Предприниматели не раз спрашивали меня, почему инвесторы хотят получить финансовый прогноз старатапа еще на том этапе, когда продукт еще не создан и рыночная ниша для него не определена. На такой вопрос я отвечаю, что эти прогнозы должны волновать в первую очередь вас, основателя стартапа, поскольку вы должны представлять себе, что может вырасти из вашей идеи. Вы не должны заниматься проектом с неопределенными перспективами.
У инвесторов нет возможности произвести адекватную оценку нового предприятия, но они могут оценить, насколько здравой является ваша логика, когда вы объясняете, как построили свою проекцию. Вашу логику они могут сопоставить со своим опытом и нормами отрасли.
Если вы — везунчик, который способен обойтись без внешнего инвестора, вам все равно будет полезно прочесть эту статью. Это поможет вам лучше понимать свои риски и установить для себя адекватную планку ожиданий.
1. Финансовый прогноз должен отражать разумную бизнес-стратегию
Недавно я столкнулся со стартапом, основатель которого спрогнозировал выручку $50 млн в первый год. Столько заработать в первый год не удавалось даже Google, поэтому такой план не выглядит слишком реалистичным. Я рекомендую делать пятилетние прогнозы, чтобы показать, как выручка и расходы будут расти постепенно, какие инвестиции потребуются и какая прибыль ожидается.
2. Размер бизнеса должен обеспечивать щедрый возврат инвестиций
Когда я принимаю решение об инвестиции в стартап, для меня желательно, чтобы прогнозируемая выручка через пять лет находилась в диапазоне от $20 млн до $100 млн. Если выручка будет меньше $20 млн, потенциальный возврат на инвестиции невысок. Выручка больше $100 млн у меня ассоциируется с высоким риском либо неадекватными амбициями.
3. Проекция роста должна быть агрессивной, а не консервативной
Наиболее успешные стартапы обычно как минимум удваивают выручку каждый год, так что консервативный прогноз, обещающий рост на 20% в год, не вызовет рукоплесканий. Как правило, инвесторы, которые вкладываются в стартапы с консервативной проекцией роста, через пять лет не получают ощутимой прибыли.
4. Рассчитывайте захватить существенную — но посильную — долю рынка
Порой я вижу проекции, которые представляют крошечную долю рынка, имеющего огромный потенциал, либо наоборот — основатели обещают тотальное доминирование в выбранном сегменте. Ни одна из крайностей не поможет вам заинтересовать инвесторов. Пятилетний прогноз будет выглядеть адекватным, если вы рассчитываете занять не менее 10% целевого рыночного сегмента.
5. Маржинальность должна быть в пределах нормы для вашей отрасли
Для большинства отраслей это означает маржу более 50%. Я то и дело слышу, как основатели уверяют, что они будут конкурентоспособными благодаря тому, что пожертвуют маржинальностью и будут работать усерднее остальных. Они еще не поняли, каковы реальные издержки, связанные с наймом сотрудников и масштабированием бизнеса.
6. Просите у инвестора сумму, которая покроет нехватку кэша
Если в вашем бизнесе ожидается негативный денежный поток $800 тыс. до того момента, как вы выйдете на окупаемость, будет справедливо добавить к этой сумме 20% на «подушку безопасности» и попросить $1 млн на покрытие недостачи. Думая о том, какой объем инвестиций попросить, не забывайте и о том, какую долю в капитале вам придется ради этого отдать.
7. Не отражайте деньги инвесторов в своем бюджете
Деньги инвестора — не ваша выручка, не вздумайте отражать ее в бюджете как статью доходов. Не показывайте инвестору прогноз, в соответствии с которым ваш бизнес будет безубыточным — это означало бы, что вы не нуждаетесь во внешнем финансировании. Инвесторам не нравится, когда вы просите у них деньги на приобретение недвижимости или собираетесь положить полученную сумму на депозит в банке.