Однажды немцы Асаф Мозес и Себастьян Шульц обсуждали недавние покупки на eBay. Оказалось, что многие купленные на интернет-аукционе предметы одежды не подошли по размеру. «Мы не единственные привереды: по статистике, 61% одежды возвращается обратно в интернет-магазины», — замечает Мозес. Сегодня лишь 7% онлайн-покупателей рискуют приобретать одежду. Ведь даже если повезло угадать размер, зачастую невозможно заранее понять, как будет смотреться вещь — не окажутся ли брюки короткими, а вырез свитера слишком глубоким.
Неудачи с покупками на eBay вдохновили Шульца и Мозеса на создание сервиса UPcload, который позволяет при помощи компьютера с веб-камерой автоматически снимать мерки с такой же точностью, какую может обеспечить портной с сантиметром. «Создание профайла пользователя занимает не более десяти минут, — говорит Себастьян Шульц. — Достаточно взять в руки любой компакт-диск, который играет роль эталона, сделать свой снимок веб-камерой и подождать, пока программа просчитает все ваши размеры. В дальнейшем, выбирая одежду в интернет-магазине, вы просто загружаете свои мерки, чтобы понять, насколько хорошо вам подходит вещь». Помимо всего прочего, программа может выполнять функции виртуальной примерочной: она накладывает изображение вещи на ваше фото, чтобы вы смогли визуально оценить, подойдет ли вам данный элемент гардероба.
Проект развивается на средства частных инвесторов, включая основателей (около 500 тыс. евро), гранты общественных организаций (100 тыс. евро) и призы за победу в нескольких конкурсах инноваций (80 тыс. евро). «На разработку технологии у нас ушло два года, поскольку она весьма сложна, — говорит Мозес. — Мы протестировали программу на тысяче человек, долго сравнивали мерки, полученные по нашей методике, с мерками профессионального портного. Обычно получалось, что наша программа снимает мерки точнее, чем портные».
Чтобы программа корректно сняла мерки, пользователю нужно позировать перед веб-камерой на ярком, желательно однотонном фоне в темной одежде — тогда силуэт четко выделяется на фоне интерьера. При этом в области живота нужно держать обычный компакт-диск, а для следующего снимка полагается взять по диску в каждую руку. При чем тут диски? Просто они имеют стандартный диаметр (12 сантиметров) и позволяют программе определить пропорции вашего тела путем сопоставления. Обработав снимки по особому алгоритму, программа выдает ваши точные размеры. «Мы продолжаем тестировать и совершенствовать технологию, поскольку в течение года собираемся доработать программу для измерения всего тела, а также предложить услугу определения размера стопы для покупки обуви в интернете. Также в ближайшем будущем мы планируем вывести на рынок приложение для смартфонов», — говорит Асаф Мозес.
Создатели UPcload видят своих потенциальных клиентов и в сегменте b2b (интернет-магазины), и в b2c (покупатели). Для второй категории услуга будет бесплатной, а вот онлайн-ритейлерам придется платить за пользование ею. Впрочем, магазинам это поможет уменьшить возврат товаров, так что в конечном итоге новая услуга должна окупать себя. С моделью ценообразования Шульц и Мозес пока не определились — известно лишь, что стоимость услуги будет зависеть от количества артикулов одежды в интернет-магазине. Чем шире ассортимент, тем больше усилий необходимо потратить на обработку базы данных товаров. Пока в порядке эксперимента UPcload сотрудничает с North Face и берлинским брэндом Workaholic Fashion.
Ритейлерам придется платить за услуги UPcload всякий раз, когда пользователь подбирает себе вещь на сайте, независимо от того, купит ли он ее в итоге. Создатели UPcload уверены, что скоро их сервис в мире «электронной моды» станет аналогом PayPal на рынке электронных платежей. Помешать этому может появление аналогичных сервисов, однако Асаф Мозес и Себастьян Шульц уверены в своем успехе. «Мы запатентовали программу в Америке и Европе. UPcload использует самые передовые технологии. Я думаю, компания Imagu Ltd, являющаяся нашим разработчиком и стратегическим партнером, — единственная в мире, владеющая такими технологиями. Мы не боимся появления похожих проектов. Есть компании со схожими интересными идеями — например, сервис fits.me. Или компания fit2buy.com, которая, как и мы, использует в качестве эталона компакт-диски. Но у нас есть огромное преимущество — мы можем просчитывать точные размеры тела всех людей в мире, если у них есть доступ в интернет и веб-камера», — говорит Себастьян Шульц.
Российский стартап Fitting Reality разрабатывает «виртуальную примерочную» на основе технологии дополненной реальности и Microsoft Kinect. Эта система не только автоматически определяет физические параметры человека, но и рекомендует подходящие по стилю модели на основании социально-демографических данных пользователя. Пользователь видит себя на экране в разных ракурсах.
Текст: Ольга Бахлина
Фото: Юлия Пономарева