Верн Харниш
Основатель всемирной предпринимательской организации EO (Entrepreneurs’ Organization), руководитель учебных программ для предпринимателей в Массачусетском технологическом институте (MIT), основатель и CEO компании
Gazelles Inc.
vharnish@gazelles.com
Сражаясь на стратегических сессиях по планированию в конце года, вы с коллегами, скорее всего, напряженно размышляете об экономических перспективах в следующем году и о том, как они повлияют на вашу компанию. Сбавьте темп. На самом деле вам необходимо сконцентрироваться на максимизации того, что Джим Коллинз в своей книге Great by Choice («Великие по собственному выбору») называет «доходностью удачи». Я считаю эту бизнес-концепцию одной из важнейших.
Как показывает Коллинз в своей книге, великие компании не более удачливы, чем остальные. У них тоже бывают неудачи. В конечном итоге они подвергаются действию тех же экономических сил, что и другие компании, конкурирующие в пределах одного региона. Но великие компании отличаются степенью внимания, которое они уделяют максимизации «доходности удачи». Они ищут возможности вне зависимости от того, в какой форме они представлены. И, используя эти возможности, находят способы добиться роста в геометрической прогрессии.
Я вспоминаю об этом всякий раз, когда беседую с главами компаний, добившихся впечатляющего роста. Выдающиеся личности, встречающиеся среди них — те, кого я считаю следующими Стивом Джобсом или Майклом Деллом, — не рассматривают свои компании как жертвы экономической нестабильности или рыночной конъюнктуры. Они находят новые возможности, невзирая на текущую экономическую ситуацию. Они думают так же, как один из моих наставников, который заработал состояние на коммерческой недвижимости. Он вложился в пустующее коммерческое высотное здание в Хьюстоне в разгар суровой рецессии — и превратил его в процветающее складское помещение именно в те времена, когда никто не мог сдать в аренду коммерческую недвижимость. Этот умный шаг позволил ему благополучно пережить рецессию, а после ее завершения заработать целое состояние на продаже здания.
Быстрые изменения глобальной экономики могут изменить ситуацию в вашей компании в любой момент. Поэтому мы должны быть готовы максимизировать доход от всех удач и неудач на нашем пути. Начните вместе с вашими топ-менеджерами осознанно думать об этом каждый день — и вы будете приятно удивлены тем, сколько возможностей можно реализовать, просто задавшись этим вопросом. Сессии планирования в конце года подходят для этой цели идеально. Обдумывая цели на 2013 год, важно вспомнить, какие удачные события происходили с вами в 2012-м.
Задайте себе и своей команде вопрос: в каких случаях вам удалось максимизировать «доходность удачи», а в каких — не удалось? Это позволит вам понять, какие действия следует продолжить и в следующем году, чтобы иметь непочатый край возможностей. После этого оцените ситуацию, в которой вы находитесь в настоящий момент. В каких случаях вам сопутствует удача, а в каких — нет? Как наилучшим образом использовать существующее положение вещей и изменить ситуацию в свою пользу? Включив такие вопросы в свои планы на следующий год, вы упростите себе задачу быстрой реализации этих планов.
Впрочем, на одних встречах, посвященных обсуждению будущих стратегий, далеко не уедешь. Реальная максимизация «доходности удачи» начинается с реализации планов, что я сам многократно наблюдал в быстрорастущих компаниях. А для этого необходимо создать правильную среду. Сардек Лав, основатель компании Infinity Consulting and Training Solutions, в своем блоге дает несколько отличных советов, как это можно сделать.
Лав, который также является фанатом книги «Великие по собственному выбору», предлагает построить свою «сеть удачи»: привлекая больше успешных людей в свою профессиональную сеть (например, заняв руководящую позицию в отраслевой ассоциации либо через социальные сети), вы сможете создать для себя дополнительные возможности. Пожалуй, самым ценным из советов Лава можно назвать создание «инвестиционного счета удачи». Зачастую для инвестиций в новые идеи требуется капитал, и если у вас нет этих средств, то вы попросту упустите очередную дополнительную возможность. Это еще одно важное наблюдение автора книги «Великие по собственному выбору»: великие компании располагают куда более значительными резервами наличных средств, чем «обычные» компании, поэтому у них достаточно ресурсов, чтобы пережить полосу неудач и заработать на удачах. Конечно, начинать откладывать деньги необходимо гораздо раньше, чем у вас появится отличная идея. Как только вы начнете мыслить категориями максимизации доходности удач и неудач, ваша компания начнет расти удивительно быстрыми темпами.
Текст: Верн Харниш
Перевод: Ирина Сергеева