Николай Додонов
Бизнес-тренер, разработчик авторских тренингов и семинаров по тайм-менеджменту и управлению привычками для топ-менеджеров. Специалист по личной эффективности руководителя. Автор книги «АнтиТайм-менеджмент». Владелец и руководитель торговой компании «ЕТ-Россия» (компоненты для фрезерных станков). Основатель сервиса для учета личных финансов FastBudget.
Обычно мы получаем то, чего меньше всего ожидаем. Согласны? Мне кажется, подобные обобщения всегда сомнительны. Есть ли доказательства? А статистика? Эту фразу часто приводят в качестве аргумента в споре, но доказать ее мне никто так и не смог.
С другой стороны, есть не менее известная и даже, пожалуй, более популярная теория: мы получаем то, чего действительно хотим. В результате у нас противоречие. Предположим, что эти утверждения стали результатом наблюдений многих поколений (как, например, приметы). Что это за наблюдения?
Первое наблюдение: тот, кто действительно чего-то хочет, будет пытаться снова и снова.
Многие истории успеха построены именно по такому принципу: «он пять раз становился банкротом, но не сдался и в итоге построил большую успешную компанию». Это здорово, это правда вдохновляет. Но почему никто не напишет историю тех, кто банкротился шесть, семь, десять раз, и в итоге так и не добился успеха?
Второе наблюдение: тот, кто действительно чего-то хочет, всегда стремится сделать все идеально.
Здесь остановимся подробнее. Когда мы по-настоящему чего-то хотим, то не даем себе права на ошибку. Мы не можем даже представить себе ситуацию, в которой цель не достигнута. Мы начинаем зависеть от нашего желания и поэтому плохо планируем свои действия.
Представим, что моя компетенция как предпринимателя равна 10%. То есть вероятность успеха — один к десяти. И это если я хочу построить любой бизнес, который смогу. Если же я хочу основать определенный бизнес, то шансы на успех стремительно снижаются.
Это напоминает Колумба, страстно желавшего найти путь в Индию через Атлантический океан. Возможность, безусловно, есть. Вот только в реальности он открыл Америку. То есть предположение было верным, но на результат влияет такое огромное количество неизвестных нам факторов, что мы просто не в состоянии их учесть.
На это можно возразить, что история знает множество людей, которые в точности добивались желаемого, потому что с самого начала знали, куда идти. Однако на это уже ответил известный философ и экономист Нассим Николас Талеб, назвав это явление «ошибкой выживания». Мы делаем выводы только по тем, кто «выжил», то есть дошел до конца пути, достиг успеха. При этом совершенно забываем о тех, кто ничего не добился, следуя той же стратегии. А таких, как правило, большинство.
В итоге у нас вновь противоречие. Мы не можем куда-либо двигаться без точного видения цели. Но при этом шансы, что она будет в точности достигнута, невелики.
Проблема в том, что человек, сильно желающий достигнуть определенной цели, не допускает и мысли о провале. Все свои планы он строит из предположения, что успех обязательно придет. И хотя он осознает, что это не так, работу строит из абсолютной убежденности в собственной победе.
Он готовится, составляет стратегию, прописывает план, назначает ответственных, предполагая совершенно конкретный успех. Вероятность которого тем меньше, чем масштабнее проект. Поэтому никто не будет удивлен, когда он потерпит неудачу. А кто-нибудь обязательно добавит, что «он провалился, потому что слишком этого хотел».
Столь желанная цель, как ни парадоксально, мешает своему же достижению. Почему?
Представьте, что все наши мнения, точки зрения и убеждения – живые существа. Они борются за свое выживание любыми способами. Будучи в чем-то совершенно уверенными, мы отвергаем любую информацию, опровергающую нашу позицию или начинаем отчаянно ее отстаивать.
В качестве яркого примера включите любое ток-шоу, где обсуждают политические темы. Причем интереснее смотреть не на профессиональных политиков, а на тех, кто просто решил высказать свою точку зрения, заглянув в студию после работы. Обычно именно они начинают самые яростные споры.
А наша цель – это совершенно конкретная точка зрения или картина мира, которая по сути мало чем отличается от политической позиции. У нашего убеждения также есть доказательства и аргументы для защиты.
И когда столь значимая для нас цель появляется, мы на 99% уверены в ее полной достижимости. Оставшийся жалкий 1% даже не берется в расчет. Это чем-то похоже на то, как наше сознание выталкивает неприятные воспоминания. Мы просто игнорируем то возможное будущее, где цель не будет достигнута.
На самом деле мы все стремимся к стабильности. Это заложено в наших генах. Стабильность означает выживание. Мы выстраиваем конкретную и понятную систему (ту самую картину мира), в которой нет места неудачам. Поэтому она расценивается как опасность. Будущее, где возможен провал, равнозначно потери огромной части этой стройной системы. Без подобных сомнений жизнь становится понятнее и стабильнее. А значит, безопаснее и комфортнее.
В реальности это приводит к тому, что, представляя себе конкретное будущее, мы, скорее всего, будем крайне пристрастны. Но интересно то, что в этом случае мы неосознанно считаем достижение нашей амбициозной цели маловероятным. А если мы сомневаемся, то будем действовать так, чтобы создать лишь иллюзию движения, а не реально идти вперед.
И тогда мы попадаем в замкнутый круг. Во-первых, мы не проверяем адекватность своих целей. Сама по себе проверка – уже угроза той самой стабильности. А вдруг мы ошиблись?
Во-вторых, определяя большую цель, мы начинаем прорабатывать каждое действие, заранее тщательно готовимся и стремимся все держать под контролем. А при масштабных целях это невозможно.
В-третьих, мы так хотим сделать все идеально, что стремимся к недостижимому совершенству. Мы завершаем очередную задачу, видим недочеты, все ломаем и переделываем.
К сожалению, все может кончиться тем, что через несколько месяцев (или даже лет) мы превратимся в человека, который «почти закончил». А в худшем случае мы достигнем-таки своей цели, но увидим, что дело всей нашей жизни нерентабельно и вообще никому не интересно.
А вывод на самом деле простой. Когда мы представляем, что именно хотим достигнуть, нужно спросить себя: «для чего я хочу все это получить?». И после того, как ответ найден, сделать два действия:
1) Поискать более простой и прямой путь
2) Найти способ проверить свои предположения, не запуская масштабный проект по достижению цели.
Если предположения удастся проверить, можно действовать. Если нет — стоит подумать над другими целями.