Эта статья подготовлена нашим корреспондентом Андреем Скрипкиным в рамках авторского проекта «Вокруг света в поисках предпринимательской мудрости». Первая фаза проекта посвящена предпринимателям Юго-Восточной Азии. Андрей побеседовал с известными в регионе основателями компаний, которые закладывают фундамент будущей экономики.
Марта Тилаар
Получила образование в США, по возвращению в Индонезию решила открыть свое дело: салон красоты в родительском гараже. Сейчас компании Марты Тилаар выпускают косметику и лекарства, изготовленные по традиционным рецептам с использованием местных ингредиентов. Когда Марта начинала свой бизнес, она хотела изменить пристрастия индонезийцев ко всему западному, ей хотелось возродить спрос на традиционные рецепты. Тилаар и ее компания получили огромное количество наград, в 2013 году фирма вошла в топ-50 индонезийских компаний по версии Forbes. Доктор Тилаар также удостаивалась титула предпринимательницы года по версии Enterprise Asia.
Группа компаний Марты Тилаар производит косметику и лекарства на основе индонезийского растительного сырья, а также оказывает консультационные и спа-услуги. Ежегодный доход группы оценивается в $75 млн.
Глобализация захватила нашу планету, унификация вытесняет традиции, зачастую это очень удобно, но теряется душевность и индивидуальность. Доктор Тилаар начала внедрять локальную индонезийскую продукцию в глобальных масштабах, таким образом внося индонезийский колорит в жизни людей по всему миру. В интервью журналу «Свой Бизнес» она поделилась нюансами продвижения своего бренда внутри своей страны и за ее пределами.
Из гаража на международную арену, это просто невероятно, что вас мотивировало к таким свершениям?
Когда я училась в США в Академии культуры красоты в Блумингтоне, я заметила, что нет почти никаких упоминаний о косметических традициях из Индонезии, несмотря на то, что в каждой провинции существует своя уникальная культура использования и производства косметических средств из натуральных ингредиентов. После этого, я пообещала себе исследовать этот вопрос и рассказать всему миру об индонезийских бьюти-традициях. В течении последних 45 лет я упорно традиции местных жителей в разных провинциях и преподношу в формате, способном удовлетворить современных потребителей по всему миру.
Когда я вернулась из Соединенных Штатов в 1970 году, мне хотелось использовать свои знания о красоте, поэтому я сразу же отрыла салон красоты в нашем гараже. Это стало моей главной страстью, и дало надежду индонезийским женщинам использовать косметику, изготовленную из природных ингредиентов на основе местной мудрости и старинных знаний с использованием инноваций, науки и современных технологий. Многие отрицательно восприняли получившийся продукт, когда узнали, что я черпала знания у местных знахарей и шаманов о том, как использовать травы для ухода за телом. Такое восприятие у покупателей меня очень расстроило, но вместе с тем заставило трудится еще усерднее.
Несколько лет назад профессор Джордж Ритцер из Мэриленда сказал, что глобализация ведет к опустошению из-за слияния и унификации, что приводит к истреблению региональной уникальности. Глокализация, напротив, вселяет душу в пустоту, образовавшуюся в результате глобализации. Вот и группа компаний Марты Тилаар всегда придерживается философии: местная мудрость – массам. Как индонезийцы мы должны гордиться нашей идентичностью и мудростью наших предков.
Когда большинство индонезийцев стремились к вестернизации, вы решили пойти против течения и начали обратный процесс, почему вы выбрали этот более трудный путь, а не стали продвигать востребованные на рынке западные продукты и услуги?
Индонезия обладает вторым по величине после Бразилии запасом природных богатств, которые могут быть извлечены и использованы в качестве ингредиентов для традиционной медицины.
10% сохранившихся тропических лесов Земли растут в Индонезии, в стране, где 14-29 типов естественных экосистем и около 30 тыс. видов растений, 7000 из которых предположительно обладают лекарственными свойствами. Приблизительно 90% лекарственных трав в Юго-Восточной Азии растут в Индонезии.
В наших традициях всегда использовать дары природы, как это делали наши предки, чтобы исцелять, поддерживать здоровье и красоту.
Одно дело – заполучить популярность среди местного населения, и совсем другое — выход на иностранный рынок с традиционным для вас, но экзотическим для них товаром. Как вы продвигали свой товар в Индонезии и за ее пределами в самом начале?
В самом начале, как региональный бренд, мы должны были конкурировать с импортными товарами, производящимися под хорошо известными марками. К тому же была проблема с тем, чтобы изменить парадигму общества, в котором считается, что все самое лучшее обязательно должно быть произведено на Западе. Тогда нам необходимо было быть более творческими, чтобы привлечь лояльных клиентов, и мы продвигали свой продукт через образование потенциальных клиентов. Мы рассказывали им о том, как правильно ухаживать за своим телом.
Очень важно понимать потребность своих клиентов, и в этом была одна из основных трудностей при выходе на зарубежные рынки. Если внимательно посмотреть на потребность восточных женщин, то можно заметить ряд отличий от женщин с Запада. Из-за этих различий не все западные товары могут удовлетворить восточных женщин, равно, как и не все товары из Азии найдут свою нишу на Западе. Поэтому мы уверены, что мы – восточные люди – должны использовать свои товары, и производить косметику для себя сами. При этом для западных женщин мы адаптируем свою косметику, используя индонезийские натуральные ингредиенты и мудрость наших предков в сочетании с современными западными технологиями. Именно благодаря такому сочетанию традиционной мудрости с современными технологиями нам удается создавать продукт, который выделяется и завоевывает покупателей.
Это очень долгий и сложный путь: от салона красоты в родительском гараже до большой международной компании, как вам удается сохранять заряд на протяжении десятилетий?
Я никогда не теряла мотивацию, несмотря на то, что мне уже 78 лет. Благодаря тому, что я занималась делом моей жизни, которое меня настолько захватило, что даже когда у меня ничего не получалось, я воспринимала эти моменты как жизненные уроки и искала другие выходы.