История компании «Перепелкины и Жоевъ» доказывает, что на российском рынке продуктов питания остается немало пустующих ниш, в которых небольшое фермерское хозяйство может за короткое время стать лидером. В России хватает перепелиных ферм, но их главный продукт — яйца. Совладелец «Перепелкиных» москвич Николай Киселев сделал ставку на свежее мясо перепелов и не прогадал: его продукцию закупают такие сети, как «Азбука вкуса», «Глобус Гурмэ» и «Зеленый Перекресток». Теперь Киселев планирует выйти в массовый сегмент.
Деревня Лопухиновка стоит на самой границе Тульской и Рязанской областей. Сразу за селом начинается огромное непаханое поле, утыканное ржавыми столбиками. По слухам, кто-то собирался открыть здесь внушительных размеров розарий, набрал кредитов и исчез, а столбики, наметившие границы будущего розария, остались. Предстающее взгляду запустение вполне типично для этих мест: Тульская область считается одним из самых депрессивных регионов России, хотя в советские времена здесь были процветающие колхозные хозяйства. Николай Киселев вспоминает, что в период сбора урожая один колхозник мог официально заработать до 600 рублей в месяц (представители интеллигенции о таких доходах могли лишь мечтать), поэтому в очередь желающих устроиться на работу записывались несколько сотен человек. Сейчас о былом величии напоминают разве что выцветшие указатели вдоль дорог. «Мой дед был председателем колхоза, — говорит Киселев. — В прошлом году я побывал в Шацком районе Рязанской области, где он трудился. Сейчас от колхоза камня на камне не осталось. Всего лишь за 20 лет заросли березняком пашни, которые обрабатывали мои предки. Меня даже депрессия накрыла, когда я это увидел».
С местной властью Тульской области не слишком везет: Вячеслав Дудка, занимавший пост губернатора в 2005-2011 годах, сейчас находится под следствием по обвинению в даче взятки в размере 40 млн. рублей. В прошлом году на его место пришел основатель розничной сети «Седьмой континент» Владимир Груздев. «Все думали, что, когда регион возглавит человек из бизнеса, предпринимательством станет легче заниматься. Но пока, честно говоря, никаких изменений», разочарованно замечает Николай Киселев.
На шести гектарах, которые Киселев выбрал для своей фермы, прежде был скотоводческий комплекс, построенный в 1963 году. Фотография развалин, висящая на стене в одном из новых зданий, — законный повод гордиться проектом, в который вложено 70 млн. рублей. Из трех запланированных строений сейчас готовы два: в одном убойный цех, в другом — селекционные цеха, инкубаторы и «детские сады» для перепелов. «К осени, когда начнется высокий сезон, здесь появится еще одно здание», — проводит экскурсию по объекту Киселев, по ходу поясняя, что это его вторая ферма. Первая была построена в Ногинском районе Подмосковья еще в 2004 году.
В перепелиный бизнес Николая привел его дядя — Юрий Жоев, 19 лет занимавшийся селекционной работой в Казахстане. Венцом его творения стала крупная порода перепелов, которую сами фермеры шутливо называют «жоевкой». Услышав об уникальных перепелах, Николай загорелся идеей создания бизнеса. С начала строительства, в которое вложили 7 млн. рублей, до первого выводка прошло два года. Когда работы были закончены, предприниматель понял, что просчитался с выбором места: из-за цен на аренду земли в Московской области себестоимость птицы оказалась очень высокой. Тогда выведенных перепелов решено было разводить на новом месте — в Кимовском районе Тульской области. Там и купили шесть гектаров земли для семейного бизнеса. Киселев надеется сделать то, что не получилось у его деда, — создать предприятие, которое будет работать если не веками, то десятилетиями.
Сейчас поголовье тульской фермы — 24 тыс. перепелов, но к 2013 году, после ввода третьего цеха, оно вырастет до 140 тыс. По словам Киселева, предприятие производит 2,5 тонны мяса в месяц, а после расширения объем производства увеличится до 11 тонн (при этом отпускная цена составляет 320 руб. за кг).
Производственный цикл на ферме вполне стандартен. Из инкубаторов цыплят переводят в «детский сад», где они подрастают в течение недели, затем их отправляют во взрослое стадо. Птицы, предназначенные на убой, достигают нужной кондиции на 53-й день, затем качество мяса только снижается (оно грубеет). Чтобы мясо было мягким, птиц забивают до того, как они начинают нестись. Обработка тушек — целая наука. Для ощипывания компания приобрела специальный барабан, который был изготовлен на заказ в Институте птицеводства в Сергиевом Посаде (традиционные барабаны не подошли, так как у перепела более нежное мясо, чем у курицы). В процессе ощипывания тушки обрабатываются водой при температуре 75,8 градуса по Цельсию. Любое отклонение от строгого температурного режима приводит к нарушению процесса: если вода будет холоднее, то перо будет плохо сниматься, а слишком горячая вода испортит мясо. Кстати, водоснабжение у фермы автономное: на участке вырыли собственную скважину. Правда, Киселев уже успел пожалеть об этом, поскольку постфактум узнал, что каждые три года должен платить 600 тыс. рублей за исследование качества воды. После барабана перепелам ощипывают крылья — это уже ручная операция, — а затем от 12 до 24 часов охлаждают в резервуаре со льдом (если этого не сделать, то в мясе начнут размножаться микроорганизмы — появится так называемый «загар»). Охлажденное мясо запаивают в пластик. Чтобы торговые сети охотнее брали продукцию, компания долго выбирала оптимальный способ упаковки. Сейчас мясо фасуют в газовой среде или вакуумным способом, при этом используется более плотный пластик, чем обычно. Это позволяет увеличить срок хранения в три раза — до 15 суток.
К моменту забоя «жоевки» набирают 250-270 граммов веса — почти на сто граммов больше обычных перепелок. Их яйца также раза в полтора крупнее тех, что мы привыкли видеть в магазинах. Тем не менее производство яиц на ферме собираются сворачивать. По оценке Николая Киселева, рынок перепелиного яйца перенасыщен: предложение есть в любой точке страны, оптовые цены замерли. Вдобавок специализация на яйцах не очень выгодна: несушки потребляют больше комбикорма, чем молодняк, яйца не делятся на категории (то есть размер не влияет на цену), а государственные субсидии — один рубль за каждое произведенное яйцо — хоть и значительны, но принципиального влияния на доходность не оказывают. Поэтому несушек (на фермерском жаргоне — «старух») Киселев собирается «вывести из оборота» и полностью сфокусироваться на мясе. Сейчас на ферме около 4 тыс. несушек. Чтобы избавиться от «старух» без финансовых потерь, Николай Киселев решил освоить новый сегмент рынка — консервировать перепелиное мясо. По его мнению, это единственный вариант смены парадигмы, потому как продажа этих птиц под видом диетического мяса подпортит репутацию компании (мясо несушек более жесткое и менее питательное, чем мясо молодняка). «Сейчас консервацией перепелов никто не занимается, — уверяет Киселев. — Идея заинтересовала ритейлеров — например, в X5 Retail Group за нее сразу ухватились». Правда, остается вопрос, как сделать этот продукт действительно массовым: по предварительным расчетам, 325-граммовая банка будет стоить в рознице более 100 рублей.
Киселев считает, что это дороговато. Если компания найдет способ снизить себестоимость продукции, консервация может стать новым направлением деятельности. Но в любом случае менять главную специализацию — производство свежего диетического мяса — «Перепелкины и Жоевъ» не собираются. С выходом тульской фермы на полную мощность компания планирует упрочить свои позиции на рынке. Мясо с подмосковной фермы из-за высокой себестоимости автоматически угодило в категорию «премиум»: после стопроцентной надбавки ритейлеров цена доходит до 1000 рублей за килограмм. Поэтому такое мясо поставляют только в супермаркеты верхнего сегмента — «Азбуку вкуса», «Глобус Гурмэ», «Зеленый Перекресток», а также на знаменитый Дорогомиловский рынок, на котором отовариваются многие московские рестораторы. Продукцию тульской фермы Киселев хочет сделать более демократичной, вступив в конкуренцию с привычными для россиян видами мяса. «За последний год очень подорожали говядина и баранина, поэтому, возможно, для нас настал удачный момент», — рассуждает Киселев.
Пока строительство не закончено, ферма работает в убыток. Ежемесячные затраты Николай не раскрывает, но говорит, что основную статью расходов (около 70% от себестоимости продукции) составляет комбикорм. Взрослая перепелка в день съедает около 40 граммов корма, то есть в месяц на ферме расходуется до 42 тонн. Если учесть, что комбикорм стоит около 15 тыс. рублей за тонну, то можно предположить, что эта статья расходов составляет порядка 630 тыс. рублей, а общие затраты доходят до 900 тыс. рублей в месяц. Конечно, эти подсчеты очень приблизительные, поскольку не учитывают разницу в рационе цыплят и несушек. По словам самого Николая Киселева, производство диетического мяса должно иметь рентабельность около 30%.
Николай Киселев
Окончил Тимирязевскую сельскохозяйственную академию по специальности «экономист-организатор сельскохозяйственного производства». Работал аудитором, финансовым контролером и финансовым директором в ряде компаний. С 2004 года — индивидуальный предприниматель, в 2007 году вместе с партнерами организовал компанию «Перепелкины и Жоевъ».
«Перепелкины и Жоевъ»
Компания основана в 2007 году, в штате 13 человек. Компания владеет птицефермой в Кимовском районе Тульской области.
Текст: Алексей Упатов
Фото: Юлия Ефремова