Краудфандинг (сrowdfunding), как ясно из перевода с английского, это финансирование толпой, что можно было бы считать полным аналогом понятия «с миру по нитке», если ограничиться только лингвистическим смыслом. Но, являясь таковым формально, краудфандинг фактически представляет собой симбиоз маркетинга и IT – технологий, причем каждая составляющая равноправно входит в этот конгломерат. Отсюда понятно, что современное прикладное осмысление давно известного финансирования «в складчину» могло появиться только благодаря достижению определенного уровня развития каждой из указанных компонент.
Опробованная впервые на практике в США, новая технология инвестирования достаточно быстро была принята и освоена заинтересованными экономическими структурами, причем не только малым бизнесом, но и брендами мирового уровня. Активное распространение открывшихся возможностей краудфандинга как инвестиционной инновации в странах с развитой экономикой позволило за короткий срок (7 – 8 лет) довести объем рынка краудфандинга до 10 млрд. долларов в год.
Робкое начало освоения краудфандинга в России можно датировать 2011 – 2012 годами, когда впервые появилась действующая интернет – площадка и первые проекты узкой направленности в сфере искусства. Говорить о полномасштабном применении краудфандинга в российской экономике, разумеется, еще рано. Однако существующие у нас площадки краудфандинга показывают заметный рост суммарного объема сборов. Так только на одной из площадок сборы в 2014 году дали почти 50 млн. рублей. Сегодня суммарный объем рынка краудфандинга в России оценивается в 150 – 180 млн. руб.
Что мешает нам с большей эффективностью использовать уже опробованный и хорошо работающий на Западе инвестиционный инструмент?
Прежде всего, это недостаточная информированность разномасштабных субъектов экономики, которые могли бы использовать инструментарий краудфандинга в интересах, как собственного развития, так и связанного с ним социального развития общества.
Однако главная проблема видится в когнитивном диссонансе авторов проектов между искренним желанием довести свой проект до конечной цели и невозможностью это осуществить из-за отсутствия не только практики, но и первоначальных знаний о сущности процессинга. Поскольку возможности информационных технологий меняются с большой скоростью, то соответственно с той же скоростью меняются и парадигмы маркетинга, системно связанные в краудфандинге, как мы уже отмечали, в единый алгоритм.
Поэтому общая направленность Международного форума Crowdmap 2015 (crowdall.ru), который пройдет в Москве 23-24 сентября, безусловно, просветительская. Причем следует заметить, что информационная составляющая форума комплектуется таким образ, чтобы слушатели не только отказались от устаревших дефиниций маркетинговых понятий, но и услышали практические рекомендации авторов, имеющих собственный методологический опыт краудфандинга.
Как и любой экономический инструмент, краудфандинг не может быть внедрен ни в сознание субъектов экономии страны, ни в практику, декларативно – революционными методами. Исключительно с позиции a posse ad esse путем сближения интересов всех субъектов процесса, что ставят во главу угла организаторы форума Crowdmap 2015.