качестве дорожного покрытия (ямы, шероховатость, толщина покрытия), состояние разметки, в случае расширения транспортной сети позволяет частично автоматизировать процесс оформления документации на земельные участки, через которые должна пройти новая дорога.
Приложение анализирует состояние дороги и оценивает его: дорога первой категории, второй, и т.д. И через сколько, например, дорога второй категории превратится в дорогу третьей категории. Чаще всего этим приложением пользуются для актуализации данных о необходимости проведения ремонта, но и для строительства новых дорог это приложение весьма полезно: так же как и в случае с фермерами, дорога может пролегать через земельные участки тысяч граждан и с каждым необходимо оформлять договор.
Помимо прочего, благодаря работе с приложением удается сэкономить многие часы работы с кадастральными планами и десятками госорганизаций, для выяснения прав на землю.
С помощью приложения можно оптимизировать необходимые работы, как с экономической точки зрения, так и с временной. Можно настраивать определенный план, приложение будет делать напоминания, тем самым помогая не выбиться их графика и все успеть.
В настоящий момент у компании около 100 клиентов и 30 сотрудников. Клиенты оплачивают лицензии и услуги по консалтингу, который включает рекомендации по сбору данных для анализа. Стоимость базовой лицензии составляет 500 евро в месяц. Большая часть выручки генерируется за счет крупных заказчиков. Например, CleverMaps оцифровывает для французского Минсельхоза карты сельскохозяйственных земель с целью автоматизации процесса вычисления дотаций. Сумма одного этого заказа — 1 млн евро. Проекты CleverRoads и CleverFarm уже стали полностью прибыльными, а CleverAnalytics пока убыточный, но к концу 2015 года должен выйти на самоокупаемость.