Создатели мобильных приложений то и дело пытаются революционизировать очередную «древнюю» отрасль. Дошла очередь и до такси. За последний год появилось сразу несколько приложений, упрощающих процесс вызова такси и дополняющих его современными технологиями — такими как геопозиционирование или социальное взаимодействие (вы не против «залайкать» вежливого водителя?). В прошлом месяце серийный предприниматель Шахар Смирин объявил о запуске в России сервиса GetTaxi, уже работающего в Израиле и Великобритании.
GetTaxi позволяет забыть о традиционных способах вызова такси — «голосовании» на обочине и вызове по телефону. Теперь достаточно нажать одну кнопку на экране смартфона — и умное приложение сделает все остальное: определит ваше местонахождение, автоматически выберет ближайшее к вам свободное такси, передаст заказ водителю и покажет на карте, как вызванная машина приближается к вам. Шахар Смирин уверяет, что в Израиле, где сервис начал предоставляться раньше всего, среднее время ожидания с момента вызова до подачи автомобиля составляет всего 4 минуты: «Я нажимаю кнопку и тут же начинаю собираться. Когда я выхожу из дома, такси уже ждет меня или подъезжает». В Лондоне ожидать прибытия машины приходится немного дольше — 7-8 минут. В Москве дела пока обстоят не столь благополучно — виной тому и небольшой (пока что) парк машин, и плотный трафик. «В течение двух месяцев мы рассчитываем выйти на показатель в 15 минут, а затем довести его до 5 минут», — комментирует Шахар Смирин (на момент запуска сервис был доступен только внутри Садового кольца).
Инвестиции в GetTaxi составили $10 млн. (в роли инвесторов выступили крупные венчурные фонды), в ближайшее время ожидается очередной раунд инвестиций (еще $20 млн.). Собственного автопарка у GetTaxi нет ни в одной стране — компания лишь выполняет роль высокотехнологической «прослойки» между уже работающими на рынке таксистами и обладателями смартфонов. Помимо клиентских приложений для iOS и Android было разработано специальное устройство для водителей (цифровой «диспетчер»); компания также берет на себя функции, связанные с маркетингом, организацией взаиморасчетов между участниками процесса и внедрением бизнес-процессов.
В Лондоне заказы, полученные от пользователей GetTaxi, выполняют «черные кэбы» (официальная служба такси). Для них GetTaxi является лишь одним из каналов привлечения клиентов, никакие эксклюзивные обязательства таксистов не связывают. В Москве компания готова сотрудничать как с имеющимися службами такси, так и с частниками. Главное, чтобы автомобиль был иностранного производства, не старше двух лет, оборудован кондиционером, а у водителя была лицензия на предоставление услуг частного извоза. Непрофессиональных и грубых водителей отсеивают сами клиенты. По окончании каждой поездки пассажир может оценить своего таксиста по ряду показателей, на основании которых водителю присваивается рейтинг и позиция в общем рэнкинге. «Мы дарим водителям ценные призы, если их рейтинг оказывается высоким. А 10% водителей с наихудшим рейтингом по итогам двух недель перестают работать с нами», — отмечает Смирин.
GetTaxi может избавить клиента от необходимости расплачиваться наличными, что наверняка оценят корпоративные клиенты. У пользователя может быть предоплаченный баланс в системе (пополнить его можно, например, купив скрэтч-карту), можно расплатиться и кредитной картой (процессинг платежа GetTaxi берет на себя). Взаиморасчеты между водителем (либо таксопарком) и GetTaxi производятся раз в две недели. «Водитель отдает нам 10% от полученного им «кэша», а мы выплачиваем ему 90% от поступившего «безнала». Каждая сторона впоследствии платит со своей части дохода предусмотренные налоги», — поясняет Смирин.
В плане тарификации проезда Смирин предпочитает пока не устраивать революций, а следовать сложившейся на каждом рынке практике. Текущий тариф GetTaxi по Москве — 310 рублей за подачу машины плюс 10 рублей за каждую минуту поездки. Это, очевидно, не самые низкие расценки, но GetTaxi и не пытается составить конкуренцию игрокам в нижнем ценовом сегменте. «Сегодняшние высокие цены обусловлены тем, что в тариф входит скоростная подача машины. Таксистам хочется иметь какой-то гарантированный доход. Наша задача — добиться, чтобы машина доезжала к клиенту в течение трех минут. В этом случае подача машины будет стоить 50 рублей», — говорит предприниматель.
Очевидно, время подачи такси клиенту будет сокращаться по мере расширения автопарка GetTaxi. В планах компании за два месяца довести его до 1000 машин. Для популяризации сервиса как среди клиентов, так и среди потенциальных партнеров компания использует брэндированные автомобили. В Лондоне часть кэбов имеют фирменную раскраску и логотип GetTaxi (за это пришлось заплатить, поскольку поверхность кэбов используется как рекламный носитель). В Москве Смирин уповает на «синергию»: «Владельцы такси понимают, что им выгодно продвигать нас, как и нам выгодно продвигать их. Если они готовы поменять облик своей машины, то получат от нас преференции».
После Москвы GetTaxi намерена покорить и другие мировые столицы — Париж, Мадрид и Нью-Йорк. При этом клиенты во всех городах смогут использовать одно и то же приложение, а также участвовать в программе лояльности (похожей на бонусные программы авиакомпаний), причем баллы можно будет накапливать и тратить при заказе такси в любом городе. Кстати, как утверждает Смирин, уровень лояльности клиентов GetTaxi необычайно высок — около 93% клиентов, единожды воспользовавшихся сервисом, совершают повторный заказ. Учтены и особые потребности корпоративных пользователей. Для них у GetTaxi предусмотрен веб-интерфейс, с помощью которого сотрудники могут вызывать такси по заранее оговоренному адресу (например, к офису). Это особенно удобно для ресторанов и отелей. Клиентам предоставляется подробная статистика с информацией о сделанных заказах и понесенных расходах.
По словам Шахара Смирина, сервис начнет приносить прибыль на второй год после запуска.
Конкуренты
Главным конкурентом GetTaxi в Лондоне является сервис HAILO, запущенный в июне 2011 года. Он позволяет пользователю самостоятельно находить свободные такси, которые отображаются на экране смартфона. Затем пользователь посылает сигнал водителю ближайшей к нему машины, и тот забирает его в месте назначения, которое может быть либо определено автоматически, либо задано пользователем.
В Москве действует сервис InTaxi, предоставляющий пользователю возможность самому выбрать машину из числапредлагаемых несколькими службами такси. Посредством веб-интерфейса или через смартфон пользователь задает свой адрес, адрес места назначения, затем выбирает устраивающее его предложение, в которое включается цена, прогноз длительности поездки и информация о пробках.
Запущенный в октябре 2011 года сервис Яндекс.Такси позволяет направить заказ напрямую водителям, которые находятся поблизости. После того как водитель примет заказ, перемещение заказанного такси можно отслеживать по карте.
Международный предприниматель и инвестор. В 1996 году создал в Израиле компанию InfoAuto, разрабатывающую системы классификации автомобилей и недвижимости. В 1998 году основал компанию аналогичного профиля National Board Ltd. С декабря 1999 года по март 2001 года занимал должность главного операционного директора израильской компании ThreeWay, разработавшей B2B-приложение для поддержки немарочных производителей. С апреля 2001 года по май 2005-го занимал должность генерального директора Comverse Russia, разрабатывающей решения для мобильных операторов. Участвовал в создании шести стартапов, в 2011 году основал сервис GetTaxi.
Текст: Дмитрий Кристофор
Фото: GetTaxi