Несколько лет назад у небольшой косметологической компании Vital вышли из строя многие приспособления. Одновременно исчерпали свой ресурс лазерные аппараты и аппаратура для коррекции фигуры и лечения целлюлита, без которых кабинет не мог предоставлять полный комплекс услуг. Владелица компании Яна Даниленко оказалась в непростой ситуации. В кризис клиентов поубавилось, и Vital не удалось в тот период скопить финансовых средств, так что обновить оборудование в срочном порядке компания не могла. Рассчитывать на банковский кредит тоже не приходилось — малое предприятие, которое работало в арендованном помещении, относилось к категории рискованных заемщиков. Даниленко уже подумывала о том, чтобы распустить сотрудников. Но все же решила обратиться за лизингом — и получила одобрение сделки.
Впрочем, в подобном положении оказались тогда не так уж много представителей малого и среднего бизнеса (МСБ). Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов отмечает, что большинство мелких и средних производственников из разных отраслей в «тучные» годы успели обновить парк оборудования. Однако вскоре настанет период обновления уже той техники и оборудования, которые МСБ приобрели до 2008 года.
Лизинг оказался в условиях России востребованным инструментом, считают эксперты. Объем рынка этих услуг последовательно растет: по данным Росстата, за первые шесть месяцев 2012 года стоимость договоров финансового лизинга по категории «машины, оборудование, инвентарь» составила 104-105 млрд. рублей, а по итогам года оценочно может возрасти до 200 млрд. рублей.
Из числа лизингополучателей на предприятия малого и среднего бизнеса приходится весьма значительная доля. Именно небольшие компании и индивидуальные предприятия чаще всего испытывают недостаток оборотных средств при высокой потребности в развитии производственной базы.
«У крупных компаний есть возможность купить оборудование или технику за собственные деньги без особого ущерба для оборотных средств, — отмечает директор бизнес-направления «средний лизинг» компании «Элемент Лизинг» Евгений Мацай. — А среди МСБ ведь есть не только торговые компании, но и подрядчики на транспорте и производстве, которым проще и выгоднее приобретать необходимое оборудование в лизинг».
Не для всех представителей малого бизнеса сразу становятся очевидны выгоды лизинга. Катерина Бажанова до сих пор подсчитывает финансовые потери, которые понесла, когда год назад открыла бизнес по выпечке хлебобулочных изделий, понадеявшись на помощь знакомых. «Мы с мужем, оба по профессии кулинары, решили начать собственное дело. Думали снять подвальчик и взять в лизинг печи, — рассказывает предпринимательница. — Но тут друзья предложили в субаренду помещение с печами — правда, с условием, что когда найдут покупателей на печи, то вывезут их. Мы-то думали, что это произойдет не скоро, но в итоге друзья поставили нам условие: или мы вывозим печи, или вы платите за них больше, чем другие покупатели».
Бажановым пришлось оплачивать в дополнение к аренде еще и оборудование — они уже успели заключить столько договоров на поставки своей продукции в магазины, что работу нельзя было прерывать даже на полдня. Затем супруги нашли другое помещение и взяли-таки печи в лизинг. По подсчетам Катерины Бажановой, общая сумма отчислений при этом оказалась примерно на 18% меньше, чем плата «друзьям».
Как правило, у коммерсанта есть несколько вариантов получения необходимого оборудования. Помимо лизинга можно заключить договор аренды, приобрести оборудование в собственность за личные или оборотные средства предприятия, взять кредит в банке или ином кредитно-финансовом учреждении. Первые два из упомянутых способов не всегда доступны из-за дороговизны практически любого специализированного профессионального оборудования, будь то кулинарная печь или бетономешалка. Кроме того, не каждый предприниматель захочет и сможет разово «вынуть» крупную сумму из оборота, создав «финансовую дыру» в бюджете компании, которую, возможно, не удастся залатать вплоть до той поры, пока приобретенное оборудование хотя бы не окупится.
Обращение за кредитом в банк для небольшой компании тоже не лучший выход. Как правило, банк требует залоговое обеспечение под выдачу «длинных» денег. «Ни один банк не предоставит кредит недавно созданному частному предприятию, компании с небольшой выручкой или фирме, у которой нет основных средств на балансе», — отмечает начальник отдела регионального развития «РМБ Лизинг» Илья Шишков.
Кредитование шло бы намного активнее и успешнее, если бы закон разрешал кредитно-финансовым учреждениям рассматривать в качестве залога приобретаемое имущество. Однако на данный момент залоговым обеспечением банк может считать только уже имеющееся имущество — даже если предприниматель намерен приобрести на заемные деньги недвижимость, оборудование и технику, которые по факту являются высоколиквидными активами.
Далеко не все представители МСБ владеют недвижимым имуществом, а если брать коммерческий кредит под оборот, это ухудшит общие финансовые показатели предприятия. Да и рассчитывать на дополнительное привлечение инвестиций, если они понадобятся, например, на развитие, компании уже будет затруднительно из-за серьезного долгового бремени.
Лизинг оказывается самым выгодным из всех способов приобретения оборудования, поскольку позволяет предпринимателю покупать его в рассрочку на длительный срок. В качестве первоначального взноса нужно оплатить лишь часть общей стоимости оборудования — как правило, 20-30% в зависимости от отрасли. «Размер аванса зависит от конкретных договоренностей клиента с лизинговой компанией, — поясняет Евгений Мацай. — В любом случае лизинг выгоден предпринимателю, потому что оплата растягивается во времени, а значит, не нужно разово «вынимать» из оборота значительные средства — деньги продолжают работать. Собственно, в этом и состоит основное преимущество лизинга, который, по сути, является кредитом в форме аренды».
В отличие от банков, для лизинговой компании залогом является приобретаемое имущество. В лизинговых компаниях отмечают, что российские предприниматели обычно предпочитают приобретать оборудование, изготовленное за рубежом, даже если аналогичная техника производится и у нас в стране. Так, Сергей Борисов, генеральный директор компании Ironworks, специализирующейся на изготовлении эксклюзивных металлических предметов интерьера, выбрал из предложенного списка чешские станки для работы по металлу — они представляются ему более надежными. Спустя две недели он уже устанавливал на своей площадке привезенные лизинговой компанией станки. В процессе покупки сам Борисов, как и любой другой лизингополучатель, не участвовал — все заботы по приобретению, оформлению документации и доставке берет на себя контрагент предпринимателя, который и является собственником оборудования на весь срок лизинговых платежей.
Возможность выбора — одна из самых привлекательных сторон лизинга для предпринимателя, считает Дмитрий Баранов. «Обращаясь к лизингу, коммерсант получает возможность сравнить разные виды оборудования, вообще решить, стоит ли ему заниматься этим видом бизнеса, —
объясняет эксперт. — Если можно так выразиться, беря оборудование в лизинг, предприниматель не отрезает себе «пути к отступлению», а получает возможность изменить свои планы».
Единственным «недостатком» лизинга является необходимость переплачивать за оборудование 8-10% сверх реальной стоимости оборудования (из этой суммы и формируется доходная база лизинговых компаний). По окончании срока лизинга, который определяется индивидуально, оборудование переходит в собственность лизингополучателя. По сравнению с годовыми процентами по кредиту конечная стоимость станков и аппаратов оказывается незначительно выше. Однако напрямую сравнивать эти два способа приобретения оборудования нельзя, уверен Илья Шишков. Все зависит от того, что больше устраивает предпринимателя: если он пользуется лизингом, то выигрывает с точки зрения бухгалтерского учета, потому что законодательно предусмотрена ускоренная (по сравнению с обычными сроками) амортизация лизингового оборудования. «Это существенно уменьшает налог на имущество. Да и все платежи по лизингу уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, поскольку относятся на расходы и создают так называемый «налоговый щит», — добавляет сотрудник бухгалтерии одной из лизинговых компаний.
Следует иметь в виду, что использование лизинга оправданно лишь на определенном этапе развития компании. Как минимум претендент на лизинг должен достаточно прочно стоять на ногах, видеть свои перспективы, быть готовым развиваться и иметь для этого хотя бы минимальные ресурсы. У стартапов гораздо меньше шансов воспользоваться возможностями лизинга, чем у компаний, которые присутствуют на рынке уже несколько лет. «Возможно, кто-то из вновь созданных компаний и готов взять оборудование в лизинг, но вряд ли их больше, чем 5-10% от общего числа «неофитов», — считает Дмитрий Баранов.
«Тем не менее лизинг гораздо более гибкий инструмент, чем кредитование, — говорит Илья Шишков из «РМБ Лизинг». — В нашей компании тоже действует правило работать с теми организациями, которые присутствуют на рынке не менее одного года. Но мы готовы делать исключения из этого правила, если у претендента на лизинг хорошие показатели. К примеру, только что в финансовый комитет ушла сделка с предприятием, которое организовано 4 апреля 2012 года. При анализе показателей компании мы увидели, что ее доходы, прибыль и в целом финансовое состояние находятся на должном уровне, поэтому было принято решение одобрить сделку — хотя, конечно, мы и идем на определенный риск ».
Естественно, не всякая начинающая фирма обладает таким потенциалом. Для многих процесс лизинговой сделки стандартен. «Обратившись за финансированием в лизинговую компанию, претендент получит коммерческое предложение с графиком предстоящих платежей, — объясняет Евгений Мацай. — Если график его устраивает, то на следующем этапе получатель лизингового оборудования должен подготовить пакет документов — как правило, это стандартный набор, состоящий из учредительных документов, бухгалтерской отчетности, кредитной истории и пр. Лизинговая компания, получив этот пакет документов, изучает его на предмет возможных финансовых и юридических рисков — и на основе этого анализа принимает решение о том, предоставлять ли претенденту оборудование в лизинг или нет».
Комментарии экспертов
Евгений Мацай,
директор бизнес-направления средний лизинг «Элемент Лизинг»:
Темпы роста рынка лизинга оборудования не очень высоки — сказываются последствия кризиса. Чтобы компании обновлялись и приобретали в лизинг оборудование, нужен устойчивый экономический рост, а он снова замедляется. Однако важна и отраслевая принадлежность возможного лизингополучателя. Мы активно работаем с МСБ и видим, что от предприятий, которые так или иначе связаны с нефтегазовой промышленностью или строительством, запросы поступают стабильно. Ведь сейчас реализуется немало крупных инфраструктурных проектов — на олимпийской стройке в Сочи, в центральной России и т.д. На таких стройках требуются всевозможные генераторы, газосварочные инструменты и т.д. Не особо снизились и объемы заказов на медицинское и полиграфическое оборудование.
Дмитрий Баранов,
ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
Ошибаются те, кто считает, что лизинг оборудования является наименее ликвидным сегментом из всех видов лизинга. Все зависит от типа и вида оборудования, степени его износа, страны происхождения и других параметров. Активно эксплуатируемый станок иностранного производства, который работает по 24 часа в сутки и при этом не ломается, можно продать быстрее и дороже, чем иной образец отечественной спецтехники, даже если он находится в идеальном состоянии и меньше эксплуатировался, но при этом имеет ограниченный рабочий ресурс. Иными словами, при совершении лизинговой сделки учитывается огромное количество параметров — в зависимости от того, в чем именно нуждаются клиенты. До кризиса 2008 года на долю лизинга различных видов оборудования в общем объеме лизинговых сделок приходилось 20-26%, поскольку на растущих рынках появились различные финансовые инструменты, позволявшие даже не очень крупным компаниям воспользоваться лизингом. Сейчас эта доля снизилась до 13-19%. Объясняется это тем, что рынок не восстановился после кризиса полностью — более того, бизнес боится наступления нового кризиса.
Сергей Борисов,
генеральный директор компании Ironworks:
Наша компания небольшая, однако специфика нашей деятельности такова, что для выполнения эксклюзивных металлических интерьерных изделий непременно требуется специальное оборудование. Лестничные ограждения, хромированные столы из металла и стекла, фигурные светильники невозможно сделать полностью вручную. Для таких работ нужны токарно-винторезные, фрезерные, сверлильные станки. Три года назад для нас стал насущным вопрос обновления части этого оборудования — мы его покупали сравнительно давно на вторичном рынке, станки были произведены еще во времена Советского Союза, исчерпали свой ресурс, и работать на них стало просто опасно. Но тут как раз грянул кризис, и самостоятельно мы вряд ли сумели бы обновить станки — не говоря уж о приобретении в кредит, ведь банки тогда практически перестали выдавать кредиты. В итоге мы воспользовались лизингом, и уже через год станки перейдут в собственность нашей компании.
Беседовал Артем Пащук
Текст: Ольга Венседорина