Когда в 2001 году Гавриил Леви отправился в Нью-Йорк учиться в Колумбийском университете, он с удивлением обнаружил, что американские студенты очень многие вопросы решают в онлайне: записываются на курсы, сдают домашние задания и даже улаживают дела с бухгалтерией. Под впечатлением от увиденного (да и лавры Facebook, который тогда, в начале 2000-х, начал штурмовать американские университеты, не давали покоя) Леви запустил проект «Дневник.ру», совместив концепцию социальной сети с электронным документооборотом и дистанционным обучением. Сейчас электронный дневник ведут уже 22 тыс. российских школ, а в ближайшее время стартап, получивший почти $7 млн. инвестиций, готовится к выходу на зарубежные рынки.
Окончив Колумбийский университет, Гавриил Леви предпочел традиционной карьере в банке участие в брокерском онлайн-стартапе вузовских приятелей. Через несколько лет, когда стало ясно, что дела у Capital Market Services идут стабильно, Леви решился на новую авантюру — «Дневник.ру». «Все, кто мог — знакомые, друзья, партнеры, — ссудили мне денег», — вспоминает Гавриил. К этому моменту компанию Capital Market Services весьма удачно поглотила Gain Capital, и вырученные от сделки средства Гавриил тоже вложил в новый бизнес.
Собрав $500 тыс., Леви нанял программистов и в 2007 году арендовал офис в Санкт-Петербурге. На старте к Гавриилу в качестве соучредителя присоединился Александр Зубков, который взял на себя техническую сторону проекта.
Первого клиента Леви нашел «по знакомству». Гавриил Леви зашел в гимназию, где учился его четырнадцатилетний брат, и убедил директора присоединиться к сети «Дневник.ру», доказав, что с помощью сервиса учителя и ученики смогут экономить от 30% до 70% своего времени.
На тот момент сервис напоминал социальную сеть закрытого типа с ограниченным функционалом для учета времени, ведения дневников, информирования о домашних заданиях. Позднее, пообщавшись с учителями, активно пользовавшимися новой сетью, Леви понял, что этого недостаточно: сервис должен перевести бизнес-процессы, существующие в школе, в электронный формат.
«Мы решили ослабить акцент на социальный «функционал» и создать для школ систему управления взаимоотношениями с клиентами (CRM), сделав при этом упор на развитие школьной LMS-системы управления обучением», — поясняет Гавриил Леви.
Сегодняшний «Дневник.ру» позволяет заниматься дистанционным обучением и управлять школьным документооборотом. Кроме того, с помощью платформы COMDI можно проводить видеоконференции, уроки и родительские собрания в режиме онлайн. Пользователям доступны электронный классный журнал, электронный дневник учащегося, медиатека, библиотека, онлайн-тренинги.
«Дневник.ру» сохранил и функционал социальной сети: у каждого участника есть персональная страница, на которой ученик, учитель или родитель может рассказывать о себе, публиковать фотографии, хранить музыку и видео, вести собственный блог. За пользователем закрепляется почтовый ящик с неограниченным объемом, есть и традиционные для соцсетей тематические сообщества, предусмотрена возможность организации встреч. Тем не менее создатели сервиса позиционируют «Дневник.ру» как образовательную сеть и делают ставку на интенсивное общение между участниками образовательного процесса: ученик в сети может задать вопрос педагогу, а родители — написать письмо директору школы.
Создатели «Дневник.ру» не только работали над технологиями, но и проявили недюжинные способности в GR: власти заметили «Дневник.ру», изначально проект находится под эгидой национального проекта «Образование». Гавриилу Леви уже не нужно ходить по школам, уговаривая подключиться каждую по отдельности. Разработчики общаются с муниципальными органами управления образованием, предлагая внедрить решение централизованно.
Впрочем, участникам проекта приходится давать и индивидуальные уроки. Не все педагоги в восторге от нововведений: иногда приходится подолгу объяснять преподавателям, чем именно «Дневник.ру» полезен школе в целом и учителям в частности.
Проект растет быстрыми темпами: если в 2010 году в сети было зарегистрировано 5 тыс. школ, то в 2012-м — уже более 22 тыс. Сейчас «Дневник.ру» занимает 80% рынка: только пятая часть школ, использующих LMS- или IT-систему обеспечения электронного документооборота, пользуются другими сервисами.
В будущем «Дневник.ру» планирует сделать акцент на агрегации и дистрибуции образовательного контента — приложений, игр, аудио, видео. «Одним словом, на всем, что может сделать процесс обучения интереснее и эффективнее», — поясняет Гавриил Леви. Недавно «Дневник.ру» запустил совместный проект с LinguaLeo — сервисом для изучения английского языка. «С нетерпением жду, когда произойдет слияние игровой и образовательной индустрии, — делится Леви своим видением перспектив. — Это было бы идеально для «Дневник.ру»: проект стал бы площадкой для разработчиков игровых приложений образовательной направленности. Я думаю, что за этим будущее, и чем раньше оно наступит, тем лучше: игровые методики придут в образование, и дети будут учиться играючи или играть, обучаясь». В ближайшее время команда проекта, в которой уже 150 человек, планирует запустить мобильную версию сайта.
Сегодня все базовые услуги предоставляются бесплатно, а монетизируется проект за счет рекламы и дополнительных сервисов. Партнеры проекта (Lego, Panasonic, «МегаФон», Microsoft и др.) проводят на платформе «Дневник.ру» конкурсы. По собственному желанию пользователи могут подключить и платные услуги: SMS-оповещения родителей об успеваемости детей, видеоконференции.
В дальнейшем планируется также получать прибыль за счет продажи лицензий тем регионам, которые не захотят использовать сервис по условно-бесплатной модели. Плюс будет запущена электронная столовая (эта услуга позволит ученикам питаться «по карточкам», исключив обращение наличных денег в школе), появится возможность оповещения родителей о входе-выходе ребенка из школы. Кроме того, компания намерена создать интернет-магазин для школ и родителей, который будет отчислять часть прибыли школе. «Эта система успешно используется на Западе, — поясняет Гавриил. — Родителям и детям в любом случае нужны компьютеры, телефоны, ноутбуки… Почему бы не покупать их через интернет-магазин собственной школы и не помогать ей таким образом?»
Зарабатывать «Дневник.ру» будет и на продаже контента — прежде всего образовательного. «Мы хотим создать аналог AppStore, где каждому пользователю будет предложен образовательный контент: игры, обучающие видео, книги, учебники, пособия. Поскольку все эти материалы будут интегрированы в систему дистанционного обучения, у преподавателей появится возможность встраивать контент в план урока», — поясняет Гавриил Леви.
Предприниматель оценивает нынешний годовой оборот «Дневник.ру» в несколько миллионов долларов, не называя точной суммы. Сейчас создатели проекта планируют закрепить за собой лидирующие позиции в России и выйти на международный рынок, поэтому тот факт, что «Дневник.ру» пока не вышел на уровень самоокупаемости, их нисколько не смущает. На международном рынке «Дневник.ру» придется конкурировать с зарубежными Moodle, Blackboard, Schoology, Edmodo. Однако команда Леви уверена, что, запустив новые сервисы, «Дневник.ру» сможет обойти соперников. По мнению предпринимателя, каталогизация образовательных приложений и контента позволит сформировать новый сегмент образовательного рынка и превзойти конкурентов, которые к тому же изначально ориентированы на работу с высшими учебными заведениями.
Кстати, опыт работы на зарубежном рынке у «Дневник.ру» уже есть: под брэндом Shodennik.ua проект два года как представлен на Украине. В этом году «Дневник.ру» планирует выйти на рынки Венгрии, Польши, Израиля, а в 2013-м «под прицелом» США и, возможно, Китай. Чтобы запустить проект в США, проект придется адаптировать — там иначе устроена система образования. Изменения коснутся не только «образовательной» части, но и социальной: в Америке к подобным сервисам предъявляются чрезвычайно жесткие юридические требования.
«Достаточно вспомнить закон, запрещающий учителям общаться с учениками в социальных сетях, а также добавлять их в друзья до достижения ими совершеннолетия, который вступил в силу в одном из штатов США в прошлом году. Если под определение «учеников» или «бывших учеников» подпадают твои собственные дети, общаться в соцсетях запрещается даже с ними. Такими ограничениями американские законодатели стремятся уберечь детей от возможных злоупотреблений со стороны учителей, в том числе домогательств», — рассказывает Гавриил Леви.
Именно поэтому на англоязычной версии платформы — Classedin — взаимодействие между учеником и учителем на ресурсе взято в сверхстрогие рамки. При желании пользователи могут его полностью отключить.
Под свои амбициозные планы проект «Дневник.ру» получил в прошлом году от фонда Prostor Capital инвестиции в размере $1,7 млн., а в сентябре нынешнего года — еще $5 млн. от Runa Capital. Как поясняет Гавриил Леви, средства пойдут на глобальную экспансию платформы, разработку мобильных приложений и уникальной системы каталогизации и распространения образовательного контента. Цель разработчиков — 100 млн. пользователей по всему миру (на сегодняшний день точное число участников в России — 4 207 842 человека). В том, что число пользователей в нашей стране будет расти, сомнений нет. По планам Правительства РФ к 2014 году все школы страны смогут полностью перейти на ведение электронных журналов. Дело остается за малым — убедить российские школы в том, что им нужен именно «Дневник.ру».
Руководитель направления развития технологического предпринимательства Microsoft Сергей Еремин осторожно говорит, что у проекта есть шансы занять серьезную долю мирового рынка «облачных» услуг для школ, если он будет и впредь развиваться такими же быстрыми темпами. «В этой нише по объективным причинам не могут работать «обычные» социальные сети, — комментирует Еремин. — «Дневник.ру» смог обойти отдельные группы «ВКонтакте» и Facebook как раз из-за того, что большинство взрослых запрещали школьникам «зависать» в «обычных» социальных сетях, а к общению на портале со специализированным контентом относились позитивно».
Гавриил Леви
Окончил Колумбийский университет (Нью-Йорк). Участвовал в создании одной из крупнейших онлайновых брокерских фирм в мире. В 2009 году запустил образовательный интернет-проект «Дневник.ру». На посту генерального директора Леви отвечает за стратегию, операционное планирование, создание команды и глобальное развитие.
На данный момент «Дневник.ру» является крупнейшим образовательным LMS/SMS-проектом в России: к нему подключено более 4 млн. пользователей.
Текст: Елена Краузова