Зообизнес — отрасль,в которой малым и средним предпринимателям есть где развернуться, поскольку больших вложений это не требует, а спрос на такие услуги будет всегда, пока в семьях есть домашние животные. Но справедливости ради надо сказать, что человеку «со стороны», который сам не владеет домашним питомцем, будет трудно понять специфику этого бизнеса и разглядеть перспективы рынка.
Перспективы у российского зообизнеса серьезные. Наиболее динамично развивается сегмент готовых кормов для домашних животных — прежде всего собак и кошек. Домашних собак в России примерно 21-23 млн., а кошек — более 35 млн. Пернатых, водоплавающих или пресмыкающихся сосчитать сложнее, но их тоже немало. На питание своих подопечных владельцы тратят около 60% от всей суммы расходов по их содержанию.
Согласно данным исследовательской компании Euromonitor International, объем российского рынка кормов для непродуктивных животных в денежном выражении составляет сейчас $1,2-1,5 млрд. Пока его нельзя даже сравнивать с рынками некоторых других стран. Например, в США владельцы непродуктивных животных тратят на готовое питание для своих питомцев $23 млрд. в год, в Бразилии — $5,8 млрд., в Японии — $4,4 млрд. Однако российский рынок кормов занимает третье место по темпам ежегодного роста (8,7%), уступая только Индии и Саудовской Аравии.
На всех географических рынках в секторе кормов для непродуктивных животных доминируют транснациональные концерны — Mars, Nestle, Aller Molle. В России они также открыли собственные заводы: Mars в подмосковном Ступине и Новосибирске, Nestle в Калужской области. Представителям малого и среднего бизнеса нечего и думать о сколько-нибудь серьезной конкуренции с этими мировыми гигантами: на долю Mars и Nestle в совокупности приходится 80% продаж на российском рынке кормов — прежде всего низкой и средней ценовой категории (марки Pedigree, Chappi, Royal Canin, Purina, Whiskas, Friskies и пр.). Кроме того, производство кормов — высокотехнологичный процесс. Вложить в создание рецептуры кормов придется немало ресурсов, к тому же специалистов в этой области считаные единицы во всем мире.
Тем не менее российские предприниматели нашли ниши в сегменте кормов, где они могут соперничать с иностранцами и даже теснить их. Компания «Раритет» замыкает пятерку лидеров по кормам, но берет не количеством — она производит лишь около 400 тонн продукции в месяц. Сбытовая политика носит демпинговый характер. Своей производственной базы «Раритет» не имеет, так как это слишком затратно, отмечают в компании. Потому владелец марок среднего сегмента «Трапеза», «Оскар» и Mon Ami заказывает изготовление кормов по собственной рецептуре за границей.
Предпринимателям средней руки прямой путь в более доступную сферу — дистрибуцию. Именно они и заполняют оставшуюся 20-процентную долю рынка иностранными кормами — как правило, премиального сегмента или с разными особенностями. Например, компания «Органик Фуд» является эксклюзивным поставщиком гипоаллергенного Biomill, который в ограниченном количестве изготавливается в Швейцарии. Другие дистрибьюторы привозят из Европы, Канады и Австралии дорогие Orijen, Flatazor, Forza, Trainer. Можно с уверенностью сказать, что в данный момент на российском рынке представлены все марки кормов для собак и кошек, выпускаемые в мире. Так что в этой сфере людям, начинающим бизнес, делать уже нечего. Зато небольшие отечественные компании почти полностью контролируют сектор кормов и минеральных добавок для рыб, декоративных птиц и грызунов. В очень узком, но доходном сегменте лакомств для собак обосновалась компания «Альпинтех». С 2000 года она выпускает под маркой Titbit спрессованные косточки, свиные уши, коровьи копыта и прочие деликатесные, с точки зрения собак, «вкусности». Субпродукты закупаются на региональных мясокомбинатах и проходят многоступенчатую обработку, цель которой — полностью избавиться от влаги и таким образом законсервировать продукт.
У Mars, Nestle и других иностранцев таких «естественных» товаров в линейке нет. Позиции «Альпинтеха» на рынке настолько прочны, что компания избегает прямолинейной рекламы, сделав ставку на «сарафанное радио»: ее сотрудники общаются с владельцами собак на породных интернет-форумах, дают консультации на выставках. И действительно, такой способ продвижения оказался весьма эффективным: по данным исследовательской компании ACNielsen, марка Titbit занимает до 40% в своем сегменте.
Естественно, у домашних животных есть и другие потребности кроме здорового питания. По оценкам компании inFOLIO Research Group, общая емкость рынка зоотоваров и услуг для домашних животных только в Москве составляет не менее 80 млрд. рублей, а в Санкт-Петербурге — 38 млрд. рублей. В городах-миллионниках зоорынок в стадии формирования, а вот в небольших населенных пунктах до сих пор не всегда можно найти даже зоомагазин.
Иными словами, зооиндустрии есть куда расти, а у начинающих предпринимателей есть во что инвестировать средства. К тому же рынок зоотоваров и услуг — один из самых сегментированных, а значит, и ориентированных на предпринимателей малого и среднего бизнеса. Они оказывают ветеринарную помощь, изготавливают витаминные добавки, недорогие лекарства и косметику, стригут животных, занимаются их дрессировкой и перевозкой, торгуют товарами через интернет-магазины и содержат зоогостиницы.
Как правило, первоначальных вложений для таких видов деятельности требуется немного. Можно даже обойтись без кредитов — по крайней мере, никто из опрошенных нами предпринимателей не обращался в банк за займами. Они либо привлекали партнеров, либо использовали для старта личные сбережения. Некоторые получают помощь по муниципальным программам. Например, одна из собеседниц «СБ» недавно решила открыть интернет-магазин по торговле зоопродукцией. По ее подсчетам, на создание сайта и хостинг, закупку первой партии товаров и аренду склада требовалось не менее 500 тыс. рублей. Начинающая предпринимательница разработала бизнес-план и получила под него по одной из программ поддержки малого бизнеса беспроцентную и безвозвратную субсидию в размере 850 тыс. рублей. Скоро ей предстоит отчитаться о расходовании этих средств.
Чтобы составить более полную картину о перспективах зообизнеса, «СБ» попросил поделиться опытом уже состоявшихся предпринимателей, работающих в различных секторах этой отрасли.
Ветеринария. Государственные ветклиники есть почти в каждом крупном населенном пункте.
А в Москве и Санкт-Петербурге в дополнение к ним сложились сети коммерческих ветклиник. Последних гораздо больше, а тарифы на услуги частных учреждений иногда в разы превышают стоимость аналогичных процедур в муниципальных ветбольницах. Расчет прост: случись что с питомцем, владелец не пожалеет денег на его лечение. Например, собакам после укуса иксодового клеща грозит опасность заразиться смертельной болезнью — пироплазмозом. В любой коммерческой клинике Москвы разовый прием, анализ крови и постановка капельницы такому четвероногому пациенту в дневное время обойдется минимум в 3,5 тыс. рублей, а в ночное время — в два раза дороже. Пребывание в стационаре оценивается от 800 рублей за ночь, стандартная прививка от бешенства — от 400 рублей. Свою цену, и немалую, имеет все: оформление ветпаспорта, инъекция или операция по удалению грыжи.
Высокие столичные цены объясняются и тем, что частным ветклиникам приходится быстро «отбивать» первоначальные вложения. Самая затратная часть — аренда специализированного помещения. Зураб Мамедов открыл свою клинику в Москве в начале 2008 года. «Есть много санитарно-эпидемиологических норм, из-за которых конечная сумма затрат на аренду помещения серьезно возрастает: например, здание должно находиться не ближе 50 метров от подъездов жилых домов — а попробуй найди такое место в Москве, — объясняет руководитель ветклиники «Бона Менте». — В результате мне аренда обходится дороже, чем в таком же помещении на первом этаже жилого дома, — 1 кв. м стоит около $1 тыс. в год. На аренду уходит около 20% от оборота
компании». Мамедов считает, что с помощью кредитных ресурсов начать такой бизнес нереально. Сам он привлек компаньона, который и профинансировал проект. В создание клиники, оснащенной всем необходимым современным оборудованием, тот вложил 4 млн. рублей. «Но надо понимать, что это не краткосрочное инвестирование, затраты пока не окупились, хотя бизнес развивается вполне стабильно», — говорит Мамедов. Чтобы добиться такой стабильности, ему пришлось попотеть. Прежде чем открыть клинику, Мамедов 8 лет проработал разъездным ветеринаром, и у «Бона Менте» уже на старте было 5-6 тыс. потенциальных клиентов. Так что нереально рассчитывать, что ветеринарный бизнес на сложившемся рынке окажется успешным без такой мощной «клиентской» поддержки за плечами.
Гидротерапия и реабилитация. Первый в стране бассейн для домашних животных появился в Санкт-Петербурге в 2006 году. В помещении бывшей сауны была установлена чаша, где могли поплавать собаки, кошки и любые другие домашние питомцы. В зимнее время эта услуга была очень востребованной. Однако от того, что за рубежом называют гидротерапией, она была очень далека. За границей гидротерапия помимо собственно бассейна включает в себя множество других процедур — от термического водного массажа до беговой дорожки. Для этого необходимо специальное дорогостоящее оборудование.
Ольга Золотухина, бывший менеджер одной из крупных нефтяных компаний, поначалу думала открыть бассейн для собственных собак и домашних питомцев своих друзей. «Мне трудно оценить первоначальные затраты, ведь я не рассматривала это занятие как бизнес, — объясняет она. — Но когда в бассейн стали приводить собак, которых к нам посылали на реабилитацию, я поняла, что надо развиваться в этом направлении». Ольга Золотухина (по одному из трех образований она педиатр-реабилитолог) стала собирать информацию, съездила в Чехию, где познакомилась с методикой физиотерапевта Петера Шренка. В результате в Москве появился Dog Palacе — первый центр восстановления и реабилитации животных путем физиотерапевтических процедур.
Цены в нем «кусаются» — пять сеансов стоят от 6,3 тыс. рублей до 7,4 тыс. рублей в зависимости от размера породы. Так что основной контингент — питомцы состоятельных людей. Однажды курс проходила даже Конни Полгрейв, лабрадор Владимира Путина. Но немало и собак клиентов, не обладающих большим достатком, — одна воспитательница детского сада даже специально брала кредит на восстановительные процедуры для собаки, у которой были проблемы с позвоночником. «У нас гибкая ценовая политика, — отмечает Ольга Золотухина. — С многих клиентов мы взимаем минимальную плату, потому что понимаем: кроме нас, никто не поможет больным животным в буквальном смысле встать на лапы». При всей кажущейся простоте этот бизнес мало тиражируем, пока не повысятся доходы россиян. Все же спрос при таких ценах ограничен, к тому же он сезонный. А цены формируются из себестоимости, куда помимо недешевой аренды, зарплаты персонала и коммунальных платежей входит и специальная очистка воды. Ольга Золотухина называет месячную прибыль — до $10 тыс. — и вспоминает, что за те пять лет, которые Dog Palacе работает в Москве, открылись и прогорели два других бассейна. Пока на плаву держатся еще два — при «человечьем» спортцентре на севере Москвы и при ветклинике «Феникс».
Груминг. Профессиональный уход за шерстью, стрижка когтей у собак или кошек — очень востребованная услуга. В России это бизнес-направление стало складываться совсем недавно: десять лет назад в Москве не было ни одного грумерского салона, а сегодня их десятки. Правда, в регионах груминг развития все еще не получил — там незначительный спрос, который легко удовлетворяют разъездные мастера. Они и без создания юрлица могут подстричь собаку и подпилить когти кошке. Даже в таком крупном городе, как Нижний Новгород, всего один салон.
В Москве же, где ежегодно проходят десятки выставок домашних животных, спрос на профессиональных грумеров высок. «Я могу сказать точно, что груминг остро реагирует на экономическую ситуацию. Сейчас наши клиенты чувствуют себя экономически более спокойно», — говорит Анна Бардышева, победитель многих международных турниров по грумингу, владелица специального салона и основатель «Школы грумерского искусства». В школе готовят мастеров-профессионалов, цены на услуги которых располагаются между тарифами грумеров из эконом- и вип-классов: примерно 2,5 тыс. рублей за традиционную меру — йорко-единицу (это самая популярная порода для груминга).
Бизнесу пока три месяца, так что оценивать будущий уровень доходов и норму рентабельности пока рано. Но настроена Анна Бардышева оптимистично. Первоначальные вложения в аренду помещения, закупку оборудования, создание и раскрутку сайтов составили около 1,5 млн. рублей. Деньги выделил финансовый партнер, а Бардышева вошла в долю со своим мастерством, опытом и профессиональными наградами. Пока основной доход генерирует школа: двухмесячное обучение на профессионального грумера стоит 36 тыс. рублей. Но вскоре с полной нагрузкой заработает и салон.
По словам Анны Бардышевой, точки безубыточности в соответствии с бизнес-планом она должна достичь через полгода после начала работы, а вполне приличная выручка появится через год. В Москве несколько миллионов декоративных собак и собак тех пород, которым без регулярного ухода за шерстью не обойтись, — шнауцеров или эрдельтерьеров.
Торговля. За годы развития индустрии в крупных городах открылось немало зоомагазинов. И все же 70% всех зоомагазинов сосредоточено в Москве, где работает около 200 торговых точек. Это сети «Любимчик» (61 магазин) и Cats & Dogs (60). Не только в столице, но и в Подмосковье, Новосибирске и Уссурийске открыто 56 торговых точек сети «Четыре лапы».
Для небольших компаний наиболее доступным является сегмент интернет-продаж. Виртуальных зоомагазинов в Рунете сотни. Некоторые из них обслуживают конкретные населенные пункты, клиенты других — жители всей страны. Российские интернет-зоомагазины обычно торгуют сразу всем — кормами, аксессуарами, дрессировочным снаряжением. Но Алексей Комиссаров в 2009 году открыл специализированный интернет-магазин Candy Dog, торгующий собачьей одеждой. «Разработка сайта и закупка первой пробной партии товара обошлись мне в 300 тыс. рублей, — говорит Комиссаров. — Затраты окупились быстро, в течение года». Для самого Комиссарова Candy Dog — не основная работа, но при этом интернет-площадка создала три постоянных и одно удаленное рабочее место для программиста. «Сейчас, когда мы накопили достаточно опыта и можем предсказывать уровень спроса, вести бизнес намного легче, — признается Алексей Комиссаров. — Основные закупки производятся в начале осени, в начале декабря и в феврале. Производители регулярно обновляют свои коллекции — сообразуясь с этим, мы и формируем заказы. Всю логистику берут на себя производители — мы лишь отправляем каталоги и получаем товар в Москве».
Уверенность в успехе Комиссарову дает сотрудничество с перспективным изготовителем собачьих комбинезонов — екатеринбургской компанией Formydogs. Сначала она была импортером других марок, отшиваемых на фабрике в Китае, затем создала собственную торговую марку. «Качество отменное, те, кто уже покупал эту одежду для своих собак, никогда к «самопошиву» не вернутся», — заявляет Комиссаров. Тем не менее кустарей, шьющих комбинезоны, попоны, шапки и ботинки на заказ, в России также немало.
Микрозообизнес. Москвичка Мария Иванова раньше не имела отношения к туриндустрии, но как владелица собак часто ездила на выставки, в том числе за границу. «В какой-то момент я поняла, что на этом можно построить небольшой бизнес, — рассказывает Иванова. — Сначала просто перевозила людей с собаками, затем стало ясно, что некоторым клиентам требуются финансовые документы, да и дело пошло настолько хорошо, что я официально зарегистрировала предприятие в форме ИП, а при нем турагентство «Золотая осень».Ежемесячный доход ИП составляет порядка 80 тыс. рублей, с них Мария платит налог 6%.
Предпринимательница берет на себя те заботы, с которыми сталкивается каждый россиянин, выезжающий за границу с животным. Она подыскивает отели, куда пускают с собаками и кошками, подбирает нужные авиарейсы и бронирует авиабилеты, делает визы, разрабатывает маршруты для поездки на машине, оформляет ветеринарные справки. Кроме того, ИП Иванова выступает в роли перевозчика животных: берет в аренду автобусы или иной транспорт, а иногда использует для этих целей и собственный автомобиль.
Услуги турагентства для животных оказались очень востребованы — ими пользуются даже клиенты из дальних регионов. При этом первоначальных затрат для организации бизнеса не потребовалось. «Я просто в свое удовольствие езжу с группами, ведь многие не знают правил проведения заграничных выставок, — говорит Иванова. — Мне мой бизнес нравится: я много времени провожу дома, могу гулять с собаками. Единственный минус — с пятницы по понедельник меня в Москве не бывает».
Собственное рабочее место создала и другая владелица собаки — Татьяна Бондаренко. Два года назад она запустила проект «Дача для собак». Обычно зоо-гостиница — это отдельно стоящее здание на несколько десятков мест, где животные ждут хозяев в комнатах или вольерах — их, конечно, выгуливают и обслуживают. Но Бондаренко выбрала иной формат — гостиницу она открыла в своем подмосковном доме. «После родов я сидела дома и придумала, как можно зарабатывать, живя с ребенком на природе, — рассказывает она. — Конкурентное преимущество этого типа гостиницы в том, что все собаки как будто наши, они все вместе гуляют, постоянно общаются с людьми. Так что животное не испытывает сильного стресса при расставании с хозяевами».
Прежде чем открыть гостиницу, семья Татьяны Бондаренко потратила 600 тыс. рублей на расширение дома за счет утепленной пристройки. Немного денег пошло на сайт и раскрутку. Проект уже наполовину окупил себя: Татьяна берет максимум 10 собак за раз, в результате получается порядка 50 тыс. рублей чистого дохода в месяц.
Текст: Ольга Венседорина
Мнения читателей
basseinomskAcits
В нынешнем мегаполисе тяжело соблюдать образовавшийся ритм бытия. Люди неизменно спешат, боятся прозевать что-то или не уложиться в срок. Каким образом не выпадать из житейского круговорота, не утомляться по окончании трудного трудового дня, а чувствовать беспрестанный прилив сил?
Плавание — это наилучший вид спорта, дающий возможность тренировать все группы мускулатуры с неиссякающей полезностью для здоровья и неописуемым удовольствием для души! Хорошо окунуться в бассейн и пропитаться безграничным раздольем водной глади! Почувствовать раздолье, движение, скорость. В частности поэтому история, возведение искусственного происхождения водоемов насчитывает несколько тысячелетий.
Реализовать желание всякого человека Всем вам позволит ГК Бассейн Инжиниринг в Омске. Все мы занимаемся возведением, исправлением бассейнов в Омске на протяжении многих лет.
цена строительства бассейна