Основательница сети центров раннего развития «Бэби-клуб» Евгения Белонощенко считает, что она «намазана педагогическим медом»: куда бы она ни пришла, к ней льнут дети. Родители Жени видели ее преемницей в семейном бизнесе, но педагогическое призвание одержало верх: в 2000 году она открыла в родной Самаре свой первый центр для малышей. Причины этого поступка были просты: Белонощенко хотела дать своей дочери всестороннее развитие, которого не мог обеспечить детский сад. Позднее, перебравшись в Москву и сменив стратегию, предпринимательница добилась впечатляющих успехов: сегодня в сети «Бэби-клуб» 82 центра в 36 городах России и СНГ. Одновременно в них занимаются более 3000 детей. При этом лишь четыре из этих клубов принадлежат Евгении, остальные открыты по франшизе.
От частного детского сада или развивающего центра со стандартным набором кружков «Бэби-клуб» отличает собственная методика раннего развития интеллекта и отсутствие «воспиталок»-зануд. Главная цель «Бэби-клуба» — не только научить детей читать и писать в процессе игры, но и объяснить им, как важно в жизни делать самостоятельный выбор и грамотно выражать свои мысли. «Детские сады лишь временно содержат детей, — заявляет Евгения. — Интеллектуальной пищи они, к сожалению, дают недостаточно».
Когда Наташе, старшей дочери Евгении, исполнилось два года, молодая мама впервые задумалась о раннем развитии ребенка и вскоре открыла для себя книгу Масару Ибуки «После трех уже поздно». Не имея педагогического опыта, она решила самостоятельно изучить разные методики, ходила на семинары и тренинги. «На этих занятиях я узнала, например, о кубиках Зайцева, с помощью которых двухлетних малышей учат читать и писать, — рассказывает Белонощенко. — Это была крайне актуальная тема среди интеллектуальных мам».
По стечению обстоятельств в июне 2000 года Николай Зайцев — автор тех самых кубиков для чтения и специальных математических таблиц — сам приехал в Самару с семинаром. Уже через месяц после личного знакомства с автором и его методикой Белонощенко, которая привыкла все делать быстро, открыла первый «Бэби-клуб». «Одиннадцать лет существования «Бэби-клуба» — это мои университеты, — говорит она. — Я окончила экономическую академию, но, лишь занявшись бизнесом, узнала, что такое маркетинг, как нужно управлять финансами и решать юридические вопросы. Я жадно впитывала знания, поэтому сейчас знаю об этом бизнесе все».
После окончания академии Евгения планировала работать в проектной организации своих родителей, но очень скоро поняла, что это не для нее: «Папа с мамой рассчитывали, что я стану их преемником и буду руководить их фирмой. Но я хотела заниматься тем, что мне действительно интересно». Муж Евгении, опытный финансист Юрий Белонощенко, поддержал ее решение. Выбор направления оказался верным: «Когда я начала работать в «Бэби-клубе», я точно поняла, что нравлюсь детям, — поясняет Евгения. — Куда бы я ни пришла, они уделяют мне столько внимания, будто я намазана педагогическим медом».
Загоревшись идеей, Евгения Белонощенко собрала соседскую детвору и организовала бесплатные занятия. Так началась практическая «обкатка» ее методики. Увидев первые результаты и убедившись, что она на правильном пути, Евгения начала вводить плату за занятия — вначале чисто символическую. «Когда мы начинали, то меньше всего думали о бизнесе как таковом, — говорит Евгения. — Если люди сосредоточиваются лишь на прибыли, они не получают кайфа от того, что делают, и редко добиваются успеха. А когда занятие в удовольствие, то и прибыль обычно приходит». Сейчас стоимость месяца занятий в клубе при посещении дважды в неделю составляет от 3500 рублей до 9000 рублей — в зависимости от программы и региона.
В «Бэби-клубе» каждого малыша учат осознавать себя как личность, общаться с людьми и публично выступать. А родителей учат тому, как психологически грамотно общаться со своим ребенком, чтобы малыш вырос талантливым и гармоничным человеком, способным найти свое истинное призвание. Упомянутая система Николая Зайцева, в которой используются картонные кубики с отдельными слогами, позволяет двухлетним малышам освоить чтение и письмо. Математические таблицы представляют собой ленту с цифрами. Сначала дети вместе с педагогом считают вслух, а потом начинают различать цифры и соотносить их с реальным количеством предметов. К трем годам ученики умеют считать от нуля до ста и в обратную сторону, понимают разницу между четными и нечетными цифрами. «У детей не возникает ощущения, что это сложно, — успокаивает Белонощенко, — они даже не понимают, что это учеба. Когда их спрашивают, кто научил их читать, они гордо отвечают: «Я сам».
В центрах также активно используются пособия Марии Монтессори, известного эксперта по раннему развитию, которая покорила своей системой Европу и Америку. Но хотя методики Зайцева и Монтессори не являются ноу-хау «Бэби-клуба», эта сеть, пожалуй, лучше остальных коммерциализирует их в России. Методики раннего развития, собранные по всему миру, сплетены в сложную систему, причем не застывшую: ежегодно содержание программ «Бэби-клуба» обновляется почти на 20%. Одна из последних находок — «ментальные карты» (mind maps), созданные английским психологом Тони Бьюзеном. В «Бэби-клубе» развивают десять видов интеллекта: творческий, вербальный, социальный и др. Cпециальные упражнения способствуют развитию памяти, логики, внимания, ощущений, восприятия, мышления и воображения. Программы рассчитаны на детей в возрасте от восьми месяцев до шести лет. «Результат заметен не сразу, ребенок накапливает навыки постепенно, — говорит Евгения. — Случается, что родители сомневаются в успехе. Это как семечко, которое ты посадил и не знаешь, чего ждать. Но есть тот, кто уже вырастил много семян и точно знает, что и как надо делать. И вот когда родители видят первые листочки на этом деревце, они счастливы».
Важный элемент концепции «Бэби-клуба» — система отбора сотрудников, которая, по мнению Евгении, является одной из основных составляющих концепции брэнда. Преподавателей отбирают по трем критериям: личность (уровень интеллекта, характер, внешние данные), компетенция (знания, навыки и опыт работы с детьми) и мотивация. «Человек должен быть фанатом, — поясняет Белонощенко, — и знать наверняка, что работа с детьми — его призвание».
В 2007 году, когда в Самаре и Тольятти уже работало 19 «Бэби-клубов», семья Белонощенко перебралась в Москву. Юрия пригласили стать партнером «Тройки Диалог», а Евгения последовала за ним, поскольку «где муж, там и родина». Найти подходящие помещения для открытия центров раннего развития в столице оказалось непросто: их было мало и стоили они дорого. Поэтому завоевание Москвы началось с окраин — первые клубы открылись в Бутово и Марьино. Другой проблемой оказалась текучка кадров — в Самаре Евгения привыкла годами работать с одними и теми же людьми, москвичи же значительно чаще меняют место работы. Подготовка к запуску первого московского «Бэби-клуба» длилась полгода, но дальше дела пошли быстрее: в 2008 году в столице работало уже четыре центра.
По мере роста бизнеса Евгения осознала, что централизованная модель управления противоречит «клубной» концепции: каждому клубу нужен свой хозяин, а не наемный менеджер. «Долгое время я считала, что никто не сможет вести бизнес так, как это делаю я, никто не сможет так же общаться с клиентами», — признается предпринимательница. Но со временем она поменяла точку зрения на прямо противоположную, поняв, что поддерживать высокий темп развития и сохранять стандарты брэнда можно только в одном случае — предлагая франчайзинг.
Летом 2009 года первая франшиза была продана коллеге Юрия Белонощенко из «Тройки Диалог», жена которого хотела заняться этим бизнесом. Позже эти же партнеры купили вторую франшизу и сейчас планируют развивать большую сеть клубов в Санкт-Петербурге. «Очень часто женщины, отработав в крупных финансовых структурах, понимают, что эта работа не для них», — говорит Евгения.
Убедившись в эффективности франчайзинга, Женя постепенно сократила количество собственных клубов, продав их новым партнерам, а сама сосредоточилась на работе в управляющей компании. Впрочем, четыре клуба она себе оставила — первые и самые любимые, работающие в Самаре. Сейчас ими управляют ее старые друзья, работавшие с ней с самого начала. «На своих клубах я экспериментирую, — поясняет Белонощенко. — Я внедряю там новые программы, смотрю, нравятся ли они детям. А еще это «кузница кадров»: в своих клубах я ращу людей для работы в управляющей компании».
Функции управляющей компании, в которой работает 20 человек, — поиск новых развивающих программ, отбор партнеров-франчайзи и контроль над клубами сети. «Мы создали контрольный список из 205 пунктов для проверки клубов на соответствие корпоративным стандартам, и это не предел, — говорит Евгения. — Наши менеджеры будут лично посещать клубы, и несоответствие хотя бы по одному пункту будет поводом для разбирательства с франчайзи. Сейчас мы делаем это в мягкой форме, постепенно приучая партнеров к нашим стандартам, но уже со следующего года контроль станет очень серьезным. Качество и уникальность услуг — то, что отличало компанию с самого начала и стало причиной ее успеха. С увеличением количества клубов это не должно меняться».
По словам Белонощенко, «Бэби-клуб» получает не менее 25 заявок каждую неделю, но лишь одна из пяти заявок одобряется. Около 40% новоиспеченных франчайзи приходят из финансового сектора и малого бизнеса. Еще столько же франшиз состоятельные мужья покупают в подарок женам. Оставшиеся 20% покупателей — люди, которые познакомились с методикой, будучи преподавателями или клиентами «Бэби-клуба», а позднее решившиеся начать свой бизнес. «На старте программы франчайзинга мы, как маленькие дети, хотели дружить со всеми и кричали: «Ребята, все к нам, у нас здорово!» Сейчас мы отбираем только таких партнеров, с которыми действительно сможем дружить, — объясняет Белонощенко. — «Бэби-клуб» — это семья, а в семью просто так не попадают».
Уплатив паушальный взнос в размере 700 тыс. рублей, партнеры компании проходят 70-часовой курс обучения методикам «Бэби-клуба». Разумеется, стартовые вложения франчайзи этим не ограничиваются: нужно арендовать помещение, сделать в нем ремонт, закупить мебель и пособия. Как правило, москвичи тратят на все около 1,8 млн. рублей. В регионах цифра чуть ниже — 1,5 млн. Размер роялти раньше зависел от выручки, а сейчас фиксированный: 12 тыс. рублей в первый год, 15 тыс. во второй и 19 тыс. начиная с третьего. В компании уверяют, что франшизу можно окупить за один год — но только если очень постараться. «В спокойном темпе франшиза окупается за два или два с половиной года, — говорит Евгения. — Наш рынок услуг отличается, например, от рынка розничной торговли, для которого это слишком большой срок».
В Москве у «Бэби-клуба» 20 центров — больше, чем у любой другой сети центров раннего развития. У ближайшего конкурента, которого удалось обогнать только в прошлом году, — 13 точек. «Наша цель — шаговая доступность», — заявляет Белонощенко. В регионах успех «Бэби-клуба» выглядит не столь значительно на фоне конкурентов. Есть сети, насчитывающие до 300 клубов. Однако Евгению это не смущает. Она сравнивает свой бизнес с ручным шитьем — кропотливым трудом, где каждый стежок должен лечь точно и аккуратно. В планах у «Бэби-клуба» в ближайшее время увеличить число клубов в Москве до 100, а в России — до 1000, а также начать международную экспансию. Уже сейчас компания ведет переговоры с партнерами в Сингапуре, Израиле, ОАЭ и Великобритании. «Мы хотим работать с русскими диаспорами за рубежом, — говорит Белонощенко, — чтобы русские девчонки и мальчишки не забывали родной язык». Обсуждается и вариант адаптации и перевода программ «Бэби-клуба» на английский язык.
Сейчас у Евгении Белонощенко четверо детей: три дочки (14, 9 и 5 лет) и сын-грудничок. Справляться с высокой нагрузкой ей помогает няня. «В моей жизни воспитание детей и работа органично переплетены. Я не мама-наседка, поэтому мне комфортно заниматься не только детьми, но и делом. Они у меня свободные личности: самостоятельно передвигаются по городу, общаются с друзьями, — замечает Евгения. — Когда то, что ты делаешь, приносит пользу людям и ты живешь ради этого дела, сама вселенная начинает помогать тебе — обстоятельства выстраиваются нужным образом, рядом оказываются близкие по духу люди, и ты чувствуешь попутный ветер. Именно этим мы и занимаемся — ловим попутный ветер».
Евгения Белонощенко
В 1997 году окончила Самарскую экономическую академию, в 2007 году — факультет психологии Самарского государственного университета. В 2000 году основала «Бэби-клуб». В 2011 году стала победителем российского этапа международного конкурса «Предприниматель года» (Entrepreneur Of The Year Award) в номинации «Образование и развитие». Воспитывает трех дочерей и сына.
«Бэби-клуб»
Компания основана в Самаре в 2000 году, с 2003 года развивается в сетевом формате. С 2007 года штаб-квартира находится в Москве, с 2009 года сеть развивается по франчайзингу. За годы существования «Бэби-клуб» выпустил более 8000 малышей. Сеть представлена 82 центрами в 36 городах России и СНГ. Среднегодовая чистая прибыль одного клуба — около 1,2 млн. рублей.
Текст: Валентина Королева, Татьяна Сохарева
Фото: Юлия Пономарева