В России уже второй год проводится региональный этап Международной студенческой премии в области предпринимательства (GSEA), являющейся одним из главных глобальных конкурсов для молодых основателей собственного бизнеса. В этом году более трехсот претендентов боролись за право представлять Россию на международном финале конкурса в Нью-Йорке. «Свой Бизнес» побеседовал с тремя победителями и выяснил, как они пришли к предпринимательству.
В 2003 году Даниил Мишин, тогда еще 11-летний мальчик из Севастополя, отправился с родителями в путешествие по Европе. По воле случая, оказавшись в Берлине в один из последних дней тура с 20 евро на руках на троих, семья опоздала на поезд до Варшавы и вынуждена была искать место для ночевки в немецкой столице. Так Даниил впервые узнал о существовании хостелов. Загоревшись идеей начать тиражировать европейский опыт, по возвращении домой он уговорил родителей переделать двухкомнатную квартиру в центре Севастополя, доставшуюся от бабушки, в хостел, и пригласил в команду проекта несколько школьных друзей. За один туристический сезон ребята заработали достаточно денег, чтобы арендовать еще несколько квартир и обустроить их.
Окончив школу экстерном, Мишин поступил в филиал Московской академии труда и социальных отношений. Однако, погостив у брата в Москве, Даниил решил остаться в столице. Он договорился в вузе о переводе и параллельно с учебой устроился работать управляющим в хостел Yellow Blue Bus, чтобы лучше понять, как работает этот бизнес в главном российском мегаполисе. В 2008 году молодой предприниматель открыл в Москве собственный хостел под брэндом «Олимпия» на 28 мест. Часть денег для старта нового бизнеса были заработаны еще на Украине, некоторую сумму инвестировал в покупку недвижимости и обустройство хостела брат Даниила. Практически сразу появилась и «Олимпия-2» — хостел в соседнем доме, с вместимостью 30 мест и чуть более высоким качеством ремонта. «В 2008 году в Москве было всего пять хостелов, так что этот рынок был практически пуст, — говорит Даниил. — К тому же в то кризисное время цены на недвижимость в Москве упали в разы. Я был уверен, что упускать такой шанс было нельзя».
Спустя год Даниил и его брат продали «Олимпию», решив создать новую сеть хостелов — так появилась сеть Bear Hostels. В ноябре 2010 года первый «медвежий» хостел появился недалеко от станции метро «Смоленская» (сейчас он принимает более 3 тыс. человек в год, хотя это самый маленький хостел в сети), потом появились хостелы на Арбатской и Маяковской. Мишин уверяет, что финансирует развитие сети преимущественно из своего кармана (на текущий момент он успел вложить в обустройство хостелов около $1,7 млн.), однако для открытия второго и третьего объектов были привлечены инвесторы. «Запуская Bear Hostels, мы решили сделать ставку на продвижение через интернет, ведь хостелы привлекают в первую очередь молодых людей в возрасте 17-25 лет, — говорит Даниил. — Мы до сих пор уделяем огромное внимание нашему сайту — снимаем репортажи, ведем блоги, размещаем интересные истории администраторов наших хостелов».
Следующие два года Даниил занимался не открытием новых хостелов, а отладкой бизнес-процессов. Средняя стоимость проживания в Bear Hostels — 730 рублей в сутки. За эти деньги гость получает доступ на гостевую кухню, бесплатный Wi-Fi, спутниковое телевидение и игровые приставки в общей зоне, сейф на стойке обслуживания, а также «комплект постояльца», в который входит зубная щетка, шампунь, постельное белье, беруши (лучшее спасение от храпщих соседей) и т.д.
Сегодня в сети Bear Hostel — три хостела в Москве, четыре на Украине и один в Перми. Оборот компании по итогам прошлого года составил около 35 млн. рублей, чистая прибыль — около 14 млн. рублей. Добившись такой приличной рентабельности, Даниил Мишин планирует расширять сеть. «В наших планах — прийти в крупнейшие города стран СНГ, — говорит он. — А еще есть идея открыть хостелы во всех городах России, где будет проходить Чемпионат мира по футболу в 2018 году. Наша глобальная цель — выход на IPO. Это может произойти через 7-10 лет». По словам основателя Bear Hostels, у компании сейчас достаточно собственных средств, чтобы развиваться без участия инвесторов.
Мнение члена жюри GSEA
Денис Фокин, основатель компании TI Systems
Больше всех меня поразил Даниил Мишин. Особенно меня восхищают его достижения, учитывая его возраст — всего 20 лет. Он очень хорошо понимает свой бизнес, на чем он зарабатывает, какие есть сложности, куда развиваться дальше. Он обладает отличными коммуникативными навыками, хорошо держится на публике, очень доходчиво рассказывает о своем бизнесе. Перспективы Bear Hostels на зарубежных рынках неоднозначны. Я думаю, прорваться на развитые рынки будет сложно, так как там уже существует высокая конкуренция, а вот в странах СНГ еще поле не пахано.
Проект «Бизнес-молодость» родился в 2010 году в одном из московских кафе, где повстречались два молодых человека — Михаил Дашкиев и Петр Осипов. На тот момент оба уже успели попробовать себя в разных сферах бизнеса, от интернет-сервисов до продажи цветов. Появилась идея совместно написать книгу «о бизнесе и молодости; о том, что глупо работать над логотипом фирмы, не получив предзаказов; и о том, что главное — это лидогенерация». Прежде чем браться за перо, Михаил и Петр решили выступить в бизнес-инкубаторе Высшей школы экономики, чтобы посмотреть на реакцию аудитории. Семинар, на который собралось более трехсот человек, вызвал бурю эмоций. Больше сорока желающих записались в группу «Бизнес-молодости», чтобы продолжить обучение предпринимательству. В этот момент основатели Михаил и Петр поняли: «понеслось». Они основали компанию и стали активно набирать новых желающих открыть собственный бизнес.
«В самом начале нам говорили, что нужно заниматься реальным бизнесом, а не учить других, — говорит Петр Осипов. — Или утверждали, что мы, не имея за плечами большого предпринимательского опыта, не можем заниматься коучингом. Но мы сочли это предрассудками». Давая отпор критикам, Осипов пафосно заявил, что «все существовавшие программы обучения предпринимательству, от MBA до бизнес-инкубаторов, — это болтология и отсутствие реальных рекомендаций». Михаил Дашкиев не менее категоричен: «Чиновники рассказывали о потраченных миллиардах на стимулирование молодежного предпринимательства, о десятках проведенных мероприятий. С экранов телевизоров бизнесмены-практики говорили о том, что «надо верить в свою мечту, и все получится». Теоретики анализировали кейсы Coca-Cola и Apple, даже не побывав в главных офисах этих корпораций. Мы решили стать «теоретико-практиками», технологизировать собственный опыт и дать стартаперам инструкцию».
Два года основатели проекта ездили с семинарами по регионам, наращивая аудиторию. После того как в мае 2012 года Дашкиеву и Осипову удалось собрать стадион в Петербурге, предприниматели от набора последователей (число участников сообщества на тот момент приближалось к 70 тыс. человек) решили перейти к налаживанию корпоративного управления. Появился управляющий партнер Александр Волчек (в прошлом занимавший должность гендиректора в компаниях iTec Group и «Мегаплан»), сформировалось управленческое ядро, команда проекта разрослась до 150 человек (большинство из которых занимаются непосредственно коучингом).
Программа обучения «БМ» состоит из нескольких этапов. Первые два — бесплатный вводный семинар, на который приглашают всех желающих, и двухдневный интенсивный курс для тех, кто хочет «погрузиться в тему». Далее следует базовый курс из восьми занятий по три часа раз в неделю. На каждом занятии ученики получают задание, а в перерывах между уроками у них есть возможность консультироваться с успешными выпускниками предыдущих курсов. По итогам курса ученики обязаны сдать экзамен — заработать не менее $4 тыс. чистой прибыли, применяя полученные знания на практике. «Это своего рода посвящение в предприниматели, принятие на себя ответственности за то, как ты ведешь бизнес, дорожишь деловой репутацией, никого не стремишься «кинуть», — говорит Осипов. — Благодаря экзамену нам удается выяснить, кто из более-менее опытных предпринимателей способен меняться и кто из новичков на что-то способен». По словам Дашкиева, 23,6% учеников после прохождения курса достигают ежемесячного личного дохода от 100 тыс. рублей и выше.
В рамках следующего этапа коучинга учащиеся пробуют вывести на рынок инновационный продукт. Лучшие проекты продолжают развиваться с привлечением пула специалистов, сотрудничающих с «БМ», — инженеров, промышленных дизайнеров, патентоведов, копирайтеров и маркетологов. «Мы предлагаем ученикам поработать с довольно простыми инновациями,- говорит Михаил Дашкиев. — Например, один из участников программы начал продавать усовершенствованные небесные фонарики — они пожаробезопасны и их можно запускать даже зимой. Предприниматель продавал обычные фонарики и раньше — так что, имея клиентскую базу, раскрутился очень быстро. Сейчас он зарабатывает более 600 тыс. рублей в месяц. Подобные проекты становятся прибыльными именно потому, что их делают те, кто уже погружен в какой-то бизнес, видит его проблемы и может сформировать запрос на инновацию».
Услуги в области образования — не единственный источник доходов «БМ». Вокруг Дашкиева и Осипова собралась целая «секта» («коммерческий культ», «пирамида» — так клеймят сообщество последователей «БМ» ненавистники). На сегодня, по данным основателей, в нее входит около 120 тыс. человек. «Все участники сообщества для нас являются потребителями, — говорит Петр Осипов. — Им постоянно нужны те, кто делает сайты или занимается контекстной рекламой, они хотят купить мебель для офиса или наладить систему автоматизации управления — в поисках любых услуг предприниматели обращаются к нам. Таким образом у нас сформировался собственный рынок». Сегодня в экосистеме «Бизнес-молодости» — собственные офисы, коворкинг-центры, бухгалтеры, юристы, социальная сеть для предпринимателей, свои поставщики и склады в Европе, Америке и Китае. В планах компании — выйти на международный уровень (сейчас проект развивается в 35 городах России и СНГ) и расширить базу предпринимателей до 100 млн. человек по всему миру. Сейчас средний прирост аудитории — 1300 человек каждые два месяца (именно такое количество заявок на обучение получают основатели проекта). По состоянию на конец октября совокупная выручка «БМ» составила 67 млн. рублей, рентабельность — около 40%. С присущей им скромностью основатели заявляют о своих планах к 2015 году достичь планки $2 млрд. Предложения от инвесторов, желающих вложиться в проект, пока отклоняются. «Мы сделали проект на собственные деньги, вложив, наверное, всего 200 тыс. рублей, которые пошли на оплату труда коучей, — поясняет Дашкиев. — Сейчас мы хотим понять, нужен ли нам вообще инвестор, поскольку все это время мы вполне успешно реинвестировали прибыль и продолжаем это делать».
Мнение члена жюри GSEA
Виктор Седов,
президент Центра предпринимательства
Я очень хочу поближе познакомиться с инновационным подходом к образованию, который предлагает «Бизнес-молодость», так эта тема является одной из наиболее важных в работе нашего центра. Планирую пообщаться с предпринимателями, прошедшими обучение и, если их отзывы окажутся положительными, не исключаю нашего сотрудничества с «Бизнес-молодостью».
В 2006 году студентка РГГУ Ольга Назарова влилась в команду двух своих друзей, открывших в Липецке бизнес в сфере высокоточного земледелия. Как обычно бывает в стартапах, каждый трудился за семерых. Ольга успела поработать заместителем директора, бухгалтером, но главное — получила опыт работы в продажах. В 2010 году она захотела стать совладельцем предприятия, но получила решительный отказ. Тогда девушка решила рискнуть и зарегистрировала собственную компанию «Телематика», работающую на том же рынке. «Телематика» продает сельхозпредприятиям оборудование на базе технологий спутниковой навигации, позволяющее оптимизировать полевые работы. «Растениеводы экономят огромные суммы благодаря снижению затрат посевного материала и удобрений, — поясняет Ольга. — Тракторы, на которых установлены наши приборы, едут точно по перекрытиям между рядами. А если работы ведутся ночью, можно настроить «автопилот» и трактор будет ехать сам, ориентируясь по GPS».
Соучредителем «Телематики» стал еще один бывший коллега Ольги, который тоже не ужился с хозяевами компании. На момент старта у основателей был всего один прибор с GPS, один ноутбук и никакого бизнес-плана. «Честно сказать, мы до сих пор не знаем, в какой момент прошли точку безубыточности, — признается Ольга. — Получилось так, что мы просто брали с клиентов предоплату, обговаривали с ними сроки поставки и заказывали оборудование из США. Привезенные устройства мы просто устанавливали на тракторы. Собственно, эта бизнес-модель за годы работы не изменилась». GPS-навигатор, по которому ориентируется тракторист, стоит от 40 тыс. рублей, тракторный автопилот дороже — до 500 тыс. рублей. Помимо поставок оборудования «Телематика» предоставляет платный сервис — например, обновление «прошивки» или ремонт навигаторов.
«Внедрение высоких технологий в такой консервативной отрасли, как сельское хозяйство, дается довольно тяжело, — отмечает Ольга. — Людей, до сих пор не привыкших даже к электронной почте, сложно убедить в том, что спутниковая навигация позволит им повысить эффективность. Обычно нам приходится долго объяснять преимущества». Подход к продажам у Ольги активный: базу потенциальных клиентов она собирала в течение семи лет — еще со времен работы в компании друзей. Сегодня среди клиентов «Телематики» есть такие крупные заказчики, как «Мираторг» и «Черкизовский». Компания работает с сельхозпроизводителями по всей стране, однако наиболее активно закупают навигационные системы для тракторов в ЮФО, ЦФО и в Поволжье.
По словам Назаровой, на российском рынке точного земледелия сейчас работает шесть компаний, «и этого достаточно, чтобы считать нишу заполненной». «Мы не претендуем на звание лидера рынка, но темп развития бизнеса меня полностью устраивает. — говорит она. — Мы планируем открывать представительства и дочерние компании «Телематики» по всей России, но отлично понимаем, что о выходе на внешние рынки не может быть и речи — за рубежом GPS-технологии уже давно пришли в сельское хозяйство, и только Россия в этом отношении сильно отстала. Собственно, это мы и пытаемся исправить».
Мнение члена жюри GSEA
Стивен Браун,
глава компании «Cолнце-Мексико», член совета директоров EO Россия
Рынок технологий для сельского хозяйства, на котором работает Ольга Назарова, имеет огромные перспективы в России и развивается большими скачками. Учитывая невероятный потенциальный спрос, сфокусированность на внутреннем рынке мне кажется абсолютно оправданной стратегией!
Текст: Елена Краузова