Профессиональная карьера Дарко Будеча, основателя крупнейшего в Сербии производителя дизайнерского осветительного оборудования BUCK началось в Ираке, где молодой выпускник инженерного вуза разрабатывал систему освещения для филиала министерства нефтяной промышленности. «На тот момент это здание было одним из самых технологичных сооружений в мире, и, конечно, я столкнулся с большим количеством проблем на пути реализации своего проекта, — рассказывает Дарко. — Чтобы их разрешить, мне пришлось полностью погрузиться в работу. Пока я разбирался, ко мне пришло осознание, что вот оно – то, чем мне бы хотелось заниматься всю жизнь! Я чувствовал себя взбудораженным, мне хотелось работать! Когда я вернулся обратно в Белград, то сразу же основал свою компанию, которая с самого начала стала работать в области разработки и производства дизайнерского освещения».
Корреспондент «Своего Бизнеса» Андрей Скрипкин расспросил Дарко Будеча о том, как сербская компания стала конкурентоспособной на глобальном рынке.
Когда вы вернулись в Белград, Сербия переживала тяжелые времена. В 1990-х годах многие сербы старались эмигрировать на Запад. Почему вы все же решили вернуться на родину и открыть свой бизнес?
Это очень просто. На тот момент примерно треть своей жизни я прожил за рубежом из-за учебы и работы. Я очень много путешествовал, и могу сказать, что у меня было достаточно хорошее представление об уровне жизни в других странах. На мой взгляд, Белград, пожалуй, одно из самых приятных мест для жизни. Несмотря на все кризисы: политические, экономические и военные, уровень жизни здесь остается достаточно высоким, это мое личное мнение. К тому же здесь, в Сербии, все еще остается очень много опытных инженеров. То, что мы делаем здесь, не так-то просто наладить в другой стране. Конечно, есть компании, у которых уже построен сильный брэнд. Есть страны, где созданы кластеры в индустрии освещения. Но сейчас мы в сотрудничестве с нашими вузами нацелены на очень активное развитие этой области в нашей стране. Я считаю, что мы должны продвигать сербскую продукцию и технологии по всему миру, а для выпускников наших высших учебных заведений мы должны стать той компанией, в которой они бы мечтали работать.
BUCK — очень нетипичная для Сербии компания с высокотехнологичным подходом. Я думаю, что наличие такой компании является серьезным мотивирующим фактором для молодых специалистов. Мы служим ярким примером того, что высокие технологии можно развивать и у себя на родине. Мы стараемся повлиять на общество и показать молодежи, что и они могут достигнуть успехов в Сербии.
Сейчас основная часть вашей продукции уходит на экспорт. А как вы работали в 1990-е, когда страны Запада наложили на Сербию санкции?
Это правда, сейчас мы экспортируем 95% нашей продукции в 30 стран, ежегодно мы расширяем географию экспорта на 3-4 страны. Внутренний рынок Сербии очень скромный, поэтому мы должны искать сбыт за рубежом. Сейчас очень просто вести международную торговлю, учитывая уровень развития коммуникаций.
В самом начале мы работали только на внутренний рынок, из-за санкций наши сотрудники не могли путешествовать, и фактически свое развитие за пределами Сербии мы начали после отмены санкций, когда вопрос с визами стал разрешимым.
Я не могу сказать, что тогда было сложно. Тогда мы работали для местного рынка, потом начали работать для международного рынка. Просто нужно адаптироваться под текущие условия, вот и все.
Что вы бы назвали ключевыми факторами успеха вашей компании?
Я думаю креативность, знания, опытные и образованные сотрудники – это наши конкурентные преимущества. При этом наш персонал обходится компании на порядок дешевле, чем, например, в Германии, Италии или Франции.
Вы можете производить световое оборудование в любом конце света, это не проблема. Но исследования, разработка и дизайн – это ядро продукта, самое главное в нем. Здесь, в Сербии, у нас очень хорошие инженеры: они креативные, обладают более широким диапазоном знаний, чем среднестатистический инженер с Запада. Наши специалисты подходят нестандартно к решению проблем, и весьма успешно, именно поэтому зачастую западные компании копируют наши решения.
Не так просто делать такую же продукцию в другой стране как раз потому, что для этого вам нужна команда хороших специалистов, нужна организационная культура. Этого нельзя добиться мгновенно, нужно затратить многие годы.
Вы производите только в Сербии? А как же непременный аутсорсинг в Китае?
На сегодняшний день всю продукцию мы производим в Сербии, но мы импортируем сырье, потому что сербское сырье не отвечает нашим требованиям. В основном мы импортируем сырье из Германии, потому что у них есть максимально эффективные технологии.
Дизайн наш, оригинальный, а производство мы осуществляем на станках с числовым программным управлением, размеры всегда точные. Контроль качества мы интегрировали в производство 20 лет назад.
Что касается переноса производства в Китай – ни в коем случае. В Китае производители ориентируются на массового потребителя, наша же целевая группа клиентов несколько иная. Мы ориентируемся на небольшой сегмент рынка осветительной техники, наши клиенты – это те, кто готов платить за качество и понимает, что освещение имеет решающее значение для здоровья и производительности труда их сотрудников.
У нас есть планы по переносу некоторых производств в Германию, в частности мы хотим перенести две линии по производству освещения для больниц. Все сырье немецкое, мы уже нашли опытного производителя в Германии, который может работать по нашей документации. И, что очень важно для нас, на его производстве есть собственный контроль качества, таким образом, мы можем быть спокойны за качество финального продукта.
Вы упомянули о том, что помогаете студентам с финансированием обучения, это является одним из направлений корпоративной социальной ответственности. Почему это важно для вас?
Я думаю, что многие компании в Сербии сейчас очень социально ответственны. Каждая компания выбирает свою стратегию в этой области. Мы решили направить свои силы на образование. Связано это с тем, что мы хотели бы прекратить пагубную практику «оттока мозгов» за рубеж. Мне кажется это одна из самых больших проблем в Сербии, многие хорошие инженеры покинули родину только потому, что не смогли найти себе здесь подходящую работу.
Мы начали плотно сотрудничать с пятью сербскими университетами, каждый год к нам приходят студенты на экскурсии. Они могут посмотреть на наше производство, на то, как мы работаем, изучить наш стиль мышления. Обычно несколько студентов у нас остается на практику. Наши двери всегда открыты для молодых, любознательных специалистов, и в каждом конкретном случае мы стараемся искать возможности сотрудничества. Например, после прохождения практики некоторые студенты продолжают с нами сотрудничать, если кому-то удобно работать удаленно – то мы идем навстречу.
Мы регулярно проводим занятия по повышению квалификации сотрудников. План занятий разрабатываем вместе с нашими сотрудниками в зависимости от потребностей коллектива. Таким образом, мы все можем узнать что-то новое из тех областей, которые нас интересуют. Коллективное знание значительно обширнее, чем знания каждого отдельно взятого сотрудника.
Вместе с тем, мы привлекаем сторонних специалистов для проведения тренингов, мы всегда даем возможность нашим сотрудникам расширить свои знания. Если кто-то чувствует необходимость продолжить обучение и получить степень магистра, например, то мы стараемся поддержать это желание, покрываем расходы на обучение, предоставляем необходимое время сотруднику на подготовку к экзаменам. Мы инвестируем в людей, а люди возвращают наши инвестиции в виде своих знаний обратно в компанию.
Какими качествами, по-вашему, должен обладать каждый хороший предприниматель?
Во-первых – страсть. Предприниматель должен чувствовать страсть, когда говорит, делает и думает о своей работе, о своем видении, о своей миссии. Во-вторых, умение создавать хорошие команды, без хорошей команды не удастся заложить основы компании, которая сможет проработать многие десятки лет.