Джеймс Альтушер
Американский предприниматель, руководитель хедж-фонда, автор деловых бестселлеров. Был основателем или сооснователем более 20 компаний, написал 11 книг.
1) Если ваш список условий короткий, вы проиграете
Представьте, что вы продаете компанию. Обычно одна из сторон в таких переговорах сфокусирована на финальной оценке капитализации. Эту сторону мы будем для удобства называть «Проигравший».
Расширьте свой список! Какие оговорки позволяют или не позволяют вам в дальнейшем конкурировать со своей бывшей компанией? В течение какого периода вы хотите получить деньги? Какими будут зарплаты новых топ-менеджеров?
Аналогично, если вы обсуждаете условия своего трудоустройства, то условия — это не только зарплата, но и набор обязанностей, в каком случае вы получаете повышение, оплатят ли вам переезд и т.д.
Сторона, у которой список условий обширнее, обычно находится в более выигрышном положении, поскольку может отказаться от малозначительных требований, чтобы выторговать преимущества в более существенных вопросах.
2) Если вы не выспитесь, у вас не будет силы воли
Эту технику использует, например, Карл Икан, один из наиболее успешных инвесторов в мире. Он назначает переговоры на ранний вечер.
Пик наших умственных способностей приходится на время, которое начинается примерно через два часа после пробуждения и заканчивается примерно через четыре часа после пробуждения. А затем, в остаток дня, наша сила воли постепенно ослабевает. Карл Икан спит до 4 часов вечера, а в 6 у него назначены переговоры, где ему приходится иметь дело с изнуренными юристами, которые целый день до этого работали. Как вам кажется, кто победит?
3) У большинства людей краткосрочные планы. Будьте визионером, и вы победите
В 2001 году компания Applied Semantics сопротивлялась слиянию с Google. Они привлекли некоторый объем инвестиций, и думали, что могут сохранить независимость. За несколько месяцев до этого я совершил ошибку, отклонив их заявку на финансирование. «Поисковые движки — мертвый бизнес», — заявил я тогда. А Ларри Пейдж из Google настаивал на слиянии, он сказал СЕО Applied Semantics: «Я не слезу с телефона до тех пор, пока вы не согласитесь». В итоге Applied Semantics обменяла все свои акции на 1% акций Google. ОДИН ПРОЦЕНТ!
Все это происходило еще до того, как Google вывела свои акции на биржу, и никто не знал, сколько эти акции будут стоить. Но у Ларри Пейджа было видение того, где должна оказаться компания.
Applied Semantics превратилась в подразделение Google, известное сегодня как AdSense. Сейчас оно приносит 99% выручки Google. Жалеют ли они сейчас, что не продались дороже? Конечно нет, ведь фактически их капитализация была оценена в миллиард долларов, и они приняли участие в становлении одной из величайших компаний мира. Так что не пытайтесь выторговать себе долю побольше. 1% от $250 млрд — это лучше, чем 100% от ничего.
Никогда не беспокойтесь о том, сколько денег в чьем-то кармане. Пусть другие будут богатыми. Тогда и вам что-то достанется.
4) Не говорите «нет»
Что я на самом деле имею в виду — пусть ваше «нет» будет обличено в форму «да».
Однажды я вел переговоры с одной компанией. Они просили меня стать их советником. Я отказался. Но не в явной форме. «У вас отличная компания и я буду счастлив дать вам совет», — вот что я сказал. Согласитесь, это великолепный способ сказать «нет»! Они продолжали мне звонить. Они хотели со мной сотрудничать. Я сказал им: «Без меня вы можете сделать то-то», — и выдал полностью план того, что им надлежало сделать. Я не взял с них денег. Это был еще один способ мягко отказать. Из-за этого они еще сильнее захотели заполучить меня в качестве советника. В конце концов они предложили достаточно денег для того, чтобы я согласился.
Вы можете получить больше, если не вступаете в конфронтацию. Когда вам говорят: «Вы стоите $1, потому-что у вас есть X», вы можете добавить: «Конечно! А еще у нас есть Y, давайте это тоже будем иметь в виду». Неожиданно ваша оценка выросла, потому что вы не стали перечить. Вы согласились и кое-что добавили.
5) Многие переговорщики не умеют считать
Это сложно объяснить, и многие не врубаются в мои объяснения. Поэтому приведу простой пример.
Почему Facebook купил Instagram за $1 млрд? У Instagram было 11 сотрудников и нулевая выручка. Если из этого исходить, то получится, что стоимость Instagram близка к нулю. Но не исключено, что переговоры могли проходить в таком ключе:
Instagram: Давайте сначала решим, по какой формуле мы будем оценивать нашу компанию.
Facebook: Ну давайте, валяйте.
Instagram: Давайте на минутку забудем про нашу выручку. Давайте просто предположим, что мы способны заработать X долларов с каждого вашего пользователя (назовем это число Y). Перемножаем X на Y и получаем сумму, которую вы нам должны заплатить.
Facebook: Ну да, вроде правильно.
После этого основатели Instagram, вероятно, показали, как они могут помочь Facebook заработать дополнительно $1 с каждого пользователя. У Facebook миллиард пользователей. Так что получился миллиард долларов.
Приходите на переговоры со своей формулой. Заранее знайте, какие подставить переменные, прежде чем другая сторона успеет их подставить. Откуда я это знаю? У меня были хорошие учителя: подобным образом я проиграл немало переговоров. Поскольку мы начинали не с цены, а с обсуждения формулы, то выходило так, что как только мы согласились использовать определенную формулу, то заранее сказали «да» и в дальнейшем нам оставалось только оставаться верными себе. Вообще-то, мы ничего не должны. Но быть непоследовательным не очень красиво.
6) Если вы надеетесть только на один исход, вы его никогда не добьетесь
Я очень хотел, чтобы моя компания Stockpickr была поглощена Google. Я бросил на это все свои силы. Я писал любовные послания посреди ночи. Без шуток — я влюбился в женщину, которая вела переговоры со стороны Google. Проблема была в том, что у меня не было команды технарей. Мы вложили в создание сайта всего несколько тысяч долларов. У меня был один партнер. Мы имели маржу 99% от нашей выручки. Но Google любит команды технарей. Облом. Затем я сосредоточился на других вариантах. Я обзванивал AOL, Yahoo, Reuters, Forbes. А потом нас купил thestreet.com.
Иногда люди пишут мне и спрашивают: «Я отправил свои десять идей в свою любимую компанию, но от них нет никакого отклика. Стоит ли мне напомнить им о себе?» Это неправильный вопрос. Правильный вопрос звучит так: «В какие 100 следующих компаний мне следует обратиться?» Не секрет, что способность уйти от переговоров — это лучшая отправная точка в переговорах.
7) Умники проигрывают
На переговорах я люблю говорить: «Вы, парни, эксперты в своем деле! А мы просто занимаемся развитием своего продукта или компании». Потом я спрашиваю: «Если бы вы были на моем месте, что бы вы попросили?» Я спрашиваю у них совета. Потому что, назвав их экспертами, я не покривил душой.
Если вы устраиваетесь на работу и собеседование проводит кто-то старше вас, почему бы не попросить у него совета? Он знает больше вас. Очень часто такие люди дают отменные советы.
8) Если вы оказались за столом переговоров с неудачником, вы проиграете
Если вы ведете переговоры, вам необходимо, чтобы с другой стороны присутствовал хоть один влиятельный человек.
Однажды компания, в которой я работал советником, получила предложение от GE — нас хотели купить за миллиард долларов. Да, это не описка, за МИЛЛИАРД! Они запланировали все этапы процесса поглощения. «До 15 ноября сделка будет закрыта», — пообещала наиболее высокопоставленная представительница GE, участвовавшая в этих переговорах.
Я поспешил с радостной новостью к СЕО компании, в которой был советником. Он спросил: «С кем ты общался?» Я назвал имя, и он тут же заверил меня, что сделка не состоится ни при каком раскладе. «Но ни же сами нам предложили», — настаивал я. «Поверь мне, шансов нет, — ответил СЕО. — С их стороны не было никого, кто способен повлиять на решение. Дама, с которой ты общался, на пять рангов ниже того, кто принимает решения, а кроме нее у тебя никого нет».
Он оказался прав. Сделка не состоялась. GE нашла лучший способ заполучить то, что им было нужно, за 0,5% от обсуждавшейся цены.
Вы можете перейти по этому шаткому мостику только в том случае, если с той стороны кто-то протянет руку и подхватит вас.
9) Обо всем договорились? Это еще не конец. Не расслабляйтесь!
Людям кажется, что когда они о чем-то договорились, тут и сказке конец. Жаль вас расстраивать, но это только начало переговоров. Договориться — это одно, подписать бумаги — другое, закрыть сделку — третье. Последние два шага — такие же важные, как и первый, но всем почему-то кажется, что это чистые формальности.
Это ничуть не формальности. Они мучительно болезненные. Медовый месяц длится пару дней с того момента, как вы договорились. А потом до закрытия сделки может пройти еще полгода.
Договориться несложно: «Я куплю ваш продукт или бизнес за столько-то долларов». Подписание сделки включает все мелкие детали (см. пункт 1). Закрытие сделки подразумевает, что обе стороны полностью исполнили принятые обязательства. На каждом этапе случается разное: то покупатель пожалел, что согласился, то продавец вдруг передумал, и приходится заново обо всем передоговариваться. Поэтому каждый день после того, как вы договорились, прикладывайте усилия, чтобы оставаться на связи, поддерживать дружеские отношения, сосредотачиваться на общем видении (в частности, с влиятельным человеком на другой стороне), с не меньшей энергией прорабатывайте все мелкие детали, интересуйтесь подготовкой документов, а также не забывайте прорабатывать альтернативные варианты.
Так много сделок разваливается уже после того, как была достигнута договоренность! Вам ни к чему проходить через эти мучения.
10) Большинство сделок не срабатывают
Вы договорились, подписали бумаги, закрыли сделку, и это ВСЕ ЕЩЕ не конец.
Не становитесь тем человеком, который остается совершенно обмякшим и обессилевшим после того, как вся энергия сделки ушла. Факт совершения сделки означает, что СЕЙЧАС вам предстоит работать. Прийти к общему видению. Превратить фантазию в реальность.
Будьте тем человеком, который выполняет то, что наобещал. Результат переговоров — младенец у вас на руках. Теперь начинается самое трудное. Вырастите из своего младенца хорошего взрослого.
Статьи Джеймса Альтушера
6 заблуждений о том, как делать деньги
Другие материалы на эту тему
33 прописные истины основателя стартапа
Продажа бизнеса: козни покупателей
Мнения читателей